10 марта 2011

Окончания существительных-омонимов в им. падеже мн. числа

Употребление форм имени существительного.
Форма именительного падежа множественного числа существительных-омонимов. Примеры в дополнение к учебнику.
I. Некоторые слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе окончание -ы (-и) или -а (-я) в зависимости от значения, например:
борова (дымоходы) - боровы (кабаны)
корпуса (здания, войсковые соединения) - корпусы (туловища)
образа (иконы) - образы (художественно-литературные)
лагеря (военные, туристские) - лагери (общественно-политические группировки)
ордена (знаки отличия) - ордены (рыцарские и монашеские общества)
повода (поводья) - поводы (побуждения)
пояса (части одежды) - поясы (географические)
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры)
тока (место молотьбы) - токи (электрические)
тона (переливы цвета) - тоны (звуковые)
тормоза (приборы) - тормозы (препятствия)
учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)
хлеба (на корню, также в выражении "поступить к кому - нибудь на хлеба") - хлебы (печеные)
цвета (окраска) - цветы (растения)
Читать далее

Если хочешь проверить свои знания...

Здесь  тесты и задания по русскому языку.  Хотите проверить свои знания -- смело жмите на ссылку. Желаю удачи!

На премию "Большая книга"

Завершен прием работ на соискание национальной литературной премии «Большая книга». По словам организаторов, всего поступило 375 рукописей и книг из 42 регионов России и 14 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Среди соискателей – Юз Алешковский, Андрей Аствацатуров, Юрий Арабов, Илья Бояшов, Юрий Буйда, Дмитрий Быков, Нина Горланова и Вячеслав Букур, Мария и Сергей Дяченко, Олег Зайончковский, Алексей Иванов, Тимур Кибиров, Наталья Ключарёва, Сергей Кузнецов, Андрей Левкин, Ольга Лукас, Борис Минаев, Алексей Михеев, Татьяна Москвина, Владимир Новиков, Марина Палей, Виктор Пелевин, Андрей Рубанов, Ольга Славникова, Алексей Слаповский, Владимир Сорокин, Маргарита Хемлин, Михаил Шишкин, Глеб Шульпяков, Татьяна Щербина и другие. Многие работы известных и начинающих литераторов представлены рукописями. По правилам премии, имена авторов рукописей будут названы экспертам и читателям только при объявлении «Списка финалистов» в мае.
"Новости литературы"

Устаревшие слова -- в музей!

Проще всего язык меняет свой словарный состав: средний род или суффикс «ик» работают в языке независимо от социальной, политической или культурной ситуации, а вот слова «продразверстка» или «гуглить» входят в активный запас слов, только пока в жизни встречаются явления, которые они описывают. Обычно мы обращаем внимание на новые слова, описывающие постоянно возникающие новые явления. На конференции TEDxPerm Максим Кронгауз предложил задуматься о параллельном процессе: многие слова, совсем недавно самые обыденные, прямо на наших глазах переходят в пассивный словарь и становятся историзмами. Наблюдение за этими словами могло бы многое нам рассказать о нас самих. Несколько лет назад Максим Кронгауз писал, что в России нет традиции ежегодно издавать словарь вышедших из употребления слов и не нашлось человека вроде французского журналиста Бернара Пиво, который написал бы книгу под названием «100 слов, которые нужно спасти». Сегодня Кронгауз предлагает новый, насколько нам известно, беспрецедентный способ сохранять умирающие слова: им нужно посвятить музей.
Здесь можно посмотреть видео с выступлением Максим Кронгауза.

10 существительных на -мя плюс ПУТЬ и ДИТЯ

Вы запомнили разносклоняемые существительные? И знаете, конечно, что к ним относятся ещё существительные ПУТЬ и ДИТЯ, которые называются разносклоняемыми, потому что имеют окончания 3 и 1 склонений. Но главное: надо помнить, что в косвенных падежах у существительных на -мя к основе прибавляется -ен, а в родителном падеже множественного числа -ян. Не все 6-классники сегодня это усвоили. Поэтому ещё раз и пишу о разносклоняемых существительных.
 Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Источник здесь

09 марта 2011

Из копилки ученических ошибок. А ты знаешь, как правильно?

Нет чулканов, чуликов, чулкав, чулоков (вместо чулок).
Нет валенков, стрижов, матрешков, ботинков, носоков (правильно валенок, стрижей, матрёшек, ботинок, носков).
Гвоздика, посадка (чего?) гвоздиков.
Особое место занимают ошибки в словарных словах. Иногда сложившийся неправильный образ слова довольно трудно скорректировать:
иженер, иженерное дело, индженер, самолётыстроение, привогзательная площадь, за шиворонт, мурской (пиджак).

Премии библиотекарям

Библиотекари Кировской области к своему профессиональному празднику получат премии по 10 тысяч рублей. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, заявил глава региона Никита Белых на совещании, посвященном вопросам развития сферы культуры.
Он отметил: "У нашего региона нет запасов природных ресурсов, нефти, газа, золота, на эксплуатации которых мы могли бы построить свое благополучие. Нашим конкурентным преимуществом может и должно стать наше общество, общество образованных, инициативных, ответственных людей. И в формировании такого общества невозможно переоценить роль региональной культуры. Именно поэтому мы на системном уровне занимаемся реализацией культурной политики в Кировской области".
Читать полностью здесь

О литературе и как её преподавать в школе

«Разгружая» программу, можем ли мы лишить детей возможности более глубокого знакомства с литературой? Нет. Вспомним стихотворение Альфреда де Мюссе «Учение» (свободный перевод):
Всё, что я хотел бы дать тебе,
Подобно яблоне, шумящей зелёной листвой.
Всё, что я знаю при этом –
Всего лишь ветка на этой яблоне.
Всё, что я успел тебе сказать –
Всего лишь яблоко.
А то, что ты сумел услышать –
Всего лишь зёрнышко от этого яблока.
Но из этого зёрнышка может вырасти
Яблоня, шумящая зелёной листвой.

Заронить зёрнышко интереса куда важнее (и сложнее), чем «задавить» ребёнка грудами текстов и информации. Толстой ставил своей целью не что иное, как учить «полюблять» литературу, т. е. пробуждать любовь, показывать россыпи неисчерпаемых богатств языка и литературы русской. И если мы сможем это совершить, то наши ученики пойдут дальше нас…
Т.В. Алексеева,
методист Научно-методического центра
Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
Заслуженный учитель РФ
Читать полностью здесь

Разносклоняемые существительные

Здесь в форме  мозаики из слов (сервис http://www.imagechef.com/) размещены
разносклоняемые существительные. Возможно, вам, ребята, так их легче будет запомнить.

Религия -- значит, "совестливость"

Религия -- это совокупность представлений, основанных на вере в высшие силы и существа (богов, духов), которые являются предметами поклонения. Кроме широко распространённых в нашей стране православного христианства и ислама, в мире  известны католическое христианство, иудаизм (религия евреев), индуизм (религия, распространёная главным образом в Индии), буддизм (религия, основателем которой считается Будда).
Но если мы обратимся к истокам самого слова религия, то обнаружим, что в латинском языке, из которого это слово через посредство польского пришло в русский язык, оно означает "совестливость".  Наверное, это качество -- главное, что объединяет все религии мира. Если совесть человека спокойна, если он живёт, сохраняя душу чистой, то можно надеяться, что бог, к которому человек обращает свои мысли, услышит его молитвы.

08 марта 2011

КАК СБЕРЕЧЬ РОДНУЮ РЕЧЬ?

Как сберечь родную речь?
Прежде чем мы окончательно разучимся точно формулировать свои мысли, слушать и понимать собеседника  
18 декабря "Известия" опубликовали письмо доктора филологических наук, заведующего кафедрой сопоставительного изучения языков МГУ Игоря Милославского, посвященное вопросам преподавания русского языка в наших школах. Оно вызвало массу откликов. Проблемы, поднятые в письме, настолько злободневны и касаются буквально каждого, что мы решили продолжить разговор на эту тему на страницах нашей газеты. С профессором Игорем Милославским беседует  обозреватель зазеты Андрей Чернаков.

Корр.: -- А как вы оцениваете уровень речевой культуры современного российского общества? Умеет ли большинство из нас точно, грамотно и ярко излагать свои мысли?

Ответ: --: Если речь идет о грамотности как о формальной правильности тех или других высказываний, то в этом смысле мы находимся на достаточно хорошем уровне. Можно, конечно, приводить сколь угодно много каких-то ужасающих цитат из сочинений выпускников и абитуриентов и смеяться над ними, но в целом уровень формальной грамотности (я имею в виду орфографию, пунктуацию, соблюдение разнообразных орфоэпических норм) в нашей стране достаточно высокий. А вот умение точно понять сказанное и написанное, особенно выразить собственные мысли и чувства - это самый серьезный и больной вопрос. Мне представляется, что в этом отношении ситуация просто катастрофическая. Люди привыкли произносить слова, не понимая того, что за ними стоит.
Интервью полностью здесь

Проблемы с языком начинаются с того, что нас неправильно учат в школе родной речи (фото: PHOTOXPRESS)

Актёрская премия "Фигаро" имени Андрея Миронова

Имя Андрея Миронова носит Российская национальная актерская премия "Фигаро", которая впервые будет вручена во вторник, 8 марта, в день 70-летия со дня рождения выдающегося мастера театра и кино. Торжественная церемония пройдет вечером в театре "Русская антреприза" имени Андрея Миронова.
Как  рассказал инициатор премии, народный артист России Рудольф Фурманов, церемония станет завершающим аккордом в праздновании дорогих для российской культуры театральных событий - 100-летия со дня рождения Марии Владимировны Мироновой и юбилейной дате со дня рождения ее сына. Этому событию предшествовали успешные гастроли "Русской антрепризы" в столице, в рамках которых было показано одиннадцать лучших спектаклей этого коллектива.
Облик самой премии напоминает об одной из блистательных ролей Андрея Александровича на сцене Театра сатиры - обаятельного, неудержимого и влюбленного Фигаро. Эту фигурку, выполненную скульптором Мариной Никольской, изготовили из бисквитного фарфора на Императорском фарфоровом заводе.
Читать  далее

С 8 МАРТА, ДЕВОЧКИ!

В классе девочки у нас -
Умницы, красавицы!
И признаться, нам, мальчишкам,
Это очень нравится!
 
Вы красивые всегда:
«Хвостики», косички.
Мы за них, бывает, дёрнем,
Только по привычке.
 
Как приходит переменка
Любим с вами поиграть:
Убегаем, что есть силы,
Чтоб могли нас догонять!

Вы танцуете, поете,
Книжки любите читать.
Не забудьте на уроках
Нам хоть что-то подсказать!

Источник здесь

С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ЖЕНЩИНЫ!

07 марта 2011

Ничего, ничего, ничего... Из записных книжек поэта

Есть на языке нашем оборот речи совершенно нигилистический, хотя находившийся в употреблении еще до изобретения нигилизма и употребляемый доныне вовсе не нигилистами. «Какова погода сегодня?» – Ничего. – «Как нравится вам эта книга?» – Ничего. – «Красива ли женщина, о которой вы говорите?» – Ничего. – «Довольны ли вы своим губернатором?» – Ничего. – И так далее. В этом обороте есть какая-то русская, лукавая сдержанность, боязнь проговориться, какое-то совершенно русское себе на уме.
П.А Вяземский,  князь,
русский поэт,
литературный критик.

Здесь в "Русском мемуарии" "Записные книжки" Петра Андреевича Вяземского. Весьма интересное и полезное чтение.

А воды уж весной шумят...

Природа пригласила имиджмейкером Весну.
Чтоб приукрасить землю, утомленную зимою.
Журчанием ручьев отмыть земную седину,
И серость обнаженности ветвей окутать
изумрудную мечтою…
Источник здесь

МАКСИМ КРОНГАУЗ: КАК ИЗМЕНИТСЯ РУССКИЙ ЯЗЫК

За сто лет может исчезнуть язык. А может случиться и так, что за это время практически ничего не меняется. Так что же мы можем спрогнозировать?
Мы можем уловить некоторые тенденции, которые есть в языке, и показать в какую сторону они ведут, в будущее или прошлое. Появляется новое правило или исчезает.
Есть такие тенденции, которые, на мой взгляд, интересны всем и касаются всех. Сегодня появились новые коммуникативные сферы. Мы активно общаемся в Интернете. Еще не очень понятно, как это влияет на нас, но уже заметно, что с нами происходят какие-то серьезные изменения. И с нами, и с нашим языком. И вот здесь, как мне кажется, кроется, может быть, самая великая тенденция, которая сегодня зарождается и уже начинает нас толкать в определенном направлении.
Сейчас появляется новая форма, которая занимает промежуточное место между письменной и устной. Кажется, что это невозможно, – мы либо говорим, либо пишем.
Как происходит общение в Сети? Речь идет о таких речевых жанрах Интернета, которые всем хорошо известны, – это социальные сети, блоги, форумы, чаты, ну и прочие места, где люди просто разговаривают, но разговаривают письменно.
Происходит замечательное явление: письменная речь становится богаче устной речи. Самый простой пример – это появление смайликов. Что они означают? Они просто передают наше настроение. Таким образом, в письменную речь встраивается настроение, что раньше было невозможно.
И еще примеры визуальной речи: использование зачеркнутого текста. В данном случае мы видим, что зачеркнутая письменная речь обозначает тоже речь, но внутреннюю. «Вот я на самом деле говорю это, а пишу другое». И эти два текста взаимодействуют и обогащают речь, делают ее многомерной.
Письменная речь не просто догоняет устную по богатству средств выражения, она ее обгоняет. Мы видим, что все то, что раньше легко решалось с помощью устной речи, сегодня потихоньку сдвигается в речь письменную или в ту самую визуальную речь.
 К чему это приведет?
Совершенно понятно, что если доводить тенденцию, о которой я говорю, до конца, то мы придем к тому, что вот эта самая визуальная речь заменит нашу устную, и мы будем общаться с помощью коммуникаторов или компьютеров, и наша устная речь отомрет. Но на самом деле иногда ведь это происходит, когда коллеги, работая в одной комнате, предпочитают переписываться, а не разговаривать друг с другом. Студенты на лекциях предпочитают посылать друг другу sms, а не что-то шепнуть на ухо.
Но закончу я, наверное, оптимистично. Никогда человеческое общество не превратится в людей, бродящих с какими-то гаджетами и девайсами и нажимающих на кнопки, вместо того чтобы просто поговорить друг с другом. Но эта тенденция появилась, и я считаю, что очень важно ее зафиксировать.
Куда это нас приведет? Я надеюсь, что человечество настолько стабильная система, что в результате мы придем в какое-то равновесие.
Источник здесь

Тест по теме "Окончания существительных" для 6-классников

Выберите правильные ответы.
1. Окончания над рекой  -- на рекою являются:
а)  вариантами одной и той же формы;
б) разными окончаниями.
2. Безударные падежные окончания существительных проверяются:
а) ударными окончаниями того же падежа;
б) ударными окончаниями того же склонения;
в) ударными окончаниями того же склонения и падежа.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Окончание словоформы в тетрад_ можно проверить окончанием словоформы в земле.
б) Окончание словоформы в тетрадк_ можно проверить окончанием словоформы в земле.
4. Окончание -е пишется в словоформе:
а) в проруб...                  в) в деревн...
б) на лошад...                 г) на плоскост...
5. Окончание пишется во всех словоформах ряда:
а) на кител..., на пристан..., на роял,..., на территори...
б) в задумчивост..., в окончании..., в характеристик..., в раздумь...
в) по акаци..., по слабост..., по пенси..., по лини...
г) о чтени..., о самочувстви..., о сухове..., о традици...
6. Буква пишется на месте  пропуска в предложении:
а) На лили_ распустились бутоны.
б) В расписани_ уроков произошли изменения.
в) Не теряйся при опасност_.
г) На площадк_ было много детей.
7. Ь пишется в существительном:
а) разросшийся плющ(?)              в) пролил туш(?)
б) сыграли туш(?)                        г) услышала плач(?)
8. Буквы нет в окончаниях среди слов:
а) лиц_м, гараж_м, циркач_м, шалаш_м
б) рубеж_м, столиц_й, рощ_й, каш_й

06 марта 2011

Из серии "Обучающие игры." СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Перед вами учебный текст. Внимание! Прочитаем его. (Гонг). Теперь, пожалуйста, сядьте в круг. Мы сейчас будем пересказывать текст кол­лективно. Слева направо, по порядку, вы будете говорить существитель­ное, которое наиболее точно соответствует каждому маленькому кусочку текста в его естественном порядке. Причем каждый последующий называет существительные, произнесенные перед ним другими игроками, и далее добавляет свое. Таким образом, мы должны воспроизвести учебный текст существительными, его основную идею. Еще раз внимательно про­читаем текст от начала и до конца. Пожалуйста (Гонг). Теперь начнем слева направо воспроизводить учебный текст существительными, повто­ряя по очереди все, сказанное перед нами и добавляя далее свое. Начали (Гонг). Итак, вот что у нас получилось. Что можно еще добавить? Веду­щий, определите, кто точнее и остроумнее подбирал нужное для текста слово (Гонг). Спасибо. Игра окончена (Гонг).
Из книги "Игры – обучение, тренинг, досуг". Под ред. В.В.Петрусинского). М. Новая школа, 1994.
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии  будем в возможном совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.
Ф.И. Достоевский

Сегодня в России - День Бабушек и Дедушек

Инициатором проведения Дня Бабушек и Дедушек в России стал Цветочный совет Голландии.
В нашей стране существует много праздников, которые россияне празднуют с удовольствием. В октябре к таким праздникам добавится еще один – День Бабушек и Дедушек.
Этот праздник поможет разным поколениям начать более внимательно и тепло относиться друг к другу и, будет способствовать установлению особенных, семейных традиций в каждом доме. В этот день внуки смогут поздравить своих бабушек и дедушек, подарив им букет цветов или просто открытку с теплыми словами. Хотя в России праздник будут отмечать впервые, День Бабушек и Дедушек широко празднуется во всем мире, несмотря на то, что он не имеет единой официальной даты.
Впервые этот семейный праздник начали отмечать канадцы, которые в сентябре поздравляли своих бабушек и дедушек с их праздником, дарили цветы и устраивали пикник или домашнее торжество. Вскоре праздник стал настолько популярен, что его начали отмечать в мировом масштабе.
Поляки, например, празднуют День Бабушек и Дедушек целых два дня подряд. По традиции в эти дни бабушки угощают своих внуков пирогами, а те в свою очередь дарят бабушкам и дедушкам подарки.
Во Франции этот день празднуют в первое воскресенье марта. В этот день в туристических агентствах организуются бесплатные поездки на автобусах для бабушек и внуков, а в магазинах открываются специальные секции, где только(!) бабушки могут купить товары со скидкой.
Итальянцы отмечают День Бабушек и Дедушек в октябре. Интересно то, что этот день по католическому календарю посвящен ангелам-хранителям, которыми в современных семьях часто являются как раз бабушки и дедушки.
Россияне отметят День Бабушек и Дедушек 28 октября – в последние теплые осенние дни, когда так хочется сохранить побольше тепла перед началом долгой зимы, собраться всей семьей и поговорить по душам.
Инициатором проведения праздника в России стал Цветочный совет Голландии. К инициативе присоединились российские флористы, предложившие особые цветочные композиции, оформленные в стилистике Дня Бабушек и Дедушек, а также представители шоу-бизнеса: «звездные» бабушки, дедушки и внуки, сообщает служба по работе со СМИ Fleishman-Hillard Vanguard.
Источник здесь

ОБ АНГЕЛАХ

Тихой ночью, когда фонари
Дарят тусклые взгляды прохожим,
Опустился мой Ангел с небес
И заметил шрамы на коже...
- Обожглась?
- Нет... Скорее ошпарилась...
Окатила, крутым кипятком,
Свое сердце, что глупо подставилось
Под сапог - мягкотелым щенком...
- Больно?
- Нет... Не придумали слова -
Описать эту страшную пытку,
Где оставили вены наголо
И безжалостно тянут... как нитку...
- Страшно?
- Нет... Разве можно бояться,
Когда дальше одна пустота...?
Виновато взглянул мой Ангел
В зарубцованные глаза:
- Как же я не сумел уберечь
Твои дни от терзанья такого?
Что ты хочешь - скажи! Не молчи!
- Повтори все, пожалуйста, снова...
Источник здесь

СЕГОДНЯ ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

05 марта 2011

Ссылки для отличников

О том, как троечнику можно стать отличником,  полностью здесь . А вот секрет № 7  выношу в свой блог отдельно. Любопытный это совет автора.
Секрет 7. Добейтесь, чтобы у вас списывали. Тогда придётся списывающим объяснять, как что получилось. Когда объясняешь, а тебя не понимают сразу – это очень хорошо, потому что тогда ищешь другой способ объяснить, и тогда происходит чудо: сам для себя открываешь обсуждаемый вопрос с неожиданной стороны.

Ссылки для отличников:
http://www.e-edu.ru/8.00/stat_10-11.htm – О клубе отличников «Парта» с контактами;
http://www.informika.ru/koi8/friends/raduga/uzr/organiz/organ16.html – Центр международных контактов ПАРТА.