31 марта 2011

Очень горько было узнать о том, что ушла Людмила Марковна Гурченко.  Актриса, которую ты любила и будешь любить.  Хороший человек. Мне довелось бывать на её концертах, когда она приезжала в Астрахань. Раз я поднялась на сцену, чтобы преподнести Людмиле Марковне подарок от областной организации Союза журналистов и цветы от себя с мужем. И никогда не забуду её глаз.  Грустных, усталых глаз человека, который без остатка выложился на  концерте, отыграл свою роль так, что   каждому из нас, зрителей, казалось, что рассказывала  о себе, пела свои песни она только для меня. И её "Песенка про пять минут" навсегда с нашей семьёй, потому что тогда Людмила Марковна подошла к нам с мужем и  пела  как бы для нас -- только одних нас в этом   большом зале областной филармонии.
Вечная ей память. И цветы к её ногам.
Фото

Первый вопрос: что это такое? Ковровая дорожка?..


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Автор о снимке. Это место в Голландии находится в местечке Кёйкенхофф, недалеко от Лейдэна, там выращивают тюльпаны и разбит огромный парк для туристов, где каждый год на огромной территории, украшеной мельницами, озером с лебедями и много еще чем другим, высаживают миллионы тюльпанов, нарцисов, подснежников, крокусов, гиацинтов и других весенних цветов.
Это незабываемое зрелище, я была там 2 года назад.
Источник здесь

Состоялось вручение Горьковской литературной премии за 2010 год

30 марта были объявлены имена новых лауреатов Горьковской литературной премии. Она учреждена Российским фондом культуры и Центром межличностных коммуникаций Людмилы Путиной. Цель этой национальной премии в том, чтобы поддерживать авторов, произведения которых продолжают традиции русских классиков и отражают процессы, происходящие в обществе, стране и в литературе. Людмила Путина, открывая церемонию, отметила, что Интернет никогда не заменит книгу. Рассказывают «Новости культуры».
«Книга важна для нас, потому что уводит в прошлое, она погружает нас в чужие мысли, знакомит с традициями других народов. Книга - важное существо, которое будет живо, несмотря ни на какой Интернет», - уверена Людмила Путина.
Роман Сенчин стал обладателем Горьковской премии за роман «Ёлтышевы». В категории «поэзия» лучшей названа Ольга Рычкова. В номинации «Мои университеты» победила Наталья Жиркевич-Подлесских. Несколько лет она работала над книгой «Встреча с Толстым», в основе которой - дневники её деда – военного юриста и коллекционера Александра Жиркевича. Известный критик из Орла Владимир Ермаков стал обладателем премии в номинации «Несвоевременные мысли». А лауреатом в категории исторической публицистики стал академик Российской Академии образования Александр Киселев.
Источник здесь

Призёр Всеросийского конкурса образовательных сайтов - 2011

Во всероссийском конкурсе образовательных сайтов - 2011 мой блог занял 3 место. Номинация "Блог педагога".
Источник здесь

30 марта 2011

265 лет со дня рождения Франсиско Гойи

Автопортрет ссылка
...И снова звучит «Арагонская хота». И снова волшебник Глинка переносит нас в Испанию, на родину Гойи, и снова мы слышим, как шумит бочаррос в оливковых рощах Арагоны, как поет пастуший рожок. Наш слух чарует чеканный ритм танца, сухой цокот кастаньет и гортанные аккорды гитар. Мы словно снова видим смуглое лицо самого Гойи - великого арагонца.
Искусство вечно. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации.
Канули в Лету Бурбоны и тысячи, тысячи других сановных и сиятельных лиц. Ушли в небытие и иные правители Испании. Остается народ, его гений, труд, творчество. Остается искусство Гойи, образы, созданные им. Остается правда времени, показанная ху­ожником в гениальных «Капричос» и «Ужасах войны», в неподражаемых портретах, в «Махах», «Водоноске», в «Расстреле».
Каждый офорт, каждый холст, каждый рисунок Гойи - окно в жестокое время, в которое он творил, любил, ненавидел. Шедевры мастера говорят сегодня не меньше, чем сотни томов писаной истории. Говорят остро, непримиримо, честно. Такова неумирающая сила пластических открытий, созданных художником. Такова их неугасающая жизнь.
Полностью читать здесь 

... как продлить урок, не затягивая его ни на минуту

Завтра в школу, начнётся четвёртая четверть. Весна, а там и лето.  Тематическое планирование обычно корректируется, однако всё равно не хватает уроков, чтобы всё-всё в них вместить. А может быть, и не надо  стараться?.. Хотя вот в новых санитарных правилах для  образовательных учреждений "высечено", что  ребенок должен тратить на домашнее задание:
1 класс - домашнего задания нет;
2 - 3 классы - 1, 5 часа;
4 - 5 классы - 2 часа;
6-8 классы - 2,5 часа;
9-11 классы - 3, 5 часа,
Следовательно, большую часть учебного материала ученик должен освоить на уроке, потому что дома на подготовку задания по одному  предмету, например. пятикласснику отводится, согласно санитарным нормам, 20 минут. Одно упражнение переписать, ну, может, подчеркнуть слова как члены предложения или обозначить морфемы. Выручает компьютер в паре с видеопроектором в классе (вот только оперативная память вчера "полетела"). Видимо,  и за образовательным блогом как средством для продолжения урочной работы во внеурочное время на самом деле будущее...

Кто бы это мог быть?

К уроку о местоименных существительных.
Он бежал у самой моей ноги. Когда я  сотанавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня  ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. (Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал  и не уберёг смешного маленького друга.)

Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека до самой телефонной станции?  Кто бы это мог быть? Не угадали. Это был ... кленовый листочек. Первое предложение  в тексте такое: Я  только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка  за мной увязался лист клёна. Без этого предложения повествование является неясным, потому что местоимения не называют предметов, а только указывают на них.

Местоимение не выделяется как отдельная часть речи

К завтрашнему уроку русского языка в 6 б классе.
МЕСТОИМЕНИЕ. Местоименная группа слов выделяется лексически, по значению корневой части: она имеет предельно обобщенное значение, которое конкретизируется в контексте.
<Именно поэтому местоимение не является отдельной частью речи (нет существенных грамматических особенностей)>;.
По грамматическим значениям местоимения делятся на такие группы:
1. местоименные существительные: я, ты, он, себя, кто, что, это (Это неверно) и т.д.;
2. местоименные прилагательные: мой, твой, его, такой, это (Это заключение неверно) и т.д.;
3. местоименные наречия: когда, где, откуда, по-моему и т.д.;
4. местоименный глагол: что делать (Что он делает? – Строгает).
Таким образом, по общему грамматическому значению местоименные слова делятся на те же классы, что и неместоименные.
Источник здесь

Части речи (по Панову). Повторение

<В науке существует много разнообразных классификаций частей речи. Традиционно части речи рассматривались как лексико-грамматические классы слов, что представляло определенную сложность при их характеристике, т.к. необходимо было учитывать и лексическое, и грамматическое значение определенной части речи. М.В. Панов предлагает точку зрения последователей московской школы, согласно которой части речи в русском языке – это грамматические классы со своими специфическими грамматическими значениями и законами слово- и формообразования.>
В русском языке лексически знаменательные (не служебные) слова распределяются по таким грамматическим классам – частям речи: глагол, прилагательное, наречие, существительное.
Служебные слова тоже распределяются по нескольким разрядам (частицам речи): союзы, предлоги и собственно частицы.
Каждая часть речи объединяется определенными грамматическими значениями (которые в совокупности чужды другим частям речи), имеет свои законы слово- и формообразования. Каждая часть речи и каждая частица речи характеризуется своими законами синтаксического функционирования.

Река ... рой, реять, ринуться...



Река -- общеслав., одно из самых архаичных, древнейших слов нашего языка. Оно в родстве с древнеиндийским "рауас" -- "поток", "течение", с кельтским "рэнос" -- "река", из которого возникло и гегорафическое имя "Рейн". У нас с ним  связаны слова рой, реять, ринуться. Вероятно, в глуби веков река значило "бурный поток", "стремнина".

29 марта 2011

Из фотогалереи "Пушистики"

Всеми четырьмя руками... простите, лапами.    ссылка

...слухи о скорой смерти бумажной книги сильно преувеличены

В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
«Циолковский» организован коллективом книжного магазина «Фаланстер», популярного среди любителей «неформатной» и просто хорошей литературы, и Фондом поддержки Политехнического музея. «Выяснив на практике, что слухи о скорой смерти бумажной книги сильно преувеличены, мы решили открыть новый книжный, войдя в который, вам сразу станет ясно, что думать - это модно, наука – это будущее, а вкус к хорошей литературе должен быть вознагражден», – заявляют организаторы.
Как ещё мог называться книжный магазин в знаменитом здании Политехнического музея? "Циолковский" – это наша мечта о преодолении притяжения с помощью просвещения и научных знаний. Мечта о власти знания в обществе будущего. Мы открываем магазин для всей семьи современного образованного и думающего человека, так и не разучившегося читать", – говорят в «Фаланстере».
В магазине четыре зала: популярная наука + актуальная теория + современная и классическая литература и биографии, а также отдельный зал лучших детских книг, где, по замыслу инициаторов проекта, будут проходить игровые и образовательные встречи.
Источник здесь

Палисадник вовсе не "полусадик"

В латинском языке бытовало слово  palus, которое в переводе означало "кол". (Сравните с русским словом палка). Суровые ряды римлян прошли по всей Европе, покоряя народы, прокладывая дороги и возводя военные укрепления -- частоколы из заострённых кверху толстых брёвен и кольев. Во французском языке эти укрепления получили название палисад.
Шли века, росли и разрушались рыцарские замки, на смену тяжёдым мечам приходили тонкие рапиры, мощные стены сменились ажурными решётками. Палисадом стали называть лёгкий сквозной забор, отгораживающий небольшой сад перед домом, а также сам такой сад.
В России в палисадах -- в отличие от огородов, где выращивали овощи, -- стали сажать цветы, чтобы дом выглядел нарядным и приветливым. Само слово обзавелось суффиксом -ник- и стало звучать почти по- русски: палисадник. В нём так и хочется услышать русский корень сад-! Так возникла и народная этимология, то есть версия о происхождении слова, созданная не учёными, а простыми людьми. Палисадник объясняют как "неполный сад, полусадик" перед домом, а настоящий сад -- тот, где растут фруктовые деревья, -- как правило, располагается за домом.