18 мая 2011

Эх, лапти мои, лапоточки!..

Лапти носились с портянками (онучами).

 Как и обещала вчера, продолжаю  рассказывать о значении и истории слов, вышедших из употребления или продолжающих употребляться в речи, ставших привычными для носителей языка, но в то же время "знакомыми незнакомцами".
Лапоть -- общеслав. -- короткая плетёная обувь из лыка, коры. Лапти -- самая древняя обувь на Руси. Лапотниками называли крестьян, причём употреблялось это слово с неодобрительным оттенком. Лапти были очень распространённой обувью. Существовало даже выражение "лапотная Россия". Со словом лапоть связано немало пословиц и поговорок: В дорогу идти пять пар лаптей плести. Жениться -- не лапоть надеть. В рай в лаптях не дойдёшь. Бог лаптей не износит. Променял сапоги на лапти. Лаптем щи хлебать и др.

17 мая 2011

Начнём, пожалуй, с пармезана...

Что могут "рассказать" нам следующие слова: лапоть, кафтан, сарафан, панталоны, жилет, макинтош, галифе, френч, пломбир, пармезан, рокфор, тюль,  муслин, кашемир, джерси, батист, полоний, германий, франций, америций, рутений? В сообщениях блога я попытаюсь помочь разобраться в значении этих слов своим ученикам. И всем желающим это сделать, разумеется, тоже. Итак, в дополнение к материалам уроков. И начнём со съедобного...
Сыры пармезан и рокфор наименованы по  итальянскому городу Парма и  французскому местечку  Рокфор. Название по месту получил пломбир -- от французского города Пломбьер, где впервые стали изготовлять сливочное мороженое с добавлением цукатов, орехов, ягод.


Рокфор, Камамбер, Пармезан, Бри и Тет Де Муан.

Истуканы Улинъюаня

Истуканы Улинъюаня 102_4324.jpg
«Истуканы Улинъюаня 102_4324.jpg» на Яндекс.Фотках
Господи! Неужели бывает такое? И как это снимали?

Что такое ТЕЗАУРУС?

Тезаурус (греч. сокровище) -- одноязычный (толковый или тематический0 словарь, стремящийся максимально охватить лексику данного языка. Тезаурусный уровень отражает картину мира, смыслов, духовных ценностей для человека, определяемых национально-культурными традициями. Язык обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять определённую культурную и историческую информацию. (Ю.Н. Караулов.)

Теза́урус (от греч. θησαυρός — сокровище) в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.
В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.
В прошлом термином тезаурус обозначались по преимуществу словари, с максимальной полнотой представлявшие лексику языка с примерами её употребления в текстах.
Также термин тезаурус употребляется в теории информации для обозначения совокупности всех сведений, которыми обладает субъект.
Источник здесь

"...растите и увеличивайте ассоциации"

Восприятие -- непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явлениея внешнего мира.
Ассоциация -- связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Ассоциация, по словам Ломоносова, "есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, купно  воображать другие, как-нибудь с ней сопряжённые". Физиолог И.П. Павлов полагал, что "каждая маленькая ассоциация -- это есть момент рождения мысли" и что "мышление становится шире и глубже, когда растут и увеличиваются ассоциации".

Как воспринимается текст?

Лингвисты выделяют три уровня восприятия, закреплённые в самом художественном тексте.
Первый уровень -- это внимание, при котором достигается сосредоточенное вовлечение читателя в художественное повествование, знакомство  с внешними очертаниями реальности, запечатлённой в тексте. Как говорят психологи, этот уровень связан с временным или ситуационным интересом, возникающим в процессе чтения и угасающим с его завершением.
Уровень соучастия способствует созданию длительного заинтересованного отношения к тексту. Это уровень узнавания в тексте  "своего", "близкого" путём  сравнений и уподоблений; всякого рода ассоциации  с собственным жизненным опытом.
Третий уровень связан с постижением авторского пафоса, приобщением к художественным тайнам бытия, обнаружением истины, выстраданной художником и запечатлённой в тексте.

16 мая 2011

НЕСТРАШНЫЙ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Поиграйте  в весёлый ЕГЭ, ведь всем им в будущем предстоит серьёзное испытание настоящим тестированием. Убедитесь, что такое нестрашное занимательное тестирование будет для них страшно полезным.
w Какой словарь действительно существует?
А. Словарь трудностей русского языка.             В. Словарь ошибок русского языка.
Б. Словарь несуразностей русского языка.        Г. Словарь проблем русского языка.

w Какой вид словаря существует?
А. Скоростной.                  В. Частотный.
 Б. Силовой.                       Г. Оптический.
(В нём приводятся числовые характеристики употребительности слов какого-либо языка.)

w С какой буквы в русском языке начинается больше всего слов?
А). К.           В). О.
Б). П.           Г). Р.

w Какая буква русского алфавита на письме может быть факультативной?
А). Ь.           В). Ы.
Б). Й.           Г). Ё.
(Е вместо Ё.)

w Как в комедии Л. Гайдая называется одна из новелл о приключениях Шурика?
А. «Операция «Ы».           В. «Задание «Ч».
Б. «Программа «Э».          Г. «Шифровка «Ё».
Дальше здесь

Не хо-чу-у-у-у!!!

Не хо-чу-у-у-у!!!
  «Не хо-чу-у-у-у!!!» на Яндекс.Фотках  У нас дома такой же упрямый и своевольный кот Яша.

Дождь не помешал велопробегу в Астрахани

Массовый велопробег стал главным событием состоявшейся 14 мая  в Астрахани акции «Я живу». Она посвящена 66-летию Победы в Великой Отечественной войне. В числе полутора тысяч велосипедистов, стартовавших от улицы Боевой, был и губернатор Александр Жилкин.
Так как подобный велопробег проводился впервые, его предваряла большая агитационная кампания. К участию приглашались все желающие – от мала до велика. Организаторы - управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани и министерство спорта и туризма Астраханской области рассылали письма на предприятия и в учебные заведения. В результате на старт вышло немало команд, одетых в единую форму. От перекрестка улиц Боевой и Богдана Хмельницкого их провожали многочисленные болельщики, укрывавшиеся под зонтами от дождя, а также духовой оркестр.
Непогода не испортила спортивного настроя, хотя и скорректировала маршрут гонки. Колонна велосипедистов доехала до стелы у аэропорта и повернула к центру города, финишировав на площади Ленина. По условиям пробега победители не определялись, ведь участники были самого разного возраста и использовали они велосипеды самого разного класса, но желающих получить первые аплодисменты горожан, собравшихся на площади Ленина, оказалось немало. К тому времени дождь закончился и завершившие пробел гонщики не хотели расходиться, общались, фотографировались, наслаждались атмосферой праздника.
Через час последние преодолевшие тринадцатикилометровый путь принимали поздравления. Акция продолжилась минутой молчания в память павших в Великой Отечественной. Затем состоялись награждение победителей фотоконкурса на спортивную тематику и концерт. Целью акции было привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, нравственно-патриотическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни среди молодого поколения.
Источник здесь

Цветочный дождь. Ливень просто!

Глициния
«Глициния» на Яндекс.Фотках
И вновь цветением глициний
Пронизан свет небесно-синий,
И снова Жизнь,
И снова Май........
Источник здесь

Семиотика и лингвистика

Программа спецкурса «Семиотика и лингвистика» предусматривает расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся, углубленную подготовку школьников в сфере лингвистики, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин.
Цель курса: ввести школьников в мир знаков, показать, что язык – самый совершенный и универсальный знак в истории человечества.
Читать дальше

Письмо по памяти на уроках русского языка

Письмо по памяти – воспроизведение выученного текста небольшого объема – достаточно новый вид работы, практикуемый далеко не всеми учителями-словесниками.
В выученных и записанных в тетради строках необходимо правильно расставить все знаки препинания и не сделать орфографических ошибок.
Как эффективный вид комплексной работы с текстом письмо по памяти способствует развитию речи и зрительной памяти учеников. С его помощью можно проверить и закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы.
Подготовка к нему займет не много времени, но пользы принесет немало. Ученики с интересом готовятся к такому виду деятельности, потому что привыкли устно рассказывать текст.
Предлагаем 9 текстов для проведения письма по памяти, объединенных темой «Времена года». Это отрывки из стихотворений известных русских поэтов о зиме и весне. Работа ориентирована на учеников 6–8-х классов.
Далее тексты для записи по памяти.

Повторение в 6 классе

В дополнение к материалам урока.
На какие правила орфографии подобраны примеры? Используйте примеры в словосочетаниях.
Научно-фантастический, отчетно-перевыборный; бледно-зеленый, темно-карие, изжелта-красные, золотисто-желтый, серебристо-серый, длиннохвостый, светлоголовый, белобокий; древнерусский, железнодорожный.

Этимологическая страничка

Вы уже знаете что значит этимология. Существуют специальные этимологические словари, в которых подробно толкуются происхождение слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь и др. Фрагменты одного из них перед вами. Познакомьтесь с ними.
ЕДИНЫЙ. Заимств. из старославянского языка, где оно является местоименной формой общеславянского *jedinъ, сложения ограничительной частицы jedъ (ср. едва) и числительного inъ «один» (ср. иной). ЕДИНЫЙ буквально – «один-единственный».
ЗАБОР. Исконное. Производное от исчезнувшего «забороть» < *zaborti, суффиксального образования от borti > – «бороть». Ср.: забрало, бороться, брань. Исходное значение – «то, что защищает».
ЗАЛП. Заимствовано в начале XVIII в. из нем. яз., где Salve «залп» < лат. salve «здравствуй, будь здоров». См. салют.
САЛЮТ. Заимствовано в первой четверти XVIII в. из нем. яз., где Salut < латин. salus, salutis «здоровье». Ср.: будьте здоровы, за здравие, здравствуй.
ШКОЛА. Древнерусское, заимств. через польское посредство из лат. языка, в котором schola восходит к греческому schol–e «досуг, отдых». Развитие значения шло таким образом: «отдых, досуг» > «занятия в свободное от труда время» > «посещение бесед философов» > «учебное занятие, умственный труд» > «место, где занимаются учебой», т.е. «школа».
Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.
Школьный этимологический словарь русского языка.