Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
20 июня 2011
Основа повествования -- развитие действия
Повествование-расказ относится к той разновидности монологической речи, в которой повествуется о том или ином событии, эпизоде, факте жизни. Основой повествования-рассказа является развитие действия в определённой временной последовательности.
В предыстории к рассказу можно дать историю события: кратко охарактеризовать время, место и основных героев повествования. Рассказ можно дополнить (там, где это необходимо) комментариями, пояснениями, оценками, сведениями в виде авторских отступлений. Обязательным элементом вашего рассказа должно быть заключение.
Е.В. Любичева.
Описание: структурные части
При создании текста, ядром которого является описание природы, следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей: общее впечатление от увиденного, пережитого; собственно описание природы; обобщение.
При описании внешности героя используйте соответствующие тематически объединённые слова: внешний облик, возраст, лицо, волосы, рост, телосложение, походка...; однородные члены предложения, требующие интонации перечисления (удивительные карие глаза, пушистые загнутые ресницы, крупный рот и ослепительно белые зубы); составные именные сказуемые (Он был среднего роста... Его походка была небрежна и ленива. -- М.Ю. Лермонтов); оценочные слова (необычно внимательные, добрые глаза).
Если в портретном описании перечисляются внешние признаки человека, то в описании-характеристике называются черты характера, приводятся биографические данные, описываются наклонности, интересы человека: выделялся блестящими способностями, сосредоточенно слушал, всегда обдумывал свои поступки, увлекательно рассказывал...
Е.В. Любичева.
Русский язык. Методические материалы
для проведения уроков. 10-11 классы.
М., Эксмо, 2007.
19 июня 2011
Ад кромешный и тьма кромешная
Слово кромешный в наше время употребляется только со строго определёнными существительными. Ад кромешный означает невыносимую обстановку, кромешная тьма -- беспросветную темноту. Как же возникли эти значения?
В современном русском языке слово кроме -- это предлог, который употребляется с существительными в родительном падеже. Кроме бабушки в доме никого не оставалось. Кроме смородины в лесу было много других ягод: малины, черники, голубики.
В древнерусском языке кроме было наречием и имело значение "вне, снаружи". Вспомним историю: когда Иван Грозный разделил русскую землю на две части -- земщину и опричнину, то опричные (иные) земли он раздал во владение своим приближённым -- опричникам. Эти земли были как бы вне остальных земель, а опричники были вне существующего закона. Они подчинялись только царю. В народе они получили название кромешников.
Кромешный -- это такой, который находится снаружи, вовне: вне закона, вне обжитого, освещённого, согретого теплом пространства. Когда мы сейчас говорим о полной темноте, в которой нам мерещатся всякие страхи, мы называем её тьма кромешная.
Нынче с самолёта такого не увидишь...
Перечитываю "Планету людей" Антуана де Сент-Экзюпери. Из списка произведений для летнего чтения своим ученикам и погружаюсь в замечательный мир. Сколько доброго, вечного и, уверена, значимого для каждого могут дать такие книги. Вот, к примеру, отрывок.
Никогда не забуду мой первый ночной полёт над Аргентиной, ночь настала тёмная, лишь мерцали, точно звёзды, рассеянные по равнине редкие огоньки.
В этом море тьмы каждый огонёк возвещал о чуде человеческого духа. При свете вон той лампы кто-то читает, или погружён в раздумье, или поверяет другу самое сокровенное. А здесь, быть может, кто-то пытается охватить просторы Вселенной или бьётся над вычислениями, измеряя туманность Андромеды. А там любят. Разбросаны в полях одинокие огоньки, и каждому нужна пища. Даже самым скромным -- тем, что светят поэту, учителю, плотнику. Горят живые звёзды, а сколько ещё там закрытых окон, сколько погасших звёзд, сколько уснувших людей...
Подать бы друг другу весть. Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в полях, -- может быть, иные и отзовутся. (Перевод Норы Галь).
Её глаза -- как два тумана
ПОРТРЕТУ ЛОПУХИНОЙ
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Я.Полонский
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали,
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Я.Полонский
ПОРТРЕТ
Ее глаза – как два тумана,
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.
Н.Заболоцкий
Глагол с редким суффиксом -вова-
Глагол чествовать связан с существительным честь в значении "почёт, уважение".
Чествовать -- значит оказывать уважение, почёт; устраивать празднество в честь какого-то выдающегося человека.
У этого глагола редкий суффикс -вова-. От глагола суффиксальным способом можно образовать существительное чествование.
Развлечения для всех
http://fun.ucoz.ru/ "Развлечения для всех" -- так называется сайт по приведённой в начале сообщения ссылке. На нём можно найти подборку самых смешных анекдотов. Нет повторений! Афоризмы в коллекции разбиты на категории. Цитаты из различных источников, собранные в одном месте, тоже тут. А ещё "Тайна имени", "Крылатые выражения", "Кулинарные рецепты", "Обои для рабочего стола". Советую заглянуть.
18 июня 2011
Алфавит. Запоминалки
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Рейтинг городов, доброжелательных к детям
По ссылке http://rian.ru/social_ratings/children/ можно найти результаты рейтинга городов, доброжелательных к детям. На первом месте по индексам "Жизненная среда", "Возможности индивидуального развития", "Забота о здоровье" стоит город Петрозаводск, за ним следует Москва, Волгоград -- на пятом месте, Астрахань -- на седьмом. Районные центры нашей области расположились в таблице таким образом: 12 место -- Ахтубинск, 13 -- Камызяк, 15 -- Харабали, 16 -- город Нариманов.
По мнению авторов исследования, город, доброжелательный к детям, это тот, в котором учитываются нужды и приоритеты детей; бюджет формируется в соответствии с их потребностями; дети и молодежь участвуют в разработке политики и принятии решений; все дети, независимо от состояния здоровья, возраста, национальности и социальной принадлежности, могут жить полноценной счастливой жизнью.
Источник здесь
Калькулятор баллов ЕГЭ
Зная, сколько баллов вы набрали по разным предметам в рамках Единого государственного экзамена, вы можете узнать, каковы ваши шансы поступить в тот или иной российский государственный вуз на:
•бюджетное место;
•платное место.
Эта вероятность оценивается путем сопоставления Вашего среднего балла ЕГЭ (в расчете на один предмет) со средним и проходным баллами в вузах, в которых ведется обучение по выбранному Вами направлению подготовки.
Здесь можно воспользоваться этим калькулятором.
"Компьютерные" болезни
Полученные данные вызывают опасения за будущее подрастающего поколения и вынуждают настоятельно ставить вопрос о защите людей от излучения ПК.
Нельзя также забывать о компьютерной усталости. Психологи утверждают: ежедневное общение с компьютером портит характер. «Запойный» пользователь становится замкнутым, раздражительным, его не интересует окружающая жизнь. Медики считают среди профессиональных «компьютерных» заболеваний — ТПН (травма повторяющихся нагрузок). Когда затекают руки, ноют суставы пальцев, беспокоит боль в позвоночнике. Заболевания, обусловленные ТПН, поражают нервы, мышцы и сухожилия рук. Люди, работающие за компьютером чаще всего страдают тендовагинитом, травматическим эпикондилитом (теннисный локоть), болезнью де Кервина, тендосиновитом, синдромом канала запястья.
Источник здесь
Слово, словосочетание, предложение: чем они отличаются
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).
От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос (‘обманывать’) — свободное словосочетание водить за руку.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.
Источник здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)