30 сентября 2011

Начнём с глагола. Изучаем его в 7 классе


Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).
Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет
—  неопределенную форму (инфинитив),
— спрягаемые (личные и безличные) формы,
— неспрягаемые формы — причастные и деепричастные.
Их грамматические признаки различны:
— инфинитив, деепричастие неизменяемы,
— у причастия есть непостоянные морфологические признаки рода, числа, падежа, одушевленности, как у прилагательных,
— спрягаемые формы в прошедшем времени и условном наклонении имеют морфологический признак рода, в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении — морфологический признак лица, в условном и повелительном наклонении у них нет морфологического признака времени.
Однако у всех глагольных форм есть объединяющие их грамматические признаки:
1) у всех форм есть постоянные признаки вида, переходности и возвратности,
2) все формы обладают единым управлением — требуют постановки существительного в форме одного и того же падежа: читать / читал / читая / читающий книгу, но чтение книги.
Источник здесь

29 сентября 2011

ТРИ МЕДВЕДЯ

Кто сидел на моем стуле?
«Кто сидел на моем стуле?» на Яндекс.Фотках Это медвежата медведицы Матрёны, им по полтора года (пестуны) и в этом году им предстоит самим научится ловить рыбу, чтобы набраться жиру на всю зиму, к тому же нерка в Курильском озере нерестится до февраля и медвежата еще успеют достаточно нажироваться. Но и в берлоге они еще будут иметь возможность подкармливаться материнским молоком,
Еще одно наблюдение: Правый мишка, что потемнее и поупитаннее уже сам активно ловит рыбу, а эти два посветлее потому и худые, что попрошайки, а мамка им рыбы не дает, чтобы учились сами ловить, вот они только огрызки и подбирают. Видел момент: темненький вскрикнул, когда увидел всплеск от рыбы, Матрёна рванула в ту сторону, поймала рыбу, принесла и отдала тёмненькому - вот это воспитание. Выживет сильнейший - и это правильно!!! 
Источник здесь

Если предложения в составе сложного восклицательные...

Правило-алгоритм "Запятая в сложном предложении с союзами И, ДА (в значении И), ИЛИ" по этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a955-0a01-00ee-00ad-f3fcc3d5c76a/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_017D%5D.swf

Ф. Шиллер. "НАДЕЖДА"

"Перчатка", "Кубок", "Ивиковы журавли" -- эти стихи Фридриха Шиллера в переводе В.А. Жуковского мы с вами уже читали. Завтра на уроке искусства будем знакомиться с драмой "Коварство и любовь".  А здесь стихотворение  "Надежда" в переводе А.А. Фета.
Надеются люди, мечтают весь век
Судьбу покорить роковую,
И хочет поставить себе человек
Цель счастия — цель золотую.
За днями несчастий дни счастья идут;
А люди всё лучшего, лучшего ждут.

Надежда ведёт на путь жизни людей;
Дитя уже ей веселится,
Манит она юношу блеском лучей
И с старцем во гроб не ложится:
Пусть нас утомленье в могилу сведёт —
Надежда для нас и за гробом цветёт.

Нет, нет! не пустым, но безумным мечтам
Мы дух предаём с колыбели,
Недаром твердит сердце вещее нам:
Для высшей мы созданы цели!
Что внутренний голос нам внятно твердит,
То нам неизменной судьбою горит.
Ещё стихи можно почитать здесь

Фридрих Шиллер: от простого фельдшера до великого поэта


Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (Johann Christoph Friedrich von Schiller) — великий немецкий поэт; род. 10 ноября 1759 г. в Марбахе в Вюртемберге. Отец его, Иоганн Гаспар, начал карьеру простым полковым фельдшером, но после бурной походной службы достиг офицерского звания. Когда родился его великий сын, он находился также в походе уже в чине лейтенанта. Это был энергичный и положительный человек, державший свою семью в повиновении и страхе Божьем. Характерную его особенность составляло и влечение к знанию. На склоне лет он составлял руководства по сельскому хозяйству. Детство Шиллера протекло, таким образом, в простой бюргерской обстановке, сначала в Марбахе, а после в Лорхе. От матери своей, Елизаветы Доротеи, урожденной Кодвейс, маленький Шиллер унаследовал, однако, склонность к мечтательности; по окончании им так называемой латинской школы родители предполагали приготовить его к пасторской деятельности, вполне подходившей к его созерцательному настроению. Судьба сулила, однако, другое. Когда, теперь уже капитан, Гаспар Шиллер был переведен в Штутгарт, герцог Вюртембергский Карл-Евгений пожелал взять маленького Шиллера в основанную им военную академию. Это было как раз временем близости герцога с графиней Франческой фон Гогенгейм и его педагогических увлечений. Семь лет пробыл Шиллер в академии на медицинском отделении и, несмотря на хорошие успехи, был выпущен 21 года простым фельдшером без офицерского чина. Педагогическое попечение герцога в материальном отношении не принесло, таким образом, решительно ничего, и только отразилось в характере и в уме будущего поэта той безалаберностью и непрактичностью, которые так часто сказываются в молодых людях после долгого пребывания в закрытом учебном заведении. В академии, однако, уже проснулся поэтический дар Шиллера Несмотря на то ничтожное место, какое занимало там преподавание изящных искусств, академики ревностно следили за занимавшейся зарей золотого периода немецкой поэзии. 

28 сентября 2011

Хурул в Элисте. Виртуальное путешествие

Хурул
«Хурул» на Яндекс.Фотках
Хурульный комплекс "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Бурхн Багшин Алтн Сюме, он же Гол-сюме, он же новый хурул) — главный буддийский комплекс Калмыкии — расположен на пересечении улиц Ленина и Илюмжинова (деда нынешнего президента). 
Это самый большой буддийский храм в России и в Европе. Внутри храма находится одиннадцатиметровая статуя Будды, одна из самых больших в мире.

Научная грамматика о союзах

По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные (напр., ианоили) и подчинительные (напр., чтокакеслипотому что). Специфика сочинительного союзазаключается в том, что он указывает на относительную смысловую автономность связываемых единиц; при помощи подчинительного союза выражается зависимость одной единицы от другой. Вместе с тем позиция самого союза при сочинительной связи характеризуется большей автономностью по сравнению с позицией союза, оформляющего подчинение. Деление союзов на сочинительные и подчинительные опирается на ряд оснований, касающихся позиционных особенностей союзов и их значений. Союзы, относимые к сочинительным (за исключением неодноместных повторяющихся союзов типа либо ... либоне то ... не то), могут стоять только перед второй из соединяемых единиц, т. е. занимают позицию между соединяемыми единицами, не входя ни в одну из них. Предложение, включающее подчинительный союз (придаточное), может стоять как перед главным предложением, так и после него. В то же время внутри придаточного предложения место подчинительного союза не так строго фиксировано, как место сочинительного союза в сложном предложении.
Источник здесь

Если есть вводное слово...

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a948-0a01-00ee-012c-391ee6256abb/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_017B%5D.swf по указанной ссылке алгоритм-правило "Запятая в  сложном предложении перед соединительными союзами". Как пользоваться ресурсом? Нажми на ссылку, откроется таблица -- далее действуй согласно указаниям. Подобные ресурсы создаются для того, чтобы разнообразить формы  подачи учебного материала и... тебе стало интереснее учиться.

27 сентября 2011

ГИА -9 2012 года: страница временно закрыта

На официальной странице ГИА - 2012 опубликовано такое объявление.
Страница временно закрыта в связи с доработкой документов, определяющих разработку КИМ ГИА для выпускников 9 классов, по полученным замечаниям и предложениям.
КИМ, содержащие существенные изменения, будут апробированы. Доработанные проекты документов будут обсуждаться в Научно-методических советах ФИПИ. Согласованные с НМС документы будут опубликованы не позднее 15 октября.
Источник здесь

Лес, точно терем расписной

Лес, точно терем расписной...
«Лес, точно терем расписной...» на Яндекс.Фотках

О русском классицизме. Что должны знать 9-классники

Первым направлением в искусстве и литературе, с которым произошло ваше знакомство ещё в 7 классе, был классицизм.. Он утверждал приоритет разума и гражданских добродетелей и требовал от человека отказа от всех личных стремлений во имя высших государственных интересов. Идеи классицизма основывались на призыве к борьбе за национальное государство, культуру и просвещение.. Классицисты были убеждены в необходимости  "просвещенного абсолютизма" -- государственного устройства, при  котором преобразования совершаются на благо общества под властью монарха.
Основными признаками русского классицизма были:
-- закрепление строго определённой системы норм и правил, которыми был обязан руководствоваться в своей практике деятель искусства. В драматургии, например, должна была соблюдаться идея трёх единств: места, времени и действия. В целом же эта идея упорядоченности нашла отражение в теории М В. Ломоносова "трёх штилей";
-- резкое деление персонажей на "положительных" и "отрицательных";
-- утверждение патриотического служения Отечеству, вера в богатые возможности национального языка;
-- использование национального фольклора;
-- обращение к сюжетам не из античности, а из национальной истории  и даже современности.

Вот я какой!

Вот я какой!
«Вот я какой!» на Яндекс.Фотках

Коварство, кузнецы и козни

Коварство -- это "злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством". Никто из на не хотел бы иметь в числе друзей такого, кто обладает подобным качеством, -- коварного человека.
Но давайте присмотримся не к понятию -- к слову. Как оно образовалось? Если мы сопоставим два слова: коварство и коварный, выделим в них суффиксы, то увидим общую часть: ковар-.. В некоторых славянских языках, родственных русскому, ковар означает "кузнец". Слово образовано от ковать, кую с помощью суффикса -ар (-арь) (сравните в русском: ключарь, букварь, звонарь). Следовательно, корень -ков-.
Но ведь ковать -- значит ударами молота придавать какую-то форму куску металла! Это значение, на первый взгляд, совершенно не соотносится со  старинным смыслом существительного ковъ -- "интрига, дурное намерение, обман" (замышлять ковы).
Всё встанет на свои места, если мы вспомним, как в древности относились к кузнецам. Люди считали, что кузнецы связаны с потусторонними силами, что они занимаются колдовством и могут навредить человеку, навести на него порчу. Слишком уж необычайным казалось людям превращение руды в железное орудие. Об этом восприятии говорят старинные выражения ковать зло, ковать крамолу.
С исторической точки зрения однокоренными слову коварный будут не только глаголы ковать, кую, но и существительное кознь (строить козни),  в котором мы выделим суффикс -знь (жизнь).

26 сентября 2011

Правило-алгоритм. Интерактивная таблица

Интерактивная таблица "Запятая перед союзами И, ДА ( в значении И), ИЛИ по этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a941-0a01-00ee-00f9-b48e0177ede6/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_017A%5D.swf

Интерактивные тексты "Простое и сложное предложения"

По  этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a8fb-0a01-00ee-01fe-7574f63601a0/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_011A%5D.swf и по этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a8ff-0a01-00ee-013d-31119267da3e/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_011%5D.swf размещены интерактивные тексты по теме "Простое и сложное предложение".

Сферы деятельности и научные труды М.В. Ломоносова

Химия. Молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, его идея о связи вещества и движения.
Физика атмосферных явлений. Работа "Теория  электричества, разработанная математическим путём" (1756).
Астрономия. Труд "Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Императорской Академии  Наук майя 26 дня 1761 года".
Минералогия. "Первые основания металлургии, или рудных дел" (1763) -- руководство для специалистов горнорудной промышленности.
Оптическое производство, производство цветных стёкол.  Мозаичные портреты, мозаичная картина "Полтавская  баталия".
История. "Древняя российская история" (1754 -- 1758).
Экономика и политика. "О сохранении и размножении российского народа".
Грамматика. "Российская грамматика" (1755). Статья "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757).
Риторика. "Краткое руководство к красноречию". (1744). 
Подробно здесь

Николо БУАЛО и его "Поэтическое искусство"


БУАЛО — (Boileau) Никола (1636 1711), французский поэт, теоретик классицизма, законодатель французского парнаса . Был королевским историографом. Трактат Поэтическое искусство (1674; в форме поэмы) иерархический свод правил и предписаний поэтики...

25 сентября 2011

Дмитрий Шостакович. Песня о встречном

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (19061975) — советский композиторпианистдирижёрпедагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века. Творчество Шостаковича оказало значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Сегодня у Дмитрия Дмитриевича день рождения

"Газпром Добыча Астрахань" -- 30 лет

Картинка 157 из 305

Слова с буквой «ять»

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Источник здесь

Досто-. Что это такое?

Достоверный, достославный, достопамятный, досточтимый, достохвальный. Большинство из этих прилагательных в современном русском языке звучат как высокие, но несколько устаревшие. Мы без труда сможем выделить в них корни, но останется первая часть досто-, которая не выглядит как корень. Что же это за "деталь"?
В словаре В.И. Даля говорится, что досто- -- это часть слова, сходная с приставкой, ставится она перед существительными или прилагательными для усиления их достоинства и значения. Достославный -- очень славный, досточтимый -- всеми чтимый.

О пользе/бесполезности сочинения школьного

Уверена, что с этим сталкиваются все учителя литературы, когда, задав  сочинение по пройденному произведению, получают либо похожие  работы, либо работы, написанные таким безукоризненным стилем, что хоть на академический конкурс посылай. Как оценить подобное "творчество"? Тема раскрыта, мысли выстроены  логично, цитаты, выводы в наличии... 
Не поленилась сегодня и проверила с помощью программы "Антиплагиат" сочинение по "Слову о полку Игореве" одного своего ученика. Получила результат: уникальность текста составила 40 процентов. Указаны адреса, откуда  сделаны заимствования. Это различные сайты с готовыми сочинениями, рефератами и пр. Ещё раз подчеркну: в сочинении всё правильно (иначе и быть не могло!), по теме, есть план, составленный учеником. Такую же картину увидела и в других работах.
Как поступить? Совсем отказаться от сочинения как формы развития речи и творческих способностей  учащихся, как формы проверки знаний? Или всё же использовать её? Но какой смысл в этом? По-настоящему уникальный текст, может быть, создаст один ученик ... или ни одного. Между тем методисты рекомендуют проведение  сочинений в этом их качестве и дают темы, по которым написано "море" сочинений и списать  нужное труда не составляет. Ещё с большим ужасом воспринимается  призыв вернуться к старой форме выпускного экзамена по литературе за курс средней школы -- сочинению. Что будем тогда оценивать? Изобретательность наших детей в технологии списывания?! Вот и я нынче в  раздумье  и в размышлении о том, как перехитрить  своих "продвинутых" учеников...

Под осенним дождём

под осенним дождем
«под осенним дождем» на Яндекс.Фотках

О Елизавете Петровне, парусе и дожде...

Вспомнила своего преподавателя по  русской литературе 19 века Елизавету Петровну Николаеву. Небольшого роста, дородная, но не полная, всегда безупречно одетая, непременно с каким-то элементом старины русской в дворянском этаком стиле, она  по имени-отчеству заставляла нас вспомнить Елисавету Петровну, незабвенную, прославленную Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а по стати, походке, манере передать нам своё неограниченное знание русской литературы и любовь к ней, конечно же, Екатерину Великую.  Царственный вид, кафедра вроде трона... и желание образовать нас незнающих. Так вот вспомнила об Елизавете Петровне, как  она, выслушав мой пространный ответ о Лермонтове на экзамене, попросила  прочитать что-нибудь наизусть.-- А что Вы хотите? -- выпалила я. (Самоуверенная была, однако.) -- "Парус", например, -- был ответ. "Белеет парус..."  прозвучало очень театрально, выразительно и с чувством. Я получила свою "пятёрку". А сейчас, готовя презентацию о живописном наследии поэта, я слушаю  романс  в исполнении И. Козловского и не могу наслушаться. Бывают же на свете голоса! И учителя... А ещё Елизавета Петровна Николаева любила гулять под дождём.  -- Под ногами бы не хлюпало, -- говаривала  она, --  тогда полное удовольствие... У нас сегодня идёт дождик.