Вчера спорили о том, какая это ошибка -- отсутствие кавычек в предложениях Слово мама -- наше первое слово. Слово мама равнозначно слову жизнь. Пунктуационная или орфографическая?
В Интернете -- и такая, и такая. Однозначного и конкретного ответа я не нашла.
К случаю размещаю материал о классификации ошибок при проверке письменных работ ОГЭ и ЕГЭ.
Рекомендации по классификации ошибок при проверке письменных работ по русскому языку и литературе (по рекомендациям ФИПИ)
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре
языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это
нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен
контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в
контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном
словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении
согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в
нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или
причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в
смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться,
благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в
словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот
суффикс);
– без комментарий вместо без
комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно
образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
– заплатить за квартплату,
удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы
управления);
– Покатавшись на катке, болят
ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно
построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2),
т.е. нарушены синтаксические нормы).
Одними из наиболее типичных
грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных
форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм
глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в
тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление
временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит
делать календарные расчеты быстро и точно (следует ...даст.., научит...
или ...дает..., учит...);
3) ошибки в употреблении
действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз,
поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий:
Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор
тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением
закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и
диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести
и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной
стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения);
Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо
нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением
частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника;
отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно
частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять,
но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего
раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна
стоять перед подлежащим: ... всего две проблемы);
3) неоправданный пропуск подлежащего
(эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают
автора текста;
4) неправильное построение
сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как
просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось
представление о вольнодумстве.
Орфографические ошибки
Орфографическая ошибка – это
неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно
в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для
согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в
слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим
карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
На оценку сочинения распространяются
положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент
из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди орфографических ошибок следует
выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в
составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного
написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после
приставок;
5) в трудных случаях различения не и
ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему
ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как …
и др.).
Необходимо учитывать также
повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же
слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило,
если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в
армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок)
особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на
такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова
требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот –
ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как
самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки,
то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются, но
не учитываются следующие ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в
иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией:
М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении
собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского
происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон
Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без
соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и
не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше,
перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель,
портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в
школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных
единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза
ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на
подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую,
врассыпную).
В отдельную категорию выделяются графические
ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или
поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой
облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).
Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка,
фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К
графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов,
использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые
выделения.
Одиночные графические ошибки не
учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу
следует признать безграмотной.
Пунктуационные ошибки
Пунктуационная ошибка – это
неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там,
где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания
другим.
В соответствии с «Нормами оценки
знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не
учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных
определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при
ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и
междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует
выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в случаях, когда вместо одного
знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся
знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и
повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий