20 ноября 2011

Ответы к заданию 2, опубликованному 17 ноября

1б [с'т'эп']





7б (притяжательное в значении качественного)
8а (нечто имеет форму вин. п.)
9д (одной тысячью пятьюстами шестьюдесятью восемью)
10б
11д
12в (примыкание)
13г (обстоятельственный оттенок)
14а
15д

Особые формы глаголов

Знакомились на уроке русского языка в 7 классе с особыми формами прошедшего времени  у глаголов совершенного вида. В учебнике есть задание: придумать рассказ, употребив в нём  эти самые особые формы. Хватило фантазии, например, на такое.
Заяц прыг на пенёк. Не рассчитал -- и бух в траву. Тут ему на голову  кузнечик шмыг, а зайчишка хвать его. Да промахнулся -- и  бац себе по уху.  Роман Н. (Выделенные словоформы являются краткими формами  прошедшего времени глаголов совершенного вида.)
Отец с сыном охотились в лесу. Тут возьми да выйди  из кустов кто-то большой-пребольшой и хлоп лапой по дереву. В то время заяц прыг прямо перед носом чудища. Еле-еле увернулся и прочь во всю прыть. Отец с сыном, испугавшись, застыли на месте.. Отец, опомнившись, в сердцах  и  говорит: "Провались я на этом месте. Расскажи кому -- не поверят!" Зухра Ш(И в этих предложениях тоже особые формы глаголов совершенного вида.)

17 ноября 2011

Если завтра ... пожар, взрыв, землетрясение...

Любопытное событие произошло сегодня в нашей школе. Вообще-то, мы к нему готовились. У нас были "показательные выступления" в прошлые годы, репетиции в нынешнем. И тем не менее. Наша школа является сборным эвакопунктом на случай чрезвычайной ситуации. Мы должны эвакуировать жителей своего микрорайона. Для этого создаются специальные группы по регистрации эвакуируемых, формированию их в колонны для отправки в загородные пункты. Учителя -- члены этих групп. Сегодня нашу работу  оценивал  представитель МЧС России. Говорят, сказал спасибо. Старшеклассники, исполнявшие роль статистов, понравились проверяющим своей серьёзностью. А  учителя действовали чётко по инструкции. Боже, чем мы только не занимаемся!

Задание 2 по русскому языку к экзаменам и просто для тренировки

1 В каком слове при произнесении наблюдается смягчение твердого согласного?
а) деревня                     г) плёнка
б) степь                       д) весна
в) радостный              е) крошечный
В какой глагольной форме ударение падает не на последний слог?
а) (она) начала                  г) (он) отдал
б) (он) повторит             д) (он) облегчит
в) (уроки) перенесены      е) (она) поняла
3 В каком словосочетании неправильно употреблено слово жилищный!
а) жилищная норма                        г) жилищная комиссия
б) жилищный массив                      д) жилищные условия 
в) жилищное строительство       
е) жилищный вопрос

4 Какое слово имеет одно лексическое значение?
а) окно                              г) подвал
б) стена                           д) коридор
в) потолок                        е) лимит
5 Какая из выделенных падежных форм существительных не допускает вариантного окончания?
а) наломать дров..                  г) задать перц...
б) стакан горячего ча..          д) сбить с толк..  
в) беситься с жир..                е) в стог.. сена
6. В какой из данных кратких форм прилагательных возможно двоякое ударение?
а) вздорна                    г) крепка
б) вкусны                     д) молодо
в) голоден                    е) бела
Какое прилагательное не относится к разряду притяжательных?
а) дедов взгляд                   г) сестрин платок
б) волчий аппетит            д) лисий хвост 
в) папин галстук                е) барсучья нора
8 В каком утверждении допущена неточность?
а) Местоимения некто, нечто имеют форму только именительного падежа.
б) Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам.
в) Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.
г) Местоимение столько не имеет рода и числа.
д) Местоимение себя изменяется по падежам.
е) Местоимения какой, чей, который изменяются по родам, числам и падежам.
9 Найдите ошибку в склонении числительного одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь.
а) И. одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь 
б) Р. одной тысячи пятисот шестидесяти восьми
в) Д. одной тысяче пятистам шестидесяти восьми
г) В. одну тысячу пятьсот шестьдесят восемь
д) Т. одной тысячью пятьсот шестидесяти восемью 
е) П. (об) одной тысяче пятистах шестидесяти восьми
10 В каком предложении изъявительное наклонение глагола употреблено в значении повелительного наклонения?
а) Приятели обнялись. (И.С. Тургенев.)
б) «Идём быстрей». — «Идёмте, мой друг!» (А.П. Чехов.)
в) Я к вам пишу... (А.С. Пушкин.)
г) Завтра меня уже не будет здесь, я ухожу от отца. (А.П. Чехов.)
д) Мой отец никогда ничего не скажет, вот сами увидите. (Н.Островский.)
е) С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке. (И.А. Бунин.)
11 В каком слове нужно писать одно н?
а) избран..ые сочинения                  г) считанные дни
б) балован..ый ребёнок                   д) назван..ый брат  
в) подлинный документ                  е) обетова..ая земля
12 Какое словосочетание по способу связи главного и зависимого слов «выпадает» из данной группы?
а) лодка с парусом                          г) банка с вареньем
б) гоняться за бабочкой                д) рисовать красками
в) продавать в розницу                  е) довольный подарком 
13 Расставьте знаки препинания. В каком предложении причастный оборот не отделяется запятой?
а) Поражённый страхом я иду за матушкой в спальню. (А.С.Пушкин.)
б) Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось вводе. (М.Горький.)
в) Однажды ночью все проснулись от далёкого грохота похожего на гром. 
(А.Н. Толстой.)
г) Проводимые с друзьями часы оставались для меня самым лучшим отдыхом от каждодневных забот. (А. Серов.)
д) Взволнованный и раздражённый этими мыслями князь Андрей пошёл в свою комнату, чтобы написать отцу. (Л.Н. Толстой.)
е) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и зевнул. (М.Ю.Лермонтов.)
14 Расставьте знаки препинания. В каком предложении постановка запятой перед союзом и обязательна?
а) В саду было тихо, прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.П. Чехов.)
б) Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. (А.С.Пушкин.)
в) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Н.В. Гоголь.)
г) Что такое эта болезнь и что сказал доктор? (А.П. Чехов.)
д) Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванная и была пролита вода по ковру. (Л.Н. Толстой.)
е) Что ж они там собирались и что им нужно от меня ? (И.А.Гончаров.)
15 В данных предложениях, за исключением одного, следует поставить тире или запятую. В каком предложении знак препинания не нужен?
а) Здесь не житьё им рай. (И.А. Крылов.)
б) Один с сошкой семеро с ложкой. (Пословица.)
в) Было бы здоровье остальное будет. (Пословица.)
г) Добро творить себя веселить. (Пословица.)
д) На поляне той гора вся из чистого серебра. (П.П. Ершов.) 
е) Я умираю мне нечего лгать. (А. К. Толстой.)
Ответы опубликую в воскресенье, 20 ноября. 

Комментарий к ответу на задание 15

По просьбе Евгения, нашего постоянного читателя,  публикую этот комментарий к ответу на задание 15 (13 ноября). 
Суть -- сущность, существо, самость, основанье, самое главное, важное в деле; зерно, ядро, нутро. Дойти до сути. Самая суть бытия от нас сокрыта.

16 ноября 2011

Ответы к заданиям за 13 ноября

1 в    2 е   3 б   4 г  5 е  6 б   7 е  8 в (прилагательное в переносном значении)  9 а   10 в   11 д   12 в (управление)  13 д    14 д     15 а

15 ноября 2011

Грибоедов -- пианист. Два его вальса


Грибоедов – пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор. Его партнерами по совместному музицированию были певцы-любители, артисты итальянской оперной труппы, композиторы. Так, например, под его аккомпанемент впервые Верстовский исполнил только что сочиненный им романс «Черная шаль». К великому огорчению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и для нас безвозвратно потеряно. Сохранились лишь два вальса. Они не имеют названий, поэтому будем именовать их музыкальными терминами: Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор. Первый из них написан в течение зимы 1823/24 года. Об этом рассказывает Е.П. Соковнина, племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки». Это была первая редакция вальса e-moll. Соковнина переслала его рукопись в редакцию «Исторического вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие». Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Другой вальс, As-dur, был написан, по-видимому, тогда же.
Однако музыкальное творчество Грибоедова не ограничивалось дошедшими до нас вальсами. Дочь П.Н.Ахвердовой, у которой воспитывалась будущая жена Грибоедова, рассказывала исследователю Н.В. Шаламытову, что в первую поездку в Персию (1818 г.) Грибоедов, посещая дом ее матери в Тифлисе, часто «садился за инструмент и играл большей частью вещи своего сочинения. Она же вспоминает, что Грибоедов, во время второй поездки в Персию в качестве полномочного министра (1828 г.), снова останавливалась у П.Н. Ахвердовой и здесь часто играл для детей «танцы своего сочинения», мелодии которых, - продолжает она, - я еще ясно помню, не очень красивые и несложные».
Читать полностью здесь

Грибоедовская Хмелита


Жёлуди

Желуди
«Желуди» на Яндекс.Фотках
 Люди проводят специальные акции. Собирают жёлуди , чтобы  посадить их и возобновить  загубленные пожарами леса.  А для тех, кто не знает (ест ь-есть такие!), жёдуди -- это плоды дуба.

Как поставить вопрос от главного к придаточному предложению?

По ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90472af4-179e-47c7-8015-b5009b0ce241/%5BRUS9_208%5D_%5BIM_260%5D.swf интерактивная таблица в продолжение к предыдущему посту -- "К чему относится придаточная часть в сложноподчинённом предложении?"
И ещё одна таблица здесь Посмотрите и  и запомните  метод определения связи между придаточной и главной  предикативными частями в сложноподчинённом предложении.

От чего задавать вопрос к придаточному предложению?

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d48da927-608f-4667-9a80-43b67b6a22c1/%5BRUS9_208%5D_%5BIA_258%5D.swf интерактивная таблица "От чего задавать вопрос к придаточному предложению?" Объясняет  тему об особенностях присоединения придаточной части  к главной в сложноподчинённом предложении.