14 февраля 2012

Что необходимо отразить в сочинении на лингвистическую тему?

Автор - Борисов Сергей Александрович (интернет-портал "ProШколу.ru")
Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".

Красным цветом выделены основные моменты, которые необходимо отразить в сочинении на лингвистическую тему. Разумеется, что писать в сочинении об этом не надо.

Морфологические признаки деепричастия

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dfb8d62-a850-4363-8e38-e4ae77903138/index_listing.html три варианта  интерактивных заданий по теме "Признаки глагола и наречия у деепричастия". Упражнение для 7-классников и не только для них. Полезно  повторить морфологические признаки деепричастия  и  ученикам 9 класса.

13 февраля 2012

Образец сочинения на лингвистическую тему (С 2.1)

"Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика, как они думают," -- писал учёный Г. Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое узнать о человеке. Докажем это.
Лексика -- это словарный состав языка, который мы используем в своей речи. Слова отражают наши мысли. Так, в предложении 16 употреблено слово утешь в значении порадуй. Это характеризует мастера Григория Ивановича как человека талантливого, умеющего найти яркое, выразительное слово для передачи переживания от  колоритной пляски бабушки.
В унисон словам мастера звучит обращение Акулины Ивановны к нему -- свет (предложение 17). В нём ощущается теплота, уважение к человеку. Так грамматика, в частности, использование этого и других обращений (Яков Васильич, Григорий Иваныч, Яша), показывает, как  искусство играть на инструменте или  плясать, будто "жизнь рассказывать",  делает людей и отношения между ними благороднее.
Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют о том, о чём  и как думают люди.

Завтра идём в школу

Немного поздновато делаю это объявление. И тем не менее. Завтра  будем учиться. В школе тепло, светло, и учителя вас заждались. Честно-пречестно... Продолжительность уроков обещали сократить. Это из-за маленьких ребятишек.  

О вечной неизбывной любви


Он любил розы... особенно красные

Картинка 266 из 155733
...а за поворотом будет мостик через  неширокий, но шумный ручей. Дальше дорожка приведёт к  чудному, увитому  розами крыльцу. И домик со стрельчатыми, сверкающими на солнце окнами  распахнёт стеклянные двери в его обитель... Сегодня исполнилось два года, как не стало нашего дорогого любимого племянника Васи.

12 февраля 2012

Уитни Хьюстон. "Телохранитель"


В ЖАНРЕ ФЭНТЕЗИ

Отец семерых детей Дмитрий Емец знает, что по-настоящему интересно подросткам! Автор популярных сериалов в изобретенном им самим жанре «хулиганского фэнтези» выпускает в издательстве «ЭКСМО» новинку из цикла о Мефодии Буслаеве  "Огненные врата".
О чем эта книга? Ни много ни мало – о природе чуда, а также о том, как принимать взрослые решения, будучи еще совсем не взрослым, о волшебной силе здорового чувства юмора и о том, как успешно сдать сессию, если в канцелярии врагов зреет коварный план…
Член российского Союза писателей и кандидат филологических наук создал очередное произведение, которое способно зажечь интерес детей и (благодаря тонкому юмору) понравиться взрослым.
Напомним, что для детей Емец пишет не только книги, но и создает музыкальные спектакли.
Источник здесь

О рефлексии, или Самокопании по-русски

Самокопание, недовольство собой и другими // бередит и разрушает душу…// и тело тоже – голова заболела даже. // Казалось, забыла это ощущение, чувство ли, состояние. // Нет, вернулось оно, а  может, никуда и не уходило. //
Из словаря синонимов: ДУМА – мысль, размышление, раздумье, помысел;  медитация, рефлексия (книжн.); думушка (народно-поэт.); помышление (устар.). Из Краткого словаря современных понятий и терминов: РЕФЛЕКСИЯ (с ударением на 2-м слоге) – (от лат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание;  обращенность познания человека на самого себя, во внутренний мир, психические качества и состояние; склонность к самоанализу.  У Ожегова: РЕФЛЕКСИЯ (книжн.) – размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к самоанализу. //  прил. рефлексивный. Вот такое тебе самокопание!

Астрахань. У Татар-Базара

У Татар-Базара
«У Татар-Базара» на Яндекс.Фотках

Сочинения на лингвистическую тему


По этой ссылке http://kekzamenuruli.blogspot.com/2012/02/blog-post_12.html  образцы сочинений на лингвистическую тему (задание С 2.1). Полезный материал для  девятиклассников.

11 февраля 2012

Снова о морозе и не только


На дворе по-прежнему морозно. Ветрено и оттого холодней. // Непривычно для нас, астраханцев, когда двадцать ниже нуля. // Избалованы, теплолюбивы – даже дети во двор ни ногой. // Ни катков тебе рядом, ни горок – ну какой  от мороза тут прок?

10 февраля 2012

Судьба испытывала сердце Пушкина счастьем и горем сразу

Пушкину А. С. (обелиск на месте дуэли)

В одну из недолгих поездок в Москву Пушкин встретил  Н.Н.Гончарову. Красавице было 16 лет. «Когда я увидел её в первый раз, красоту её, едва начали замечать в свете. Я    её полюбил, голова у меня закружилась”, -писал Пушкин её матери.Пушкин просил руки Налальи Николаевны, но не получил ни согласия, ни решительного ответа. В семье Гончаровых было три дочери –невесты и никакого приданого. Род владельца бумажной фабрики Гончарова, отмеченный вниманием Екатерины II, теперь пришёл в упадок, разорился. Мать искала дочерям « блестящих партий». Знаменитый поэт Пушкин для неё -- сомнительная репутация, сомнительные доходы.Пушкин был в отчаянье, он устал от явного и тайного надзора полиции. Иллюзии насчёт монарших знаков внимания рассеялись, каждый шаг поэта вызывал подозрение и недоброжелательство. Каждый миг он чувствовал себя накануне несчастья, которое нельзя предотвратить. Пушкин уезжает из Москвы на Кавказ в действующую армию. Вернувшись в Москву, поэт делает второе предложение. Оно было принято, помолвка состоялась.
Пушкин был счастлив: «Участь моя решена, я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первою отыскивали мои глаза…Боже мой, она почти моя». Помолвка состоялась, но денег на свадьбу не было. Нужно было устраивать самые прозаические, хозяйственные дела. Отец выделил сыну Александру две сотни душ крестьян. Пришлось ехать в Нижегородскую губернию и вступать во владение собственностью, добывать денег. Судьба словно испытывала сердце Пушкина счастьем и горем сразу. Счастливая судьба, когда первый романтический поэт женится на первой романтический красавице.18 февраля 1831 года в Москве в церкви у Никитских ворот венчался Александр Сергеевич Пушкин с Натальей Николаевной Гончаровой. Жизнь продолжалась, и продолжался поединок Пушкина с жизнью.
Читать дальше     
На снимке: обелиск на месте дуэли А.С. Пушкина