05 марта 2012

Ты с нами идешь?

ты с нами идешь?
«ты с нами идешь?» на Яндекс.Фотках

Примеры грамматических явлений

В этом сообщении примеры и аргументация  грамматических явлений, которые можно найти в тексте  из повести "Чучело" .
В предложениях 2, 6, 14, 30 употреблено обращение Елена. Так Николай Николаевич называет свою внучку. Однако в данном тексте обращение не просто  выполняет звательную функцию, оно  выражает отношение говорящего к своей собеседнице, то есть выполняет ещё и оценочную функцию. Называя внучку полным именем Елена, а не уменьшительным, как обычно, Лена, Леночка, дедушка разговаривает с ней, как со взрослым человеком, он живо интересуется её мнением, и это свидетельствует о доброжелательных, уважительных отношениях в этой семье.
Таким образом, использование  грамматического явления позволяет автору наглядно продемонстрировать, как люди думают, и становится подтверждением тезиса Г. Степанова.
Другой пример  грамматического явления из анализируемого текста. Предложения 30-37 представляют собой пример парцелляции. Парцелляция -- фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл. Именно такую функцию и выполняет данный приём в тексте В. Железникова.
Ещё примеры грамматических явлений в данном тексте: 1) восклицательные  предложения (служат для передачи душевного состояния героя, его глубоких внутренних переживаний); 2) неполные предложения (выполняют ту же функцию); 3) вопросительные предложения (основная часть фрагмента представляет собой диалог, и вопросительные предложения являются в нём необходимым элементом); 4) вставная конструкция в предложении 39 помогает конкретизировать смысл высказывания; 5) взволнованность, эмоциональность речи героя передает многоточие -- знак экспрессивного синтаксиса. Также одно из грамматических явлений. Все эти примеры служат подтверждением той части тезиса лингвиста Г. Степанова, в которой он утверждает, что грамматика свидетельствует о том, как люди думают, как они связывают понятия в предложения, как выражают свое отношение к тому, о чём говорят.

Примеры и аргументы лексических явлений (подготовка к заданию С2.1)

Я вновь и вновь в своем блоге возвращаюсь к заданию С2.1 КИМов  экзамена по русскому языку в 9 классе. Приняв  в качестве тезиса слова лингвиста Г. Степанова, для аргументации своего ответа при выполнении задания нужно привести  по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления. Какие это могут быть примеры?
В третьем тренировочном варианте экзаменационных заданий ГИА приводится текст из повести В.К. Железникова "Чучело" (фрагмент, в котором описывается, как Николай Николаевич принёс домой картину от бабушки Колкиной).
В предложении 36 в данном тексте употреблено авторское слово жертвенница, которое можно заменить синонимичными общеупотребительными  словосочетаниями пожертвовавшая собой или склонная к самопожертвованию. Эти словосочетания относятся к высокому стилю, и поэтому в разговорной, обиходной речи они были бы неестественны. Более уместно, а также более ярко и выразительно в устах Николая Николаевича, потомственного интеллигента, очень тонкого человека, звучит жертвенница. 
Ещё один пример лексического явления из рассматриваемого текста. В предложении 28  Это же последняя работа прапрадеда  употреблено многозначное слово работа. Решаюшую роль для разграничения значений многозначных слов играет контекст. В данном контексте слово работа употреблено в его прямом значении  произведение.
И наконец пример лексического повтора.  Лексический повтор помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов. Так, в предложениях 23 и 24  повторяются слова с корнем улыб-. Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования. Николай  Николаевич хочет, чтобы его внучка улыбнулась, повеселела после всех пережитых треволнений. Он  её любит всей душой. И его чувства автор удачно передаёт, используя прием лексического повтора. 
Примечание. Вы знаете, что в вашем сочинении-рассуждении достаточно привести один пример лексического явления. О примерах грамматических явлений из  текста В. Железникова в следующем посте.

Вышивка шёлком


Шёлковые картины - тонкая, изящная авторская вышивка  мастеров-вышивальщиц Китая. Посмотреть другие картины можно здесь

Астраханцы свой выбор сделали

Всё. Выборы завершились, все бюллетени подсчитаны. Астраханцы свой выбор сделали. В.В. Путин получил поддержку 68,78% жителей области. И Ахтубинский район, и г. Знаменск также отдали подавляющее предпочтение Путину. Горожане выбрали мэром Столярова М.Н., отдав за него 60% голосов.
И как бы не изгалялся его оппонент, это выбор горожан, а не фальсификация. При подсчетах голосов на ряде избирательных участков присутствовали наблюдатели ОБСЕ, и они все видели. Выборы были прозрачны. И итоговые результаты совпали с результатами Exit-poll. Теперь понятно, что народ отличает пустые обещания (популистские) от реальных программ и реальных возможностей.
Вчерашний день «поставил жирную точку» на определенном этапе развития России. Через несколько лет, да уже завтра на политическую арену выйдут новые политические фигуры, партии. И в России реально формируется новое, здоровое гражданское общество. А все политиканы, от которых народ просто устал, уйдут на политический покой.
Поздравляю В.Путина с убедительной победой.
Поздравляю горожан с хорошим профессиональным мэром.
Поздравляю всех жителей Астраханской области с новым, интересным, динамичным этапом развития страны и нашего региона.

Алмаз, Николай и Евграф, или О тайном смысле наименований


Алмаз — «самый благородный из драгоценных камней», называемый также «регина геммарум» («Regina gemmarum»), алмаз символически означает совершенство, чистоту и непорочность. Алмазу приписываются только положительные свойства: он якобы является символом света и жизни, стойкости в любви и страдании, открытости и высшей чистоты. Соответственно своей природе алмаз был также украшением трона и всегда высоко ценился как талисман.
Источник здесь
Главного персонажа рассказа " Куст  сирени" зовут Николай Евграфович Алмазов. Можно ли сказать, что его полное имя полностью соответствует сущности героя? (Вспомните о "говорящих" фамилиях).
Тайна имени Николай согласно теории отца Павла (П.А. Флоренского)
Для Николая наиболее характерно действие, направленное во вне. В себе самом он не находит простора и предмета самораскрытия. Его жизнь — в деятельности. Деятельность эта безостановочна, потому что Николай не дает себе ни отдыха, ни срока, почитая ее своим долгом. У Николая редко бывают сомнения в том, что хорошо и что плохо. Это характер, в котором нет плавных и упругих линий, но все состоит из отрезков прямых. Его неустанная деятельность, в большинстве случаев не имеющая материальной корысти, в значительной мере подвигается самолюбием, необходимость оправдать свое мнение о себе и о носимой им должности. И тогда Николай может быть суровым и жестоким в своей прямолинейности, считая или стараясь убедить себя, что борется за правду, но на самом деле тут есть момент недостаточно ясно оцениваемого им самолюбия. Источник здесь
Об имени Евграф
Евграф склонен к игре в чувства, любит манипулировать друзьями, ему нравится, когда вокруг него суетятся. Поражения приводят его в отчаяние, которое, впрочем, быстро проходит. Он тонкий ценитель нравственных принципов, но часто им изменяет.
Источник здесь
Итак, Николай Евграфович  Алмазов в полном соответствии со значением своего имени отличается малодушием и ограниченными способностями. Не обладая ни умом, ни военными познаниями, он пытается попасть в Академию Генерального штаба, но на экзаменах "торжественно проваливается",  и только энергичная и умная Верочка не даёт ему пасть духом, стараясь вывести бесталанного мужа  "в люди".

Читаем рассказ А.И. Куприна "Куст сирени"

В основе рассказа лежит литературный анекдот.
АНЕКДОТ (от греч. ane'kdotos 'неизданный' англ. canned joke), короткий устный рассказ о вымышленном событии злободневного бытового или общественно-политического содержания, с шутливой или сатирической окраской и неожиданной остроумной концовкой. Анекдот – широко распространенный речевой жанр русского языка советского и постсоветского периода. Во второй половине 18-го и в 19 в. слово «анекдот», или «литературный анекдот» (англ. anecdote) имело другое значение: короткий, нередко нравоучительный рассказ о необычном действительном (или выдаваемым за действительное) событии, происшествии из жизни исторического лица (сборники Н.Курганова, П.Семенова и др.). Энциклопедия "Кругосвет"
О линии анекдота в русской прозе можно прочитать здесь.  В XIX веке анекдот в значительной степени определил феномен пушкинской прозы ("Повести Белкина" и "Пиковая дама"). "Петербургские повести", "Ревизор" и "Мертвые души" Гоголя выросли из анекдотов. Целый ряд лесковских текстов был самым непосредственным образом ориентирован на анекдот. Но линия еще не ощущалась как таковая: налицо были как бы отдельные, не связанные внутренне друг с другом случаи обращения к низкому жанру.
Все дело в том, что, хотя анекдот и находился у истоков целого ряда центральных произведений Пушкина, Гоголя, Лескова и других, он, отнюдь, не выступал в роли демиурга, будучи лишь одним из структурнообразующих факторов.
У Чехова анекдот впервые стал решающим, глобальным фактором.
Объектом сатиры в рассказе "Куст сирени" являются  недалёкий офицер, стремящийся любыми средствами  сделать карьеру; "лучший" профессор, не отличающий берёзу от сирени, убогая жизнь русского офицерства.

03 марта 2012

"Три толстяка". По роману-сказке Юрия Олеши

Юрий Карлович Олеша – русский советский писатель-прозаик, поэт, драматург, сатирик. Известность Юрию Олеше принесла публикация детского романа-сказки “Три толстяка”.  Юрий Олеша родился  3 марта 1899 года.   Здесь подробная биография писателя.

Роль грамматических явлений (подготовка к заданию С2.1)

Здесь и здесь можно прочитать начало статьи о роли грамматических явлений в языке.
Данный материал пригодится при написании той части сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание С2.1), где необходимо привести пример, иллюстрирующий грамматические явления.

Всемирный день писателя

3 марта – Всемирный день писателя, учрежденный Международным ПЕН-клубом
12—18 января 1986 года, во время работы 48-го по счёту международного конгресса ПЕН-клуба,  его участники приняли решение заявить 3 марта как «Всемирный день мира для писателя». На тот момент ПЕН-центры уже имелись более чем в ста государствах мира.
В наши дни в ряде стран этот праздник расширил заявленный спектр. Сейчас он именуется просто «День писателя» и является поводом для воздаяния почестей наиболее отличившимся литературным деятелям.   Источник здесь

Книга о волшебной стране кошек “Мяумуррия”


На вернисаже Антона Горцевича в Москве будет представлена книга о волшебной стране кошек “Мяумуррия”, в которой работы живописца объединились со сказками Нины Метлиной и стихами Вячеслава Метлина. Издание, заботливо переплетенное алой тесьмой, напоминает сундучок со сказками. В книге Нина Метлина рассказывает о двух непослушных котятах, сбежавших из дома и запутавшихся в невероятном клубке приключений. По словам писательницы, посоветовавшись с супругом, они решили пригласить проиллюстрировать эту историю именно Антона Горцевича, потому что “у него самые правильные коты из всех котов”. Художник дал согласие с одним условием – писать большие картины, а не маленькие иллюстрации – он не умеет рисовать маленькие рисунки и считает, что если уж писать, то масштабные полотна. В итоге эта “несостыковка” лишь придала изюминку книге, иллюстрации для которой оказались в десятки раз больше ее самой.  Художник Антон Горцевич написал картины для сказки Нины Метлиной, а поэт Вячеслав Метлин сочинил забавные стихотворения для написанных ранее полотен, которые не вписывались в первоначальную концепцию книги. Таким образом, книга превратилась в настоящий арт-проект, тем более, что стихи написаны с оглядкой на взрослых, отчего “Мяумуррия” придется по душе не только детям, но и их родителям.
Источник здесь

Астрахань. Кофейная и кондитерская К. А. Шарлау

Двухэтажное сложное в плане здание, возведенное в конце XIX века по проекту архитектора К.К. Домонтовича, представляет интерес как образец богатого городского особняка, выполнявшего одновременно жилую и торговую функции. Первый этаж дома занимала известная в города кондитерская братьев Шарлау, наверху располагалась квартира хозяев заведения. С западной стороны к основному объему примыкают хозяйственные корпуса. Фасады оформлены в эклектичном стиле. Здание отличает использование многообразных лепных деталей. Фрагменты лепного декора сохранились как в интерьере бывшей кондитерской, так и в жилых помещениях. Выразительный архитектурный силуэт постройки дополняется угловой квадратной башней, завершенной четырехгранным куполом, несущим смотровую площадку. Активную роль в убранстве фасадов играет металлическая вязь: оформлена смотровая площадка, металлическое ограждение имеет крыша. Изначально над южным порталом существовал изящный балкон. Здание имеет и градостроительное значение - закрепляет древнюю планировку городского центра, располагаясь на южной границе Белого города. В настоящее время используется по прямому назначению - здесь располагаются кондитерская и кофейня.
Источник здесь

Славится наш край долгожителями

В этом году сразу 47 наших земляков отметят свой 100- летний юбилей. Первыми астраханку Марию Миронову поздравляли родные и близкие. Вся большая семья Мироновых собралась за праздничным столом. Родилась Мария Миронова на берегах Волги, близ Икрянинского райцентра и была самой обаятельной и привлекательной среди своих подруг. Старинная фотография сохранила память молодых лет. Обаяние это не поблекло с годами и осталось на всю жизнь, говорят самые близкие. Всю жизнь она посвятила своей семье. Вырастила пятерых детей, сегодня у нее шесть внуков и 8 правнуков. Говорят, семья крепка добротой и согласием и это на самом деле так, считают самые близкие юбиляра.
- Анатолий Миронов сын юбиляра: "А еще семья держится на любви и заботе к своим родителям, дружбой между собой ,но все мы всегда помним и заботимся о своей маме". - Валентина Романова дочь юбиляра: "Характер у нее очень добрый и отзывчивый , в нас она вложила всю душу , наверное поэтому вся наша семья осталась такой большой и благополучной". 
Мария Миронова не только вырастила своих детей, но и дала им всем достойное образование. Все старшие - выпускники ныне известных и престижных университетов и Вузов Астрахани. Достойный пример и для самых младших большой и дружной астраханской семьи Мироновых.
- Надежда Довгилова и Полина Дубовская правнучки юбиляра: "Счастья и здоровья нашей бабушке , желаем чтоб всегда рядом с ней были самые близкие ей люди". 
По традиции, со столетием юбиляра поздравили социальные службы администрации астраханской области .От имени губернатора ей вручили ценные подарки. От депутатского корпуса семью поздравил депутат Государственной Думы России Леонид Огуль.

Источник здесь

Астраханские арбузы претендуют на столичную площадку

 
В этом году традиционный праздник астраханского арбуза может переместиться сразу в Москву. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин договорился об этом с мэром столицы Сергеем Собяниным, о чем сообщил сегодня участникам совещания, посвященного вопросу готовности региона к весенне-полевым работам. 
Источник здесь

02 марта 2012

А это наши астраханские герои!

Сегодня за проявленное мужество и героизм наградил медалью ордена за заслуги перед Астраханской областью троих ребят и одну девушку, которые, рискуя жизнью, в первые же секунды реально спасли из-под завалов людей. Без их мгновенной реакции и помощи люди однозначно бы погибли, ибо в следующую минуту подъезд рухнул.
Вот их имена:
Бондаренко Кирилл Николаевич
Горбачева Наталья Анатольевна
Еременков Игорь Георгиевич
Поздняков Олег Геннадьевич.

Возможно, не всех определили, кто непосредственно спасал в этот момент, - буду благодарен за информацию. Надо всех отметить. Это и есть настоящие герои! Сейчас формируем список всех активных людей (и волонтеров, и блогеров, да и просто добровольцев), кто помогал в эти дни вместе с властью пострадавшим.  6 – 7 марта приглашу всех. Сбор информации за Базылевым и Камальдиновым.
Спасибо Вам всем! Я горжусь астраханцами!
Источник Блог губернатора Астраханской области

20 ошибок в диктанте -- норма?!

Недавно в Google Plus'е одним моим знакомым была оставлена замечательная ссылка наинтерактивный диктант по русскому языку (кстати, весьма рекомендую всем пройти). Мои результаты оказались скромнее, чем у вышеупомянутого товарища (1 орфографическая ошибка, 2 пунктуационных).
Данный диктант проводился в нескольких российских городах. Согласно результатам, примерно половина респондентов получила оценку "2" (см. диаграмму ниже).
Оценки проходивших "Тотальный диктант" в 2004-2011 годах
(по материалам официального сайта)

При этом меня заинтересовало следующее: а сколько ошибок сделает среднестатистический учащийся 11-го класса в подобной работе? Сказано — сделано. Всего в тестировании приняло участие 22 человека. На тест отводилось неограниченное время, Гуглом и соседями пользоваться, разумеется, было запрещено.
Результаты, в целом, меня не удивили. Самый лучший результат — 1 орфографическая и 7 пунктуационных ошибок. Только два (включая лучший) человека получили оценку выше "2".
Среднее количество ошибок
Орфографических: 6,9
Пунктуационных: 13
Всего: 20.
Максимальное количество ошибок
Орфографических: 15
Пунктуационных: 21
Всего: 35
Для наглядности я построил гистограмму распределения общего числа ошибок. Как мы видим, середина распределения стремится к 20-ти ошибкам. Кстати, двоек по русскому языку нет :) Да и школа, в общем-то, достаточно хорошая, как и рассматриваемый класс.
Выводы можно делать разные, а можно вообще их не делать. Но единственное, что я могу сказать наверняка, так это кому надо сказать за сей результат спасибо — тов. Фурсенко.

Учимся правильно говорить

Азбучная истина. Подойдя к очереди в кассу или ко врачу в поликлинике, грамотно спросить у людей: кто последний? Предлагая гостю принять сидячее положение, вежливо сказать: садитесь, пожалуйста. А «кто крайний?» и «присаживайтесь» – это неправильно.
Почему надо говорить  последний, не  крайний, садитесь, а не присаживайтесь -- об этом  здесь.

День кошек в России

В первый день первого весеннего месяца по стихийно сложившейся традиции в России отмечается День кошек. Интересно, что многие народы, в свою очередь, установили национальные дни чествования этих самых близких человеку домашних обитателей. Например, в США кошек чествуют 29 октября, в Польше — 17 февраля, в Японии — 22 февраля. А основанием для всех национальных Дней кошек стал Всемирный день кошек, отмечаемый 8 августа.

Фелинология (от латинск. felinus — кошка и греческ. logos — наука) — наука о кошках, подчеркнула, что кошки — это умные животные, и если, в отличие от собак, они не приносят брошенную хозяином палку, то лишь потому, что «кошка не считает себя обязанной выполнять глупые приказы человека». У многих народов даже существует поверье, что кошки проживают несколько жизней.

Читать дальше

01 марта 2012

Блок-схема алгоритма применения правила

Текстовая формулировка правила для 5-го класса.
Сложными называются прилагательные, содержащие несколько корней. Существует три случая, когда между корнями сложного прилагательного требуется поставить дефис:
1. если прилагательное обозначает оттенки цветов (например, ярко-красный, сине-зеленый);
2. если прилагательное обозначает стороны света (северо-западный, юго-восточный);
3. если в словосочетании, от которого образовалось слово, был союз и или его туда можно легко подставить (например, физико-математический).
В остальных случаях сложные прилагательные пишутся слитно.
Блок-схема, составленная по этому правилу:
Подобные схемы ученики успешно составляют практически для любого правила. Если правило состоит из множества пунктов и содержит слова-исключения, то алгоритмы получаются достаточно сложными. Если в классе оказываются ученики, интересующиеся программированием, то работа, начатая на уроке русского языка, может быть продолжена на уроке информатики или дома: алгоритм можно превратить в действующую компьютерную программу. На уроке, посвященном составлению блок-схемы, может быть не сделано ни одного упражнения, исписано совсем немного бумаги, но правило оказывается прочно закрепленным в памяти и применяется без ошибок, о чем свидетельствуют оценки за контрольные работы, проведенные как на следующем уроке, так и через полгода.
Источник здесь

ЗАКАТ

***
«***» на Яндекс.Фотках

Доживём до понедельника


Объявление о занятиях в МБОУ "СОШ № 49"

Завтра, 2 марта,  учатся ученики 9-11 классов  нашей школы. Со вторника, 6 марта,  будут заниматься   все учащиеся. Переселившихся в новые дома ребят будет перевозить выделенный для школы автобус. О времени его отправления  в школу будет сообщено дополнительно. Назначена ответственная за организацию  доставки учащихся в школу и из школы. Это Валентина Петровна Шулгитарова.
В 9 а классе пятым уроком будет химия вместо  урока искусства.