06 марта 2012

Музей Мидделхейм, Антверпен

не уходи!
«не уходи!» на Яндекс.Фотках
Прекрасная скульптура (монументальная), Только с размером ноги что-то не угадали...

Что такое Тотальный диктант, или Писать грамотно -- это модно

Тотальный диктант — ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции — добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса). 
Тотальный диктант — это своеобразный флеш-моб. Незнакомые друг с другом люди узнают об акции в Интернете, собираются в одно время в одном месте, совместно делают нечто странное и расходятся.
Цель Тотального диктанта — заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать.
Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности, с пресловутой формой диктанта.
Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно — круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые — обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.
Задачи проекта:

  • привлечь внимание СМИ и общества к проблеме грамотности;
  • дать возможность всем желающим проверить свою грамотность в ходе добровольного диктанта;
  • повысить уровень грамотности участников с помощью «пятиминуток ликбеза» и разбора ошибок;
  • повысить статус владения языковыми навыками, распространить моду на грамотность.
Девиз Тотального диктанта: «писать грамотно – это модно!» 

Источник здесь

Тропы Митраши и Насти из "Кладовой солнца"

Картинка 20 из 30
Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него пойти по неизведанной тропинке означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового. Короткий путь исследователя отнюдь не является лёгким, но требует, действительно, учитывать опыт, накопленный людьми. 
Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошёл по тонкой тропинке. Но он пока ещё был только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: “И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погружённого в болото маленького человечка”. Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: “Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы”. Характерно, что корзинка с едой осталась у Насти. 
Настя пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.
Источник здесь

Чичиков и помещики из "Мертвых душ"

Картинка 9 из 542

Фильм по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"


05 марта 2012

Ты с нами идешь?

ты с нами идешь?
«ты с нами идешь?» на Яндекс.Фотках

Примеры грамматических явлений

В этом сообщении примеры и аргументация  грамматических явлений, которые можно найти в тексте  из повести "Чучело" .
В предложениях 2, 6, 14, 30 употреблено обращение Елена. Так Николай Николаевич называет свою внучку. Однако в данном тексте обращение не просто  выполняет звательную функцию, оно  выражает отношение говорящего к своей собеседнице, то есть выполняет ещё и оценочную функцию. Называя внучку полным именем Елена, а не уменьшительным, как обычно, Лена, Леночка, дедушка разговаривает с ней, как со взрослым человеком, он живо интересуется её мнением, и это свидетельствует о доброжелательных, уважительных отношениях в этой семье.
Таким образом, использование  грамматического явления позволяет автору наглядно продемонстрировать, как люди думают, и становится подтверждением тезиса Г. Степанова.
Другой пример  грамматического явления из анализируемого текста. Предложения 30-37 представляют собой пример парцелляции. Парцелляция -- фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл. Именно такую функцию и выполняет данный приём в тексте В. Железникова.
Ещё примеры грамматических явлений в данном тексте: 1) восклицательные  предложения (служат для передачи душевного состояния героя, его глубоких внутренних переживаний); 2) неполные предложения (выполняют ту же функцию); 3) вопросительные предложения (основная часть фрагмента представляет собой диалог, и вопросительные предложения являются в нём необходимым элементом); 4) вставная конструкция в предложении 39 помогает конкретизировать смысл высказывания; 5) взволнованность, эмоциональность речи героя передает многоточие -- знак экспрессивного синтаксиса. Также одно из грамматических явлений. Все эти примеры служат подтверждением той части тезиса лингвиста Г. Степанова, в которой он утверждает, что грамматика свидетельствует о том, как люди думают, как они связывают понятия в предложения, как выражают свое отношение к тому, о чём говорят.

Примеры и аргументы лексических явлений (подготовка к заданию С2.1)

Я вновь и вновь в своем блоге возвращаюсь к заданию С2.1 КИМов  экзамена по русскому языку в 9 классе. Приняв  в качестве тезиса слова лингвиста Г. Степанова, для аргументации своего ответа при выполнении задания нужно привести  по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления. Какие это могут быть примеры?
В третьем тренировочном варианте экзаменационных заданий ГИА приводится текст из повести В.К. Железникова "Чучело" (фрагмент, в котором описывается, как Николай Николаевич принёс домой картину от бабушки Колкиной).
В предложении 36 в данном тексте употреблено авторское слово жертвенница, которое можно заменить синонимичными общеупотребительными  словосочетаниями пожертвовавшая собой или склонная к самопожертвованию. Эти словосочетания относятся к высокому стилю, и поэтому в разговорной, обиходной речи они были бы неестественны. Более уместно, а также более ярко и выразительно в устах Николая Николаевича, потомственного интеллигента, очень тонкого человека, звучит жертвенница. 
Ещё один пример лексического явления из рассматриваемого текста. В предложении 28  Это же последняя работа прапрадеда  употреблено многозначное слово работа. Решаюшую роль для разграничения значений многозначных слов играет контекст. В данном контексте слово работа употреблено в его прямом значении  произведение.
И наконец пример лексического повтора.  Лексический повтор помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов. Так, в предложениях 23 и 24  повторяются слова с корнем улыб-. Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования. Николай  Николаевич хочет, чтобы его внучка улыбнулась, повеселела после всех пережитых треволнений. Он  её любит всей душой. И его чувства автор удачно передаёт, используя прием лексического повтора. 
Примечание. Вы знаете, что в вашем сочинении-рассуждении достаточно привести один пример лексического явления. О примерах грамматических явлений из  текста В. Железникова в следующем посте.

Вышивка шёлком


Шёлковые картины - тонкая, изящная авторская вышивка  мастеров-вышивальщиц Китая. Посмотреть другие картины можно здесь

Астраханцы свой выбор сделали

Всё. Выборы завершились, все бюллетени подсчитаны. Астраханцы свой выбор сделали. В.В. Путин получил поддержку 68,78% жителей области. И Ахтубинский район, и г. Знаменск также отдали подавляющее предпочтение Путину. Горожане выбрали мэром Столярова М.Н., отдав за него 60% голосов.
И как бы не изгалялся его оппонент, это выбор горожан, а не фальсификация. При подсчетах голосов на ряде избирательных участков присутствовали наблюдатели ОБСЕ, и они все видели. Выборы были прозрачны. И итоговые результаты совпали с результатами Exit-poll. Теперь понятно, что народ отличает пустые обещания (популистские) от реальных программ и реальных возможностей.
Вчерашний день «поставил жирную точку» на определенном этапе развития России. Через несколько лет, да уже завтра на политическую арену выйдут новые политические фигуры, партии. И в России реально формируется новое, здоровое гражданское общество. А все политиканы, от которых народ просто устал, уйдут на политический покой.
Поздравляю В.Путина с убедительной победой.
Поздравляю горожан с хорошим профессиональным мэром.
Поздравляю всех жителей Астраханской области с новым, интересным, динамичным этапом развития страны и нашего региона.

Алмаз, Николай и Евграф, или О тайном смысле наименований


Алмаз — «самый благородный из драгоценных камней», называемый также «регина геммарум» («Regina gemmarum»), алмаз символически означает совершенство, чистоту и непорочность. Алмазу приписываются только положительные свойства: он якобы является символом света и жизни, стойкости в любви и страдании, открытости и высшей чистоты. Соответственно своей природе алмаз был также украшением трона и всегда высоко ценился как талисман.
Источник здесь
Главного персонажа рассказа " Куст  сирени" зовут Николай Евграфович Алмазов. Можно ли сказать, что его полное имя полностью соответствует сущности героя? (Вспомните о "говорящих" фамилиях).
Тайна имени Николай согласно теории отца Павла (П.А. Флоренского)
Для Николая наиболее характерно действие, направленное во вне. В себе самом он не находит простора и предмета самораскрытия. Его жизнь — в деятельности. Деятельность эта безостановочна, потому что Николай не дает себе ни отдыха, ни срока, почитая ее своим долгом. У Николая редко бывают сомнения в том, что хорошо и что плохо. Это характер, в котором нет плавных и упругих линий, но все состоит из отрезков прямых. Его неустанная деятельность, в большинстве случаев не имеющая материальной корысти, в значительной мере подвигается самолюбием, необходимость оправдать свое мнение о себе и о носимой им должности. И тогда Николай может быть суровым и жестоким в своей прямолинейности, считая или стараясь убедить себя, что борется за правду, но на самом деле тут есть момент недостаточно ясно оцениваемого им самолюбия. Источник здесь
Об имени Евграф
Евграф склонен к игре в чувства, любит манипулировать друзьями, ему нравится, когда вокруг него суетятся. Поражения приводят его в отчаяние, которое, впрочем, быстро проходит. Он тонкий ценитель нравственных принципов, но часто им изменяет.
Источник здесь
Итак, Николай Евграфович  Алмазов в полном соответствии со значением своего имени отличается малодушием и ограниченными способностями. Не обладая ни умом, ни военными познаниями, он пытается попасть в Академию Генерального штаба, но на экзаменах "торжественно проваливается",  и только энергичная и умная Верочка не даёт ему пасть духом, стараясь вывести бесталанного мужа  "в люди".

Читаем рассказ А.И. Куприна "Куст сирени"

В основе рассказа лежит литературный анекдот.
АНЕКДОТ (от греч. ane'kdotos 'неизданный' англ. canned joke), короткий устный рассказ о вымышленном событии злободневного бытового или общественно-политического содержания, с шутливой или сатирической окраской и неожиданной остроумной концовкой. Анекдот – широко распространенный речевой жанр русского языка советского и постсоветского периода. Во второй половине 18-го и в 19 в. слово «анекдот», или «литературный анекдот» (англ. anecdote) имело другое значение: короткий, нередко нравоучительный рассказ о необычном действительном (или выдаваемым за действительное) событии, происшествии из жизни исторического лица (сборники Н.Курганова, П.Семенова и др.). Энциклопедия "Кругосвет"
О линии анекдота в русской прозе можно прочитать здесь.  В XIX веке анекдот в значительной степени определил феномен пушкинской прозы ("Повести Белкина" и "Пиковая дама"). "Петербургские повести", "Ревизор" и "Мертвые души" Гоголя выросли из анекдотов. Целый ряд лесковских текстов был самым непосредственным образом ориентирован на анекдот. Но линия еще не ощущалась как таковая: налицо были как бы отдельные, не связанные внутренне друг с другом случаи обращения к низкому жанру.
Все дело в том, что, хотя анекдот и находился у истоков целого ряда центральных произведений Пушкина, Гоголя, Лескова и других, он, отнюдь, не выступал в роли демиурга, будучи лишь одним из структурнообразующих факторов.
У Чехова анекдот впервые стал решающим, глобальным фактором.
Объектом сатиры в рассказе "Куст сирени" являются  недалёкий офицер, стремящийся любыми средствами  сделать карьеру; "лучший" профессор, не отличающий берёзу от сирени, убогая жизнь русского офицерства.

03 марта 2012

"Три толстяка". По роману-сказке Юрия Олеши

Юрий Карлович Олеша – русский советский писатель-прозаик, поэт, драматург, сатирик. Известность Юрию Олеше принесла публикация детского романа-сказки “Три толстяка”.  Юрий Олеша родился  3 марта 1899 года.   Здесь подробная биография писателя.