07 июня 2012

Очарована, околдована. Слова Н. Заболоцкого


Чаръ значит "колдовство"

Старославянское слово чаръ означает "колдовство". Мы и сейчас говорим: колдовские чары. Глагол очаровать означал "околдовать",  причём к колдовству относились отрицательно. Однако постепенно глагол стал приобретать положительный оттенок, и сейчас очаровать -- "произвести неотразимое впечатление, пленить".
В современном русском языке корень чар- имеет большое словообразовательное гнездо: чаровать, чарую.щий, чаровница,  чародей, очаровать, очарованный, очаровательный, очаровательно, очарование, разочаровать, разочароваться разочарование.

Поздравление Евгению Бикмаеву

Поздравляю  ученика нашей школы Евгения Бикмаева! Он занял первое место в конкурсе, проводимом в рамках Фестиваля русского языка 2012 года. Его учебно-исследовательская работа о синонимах стала лучшей. Подробности позже.

06 июня 2012

Малоизвестные факты из жизни поэта

Из детей Пушкина только двое оставили потомство - Александр и Наталья. Но потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину. 
Тургенев когда-то предлагал проверенный рецепт от головной боли и хандры: прочесть вслух 10 стихотворений Пушкина. Проспер Мериме, неплохо знавший русский язык, познакомившись с творчеством Пушкина, назвал его самым великим поэтом мира. Знаменитый адвокат конца XIX века А. Ф. Кони, утверждал, что не проиграть ни одного дела ему позволило не знание законов, а знание... Пушкина. Он мог прочесть наизусть несколько сотен стихотворений поэта, включая "Евгения Онегина"!
Другие интересные факты из жизни А.С. Пушкина можно найти по этой ссылке

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Памятник А.С. Пушкину в Москве
Памятник А.С. Пушкину в Одессе
                                Обелиск на месте дуэли Пушкина в Петербурге
                                     Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе

...карты меня спасают от хандры

Император Николай Павлович советовал Пушкину бросить карточную игру, говоря;
- Она тебя портит!
- Напротив, Ваше Величество, - отвечал поэт, - карты меня спасают от хандры.
- Но что ж после этого твоя поэзия?
- Она служит мне средством к уплате моих карточных долгов. Ваше Величество.
И действительно, когда Пушкина отягощали карточные долги, он садился за рабочий стол и в одну ночь отрабатывал их с излишком. Таким образом, например, у него написан "Граф Нулин".  
Живя в Екатеринославе, Пушкин был приглашен на один бал. В этот вечер он был в особенном ударе. Молнии острот слетали с его уст; дамы и девицы наперерыв старались завладеть его вниманием. Два гвардейских офицера, два недавних кумира екатеринославских дам, не зная Пушкина и считая его каким-то, вероятно, учителишкой, порешили, во что бы то ни стало, " переконфузить" его. Подходят они к Пушкину и, расшаркиваясь самым бесподобным образом, обращаются:
-- Mille pardon... He имея чести вас знать, но видя в вас образованного человека, позволяем себе обратиться к вам за маленьким разъяснением. Не будете ли вы столь любезны сказать нам, как правильнее выразиться: "Эй, человек, подай стакан воды!" или "Эй, человек, принеси стакан воды!".
Пушкин живо понял желание пошутить над ним и, нисколько не смутившись, отвечал серьезно:
- Мне кажется, вы можете выразиться прямо: "Эй, человек, гони нас на водопой".

..Во тьме твои глаза блистают предо мною.

Наталия Николаевна Пушкина-Ланская (Гончарова)
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

Пушкин был гениален, но не был красив, и в этом отношении контрастировал со своей красавицей-женой Натальей Гончаровой, которая, при этом, была на 10 см выше него. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от жены поодаль: чтобы окружающие не видели столь неприятного для него контраста.
Источник здесь

"в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные" успехи

Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен, —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
В лицей Пушкин попал, что называется, по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик - всего 30 человек, но у Пушкина был дядя - весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским. 
В Лицее выпускался рукописный журнал "Лицейский мудрец". Пушкин писал туда стихи. Однажды написал: "Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее". Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруд. Его успели спасти. Вскоре в "Лицейском мудреце" нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда. 
В 1817 г. состоялся первый выпуск лицеистов. Сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, среди которых - латынь, российская, немецкая и французская словесность, всеобщая история, право, математика, физика, география, Пушкин и его друзья получили аттестаты об окончании Лицея. Поэт оказался по успеваемости двадцать шестым (из 29 выпускников), показав только "в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные" успехи. 
Источник здесь

Первая встреча с императором

Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок. 1800—1802
Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил, как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча Пушкина с императором - маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку - это няня.

Александр Сергеевич Пушкин. 213 лет со дня рождения

В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина
На это скажут мне с улыбкою неверной:
Смотрите, вы поэт уклонный, лицемерный,
Вы нас морочите - вам слава не нужна,
Смешной и суетной Вам кажется она;
Зачем же пишете? - Я? для себя. - За что же
Печатаете вы? - Для денег. - Ах, мой боже!
Как стыдно! - Почему ж?

В России отмечают День русского языка

В России отмечают День русского языкаВ России 6 июня в день рождения выдающегося поэта Александра Пушкина отмечается памятная дата — День русского языка. Указ о праздновании Дня русского языка был подписан президентом России 6 июня 2011г.
По случаю праздника в Петербурге состоялась необычная акция. Накануне в преддверии торжества активисты помыли памятник Александру Пушкину на Площади Искусств перед зданием Русского музея. Помывка монумента работы Михаила Аникушина стала настоящей театрализованной литературно-поэтической акцией, передает "Эхо Москвы".
Отметим, что свои поздравления по случаю памятной даты уже направил президент Республики Саха Егор Борисов, сообщает пресс-службе правительства России. "Русский язык как государственный язык страны служит единым средством общения и сотрудничества для представителей разных национальностей и народностей, выполняет интеграционную функцию в политической, социальной и культурной сферах, помогает наладить постоянный диалог, осознать, что все мы работаем на развитие и процветание нашего общего дома – Российской Федерации!", - говорится в поздравительной телеграмме главы региона.
Отметим, что данный праздник имеет под собой и международное обоснование: Организация объединенных наций также официально отмечает День русского языка, ведь, согласно целям программы организации, это способствует культурному многообразию.
Источник здесь

05 июня 2012

Чешским школьникам платят по 50 крон за каждую прочитанную книгу

Дети читают книги, подборку которых сделали известные чешские артисты. Также, чешские школьники выбирают книги для чтения и самостоятельно, обсуждая список предложенной литературы всем классом. Учителя только поддерживают данное начинание – ведь школьники читают сами, без всякого принуждения.
К тому же у них появился стимул. За каждое произведение школьникам платят по 50 крон за каждую прочитанную книгу, после чего дети  проходят тест на сайте проекта «Чтение помогает». И если все ответы правильные, компьютер переводит на имя школьника честно заработанные кроны.
Правда деньги эти – виртуальные. Однако, дети уже «начитали» более чем на 11 миллионов крон (около 17 млн рублей). Потратить эти деньги ребята могут только благотворительность, посредством электронного перевода средств.
Так, благодаря данной акции, дети могут помогать обездоленным ближним, перечисляя на их счет деньги для лечения либо покупки жилья. «Начитанные» школьниками деньги перечисляют офтальмологическим клиникам и даже Центру обучения собак-поводырей для слепых.
Поводом для этой меценатской акции стало изучение школьной статистики в Чехии, показавшей, что большинство детей в стране отлично знают математику, но при этом занимают одно из последних мест в Европе по чтению книг.

04 июня 2012

И последний совет: как написать изложение

Советы учителя русского языка и литературы 
Любови Михайловны Бенделевой
 Завтра вы пишете изложение: многому уже не научишь, а вот советы могу дать.
1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:  «Все жители вышли на охрану родного города».
Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например

Удачи на экзамене!

Вспомни, что есть мы - МОТИВАТОРЫ!