В декабре 1828 года Николай Гоголь приехал в Петербург устраиваться на службу. Он вспоминал: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее. <…> Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели мы думали. <…> Это заставляет меня жить как в пустыне. Я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр». Писатель не мог найти работу: выпускника Нежинской гимназии либо не хотели принимать, либо предлагали слишком маленькое жалованье.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
10 апреля 2024
«Совершенно встречал одни неудачи»: жизнь в Петербурге
09 апреля 2024
«Необыкновенное явление в литературе»: известные произведения Гоголя
Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу.
«Его талант не упадает, но постепенно возвышается. <…> Новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».
Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать. Николай Гоголь, писатель
Б. Лебедев. Критик Виссарион Белинский и Николай Гоголь (фрагмент). Открытка из серии "В.Г. Белинский в рисунках Б. Лебедева". Москва: Искусство. 1948 |
08 апреля 2024
Гоголь в гимназии: первая поэма и школьный театр
Никто не думал из нас, чтобы Гоголь мог быть когда-либо писателем даже посредственным, потому что он известен был в лицее за самого нерадивого и обыкновенного слушателя. <…> Довольно бывало ему сказать одно слово, сделать одно движение, чтобы все в классе, как бешеные или сумасшедшие захохотали в одно горло, даже при учителе, директоре. Николай Сушков, драматург
В 1825 году у Гоголя умер отец. Гимназист тяжело переживал потерю. Его мать вспоминала: «Я детям не могла писать о нашем несчастии и просила письменно директора в Нежине приготовить к такому удару моего сына; он в таком был горе, что хотел броситься в окно с верхнего этажа». После смерти отца начались проблемы с деньгами: мать не умела управлять хозяйством. Тогда Гоголь сначала предложил продать лес, который по завещанию принадлежал ему, а потом и вовсе отказался от наследства в пользу сестер.
Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 30-е годы 19 века |
07 апреля 2024
Рукоделие, стихи и нечистая сила: детство Гоголя
Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. Вдруг мяуканье кошки нарушило тяготивший покой. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. «Киса, киса», — пробормотал я и, схвативши кошку побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Григорий Данилевский. Собрание сочинений, XIV, 119. Рассказ со слов Гоголя
Иван Бунин: щедрость для нуждающихся
Бунину приходилось торговаться за свои гонорары с редакторами и издателями. В письме Виктору Миролюбову, который возглавлял научно-популярный и литературный «Журнал для всех», автор просил оценить его труд достойно:Штаны у меня старые, штиблеты истрепаны. Ты скажешь — пустяки. Да, я считал бы это пустяками прежде, но теперь это мне доказывает, до чего я вообще беден как дьявол, до чего мне придется гнуться, поневоле расстраивать все свои лучшие думы, ощущения заботами (например, сегодня я съел бутылку молока и супу даже без «мягкого» хлеба и целый день не курил — не на что).1891 год
А теперь самое неприятное — деньги. Прикажите, пожалуйста, мне составить счет и не платите, если можно, дешево за рассказы. Вы знаете, Виктор Сергеевич, что у меня и нет денег оттого, что, право, я далеко не жаден и что я не стал бы торговаться с «Журналом для всех», если бы сам не нуждался. К тому же работаю я добросовестно, отделываю и выпускаю вещи небольшие.1901 год
06 апреля 2024
В Думе предложили начислять абитуриентам дополнительные баллы к ЕГЭ за разработку стартапа
"Предлагаю начислять поступающему дополнительные баллы к ЕГЭ в случае разработки им бизнес-проекта или стартапа, направленного на решение социальных проблем страны (субъекта, муниципалитета). Кроме того, при использовании школьником новых технологий (например, искусственного интеллекта, больших данных) количество баллов может быть увеличено. Порядок презентации проекта и критерии его оценки могут быть установлены уполномоченным органом исполнительной власти", - говорится в письме.
По мнению Лантратовой, такое нововведение будет мотивировать молодежь к развитию социально-ориентированных предпринимательских инициатив уже во время обучения в школе, а также содействовать профориентации школьников и способствовать появлению "большего количества смелых и инновационных решений внутри страны". "Следует отметить, что схожие инициативы уже реализуются, но только на уровне высшего образования. Так, можно отметить проект Министерства науки и высшего образования РФ "Стартап как диплом", направленный на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства и поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии", - объясняет депутат.
05 апреля 2024
Откуда пошло выражение «не мытьём, так катаньем»?
04 апреля 2024
Антон Чехов: деньги — для достижения цели
…Деньги на исходе. Приходится жить альфонсом. Живя всюду на чужой счет, я начинаю походить на нижегородского шулера, который ест чужое, но сверкает апломбом.
Из письма Чеховым, 1887 год
…Денег у меня нет, буду жить впроголодь, но постараюсь не брать денег вперед, ибо авансы понадобятся летом, когда я бездельничаю и нуждаюсь в лишних, шальных деньгах. Ради весенних и летних дебоширств стоит поголодать зимою.Из письма Алексею Плещееву, 1888 год
Деньги нужны до зареза. На этой неделе моя пьеса идет в Саратове, а я ни шиша не получу, ибо еще не записался в члены Драм[атического] общества, записаться же стоит 15 р., коих у меня нет.Из письма Александру Чехову, 1887 год
Мне стало неловко и совестно, что я вынудил Вас говорить о гонораре. Деньги мне очень нужны, но говорить о них, да еще с хорошими людьми, я терпеть не могу. Ну их к черту!Чехов не был азартным игроком, не проигрывал состояния в карты. Но во время путешествия в Европу в 1891 году он побывал в Монте-Карло и посетил местные казино. Рулетка так его захватила, что писатель возвращался туда несколько раз и потратил в казино почти тысячу франков. В письмах родным Чехов извинялся, что оставил семью на лето без денег. А еще рассказывал, как ощутил и понял эту страсть:
Из письма Алексею Плещееву, 1888 год
Черт знает, какая зажигательная игра. Я сначала выиграл 80 франков, потом проиграл, потом опять выиграл и в конце концов остался в проигрыше франков на сорок. Осталось в запасе 20 франков, пойду еще попытаю счастья. Я здесь с утра, а теперь двенадцатый час ночи. Если бы лишние деньги, то, кажется, целый год играл бы да ходил по великолепным залам казино! Интересно смотреть на дам, которые проигрывают тысячи.Из письма Чеховым, 1891 год
Антон Чехов с женой , актрисой Ольгой Книппер-Чеховой. 1901 год. Фотография. Белгородская государственная универсальная научная библиотека. Белгород |
03 апреля 2024
Международный день детской книги
Вернёмся в день вчерашний. Об этом грех не сказать.
Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. Только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги.
Немалое внимание созданию детской литературы уделялось и в России. Известно, что ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали А. Пушкин, С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Не менее известны и советские детские писатели и поэты — А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие.
В настоящее время детская литература — это целое отдельное направление в литературе. Каждый год одно из Национальных отделений IBBY получает почетное право выступать международным спонсором этого замечательного праздника — Международного дня детской книги.Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.
3 апреля -- День рождения мобильного телефона
Подробности можно узнать здесь
Будь мобильным |
7 лучших смартфонов 2023 года. Для разных задач и на любой бюджет |
Выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» на ВДНХ
Читать полностью
02 апреля 2024
Федор Достоевский: каторжная бедность и рулетка
Деньги для Федора Достоевского всегда много значили. В письмах брату Михаилу Достоевскому писатель отмечал, что ему часто приходилось идти на компромиссы, писать быстро, откладывать большие замыслы, чтобы заработать как можно скорее на других, более востребованных идеях. Достоевский также упоминал, что вынужден снимать жилье дешевле, чем хотелось бы. Брат нередко выручал писателя.
За деньги очень благодарю; слишком уж надобилось. Пишешь, что через неделю пришлешь еще столько же (т.е. 100). Сделай одолжение, пришли. Эти присланные сто рублей только на затычки пошли. Слишком, слишком надобно.Из письма Михаилу Достоевскому, 1864 год…
Я должен тебе 700 и теперь, без куска хлеба, у тебя же на время буду искать помощи, а ты сам стеснен. Из письма Михаилу Достоевскому, 1859 год
Подымаюсь я отсюда, тяжко и с нуждою; выеду 31 июня (Достоевский ошибся в дате и имел в виду 30 июня. — Прим. ред.), денег у меня не хватает; расходы задавили меня. <…> И потому умоляю, друг и брат мой, спаси меня еще раз: тотчас же с получением этого письма, на другой же день, если можно… вышли мне рублей 200 в Казань. <…> Если же не вышлешь, представь, что я буду делать в Казани, совершенно без денег, проживаясь в долг в квартире со всем семейством?
Но вот мое мнение: по крайней нужде моей согласиться бы можно. 1000 р. все же деньги, и для меня большие. Но с этим сопряжено сильное нравственное унижение. Положим, что и с унижением можно согласиться; наплевать на них! Но вред впоследствии. Я совершенно лишусь всякого литературного значения впоследствии.1859 год
Аня, милая, друг мой, жена моя, прости меня, не называй меня подлецом! Я сделал преступление, я все проиграл, что ты мне прислала, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера же проиграл! <…> Сначала проиграл немного, но как стал проигрывать — захотелось отыграться, а как проиграл еще более, тогда уж поневоле продолжал играть, чтоб воротить по крайней мере деньги нужные на отъезд — и проиграл все. <…> При наших и без того скверных обстоятельствах, я извел на эту поездку в Гомбург (имеется в виду немецкий Гамбург. — Прим. ред.) и проиграл с лишком 1000 франков, до 350 руб.! Это преступление! Из письма Анне Достоевской, 1867 год
Илья Глазунов. Фёдор Достоевский (белая ночь). 1982. Частное собрание |
01 апреля 2024
31 марта 2024
31 марта 1814 года русская армия триумфально вступила в Париж
В этот день Лев Николаевич Толстой начал вести свой дневник
В Интернет выложили оцифрованные дневники Л.Н. Толстого |
Александр Пушкин: светская жизнь и карточные долги
«Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». Александр Пушкин
Борис Кустодиев. Александр Пушкин на набережной Невы. 1915. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Санкт-Петербург
У меня была в руках, и весьма недавно, довольно круглая сумма; но она истаяла и до октября денег у меня не будет.
Из письма Павлу Нащокину, 1834 год
В клобе я не был — чуть ли я не исключен, ибо позабыл возобновить свой билет. Надобно будет заплатить 300 рублей штрафу, а я весь Английский клоб готов продать за 200.После женитьбы траты Пушкина возросли: нужно было содержать семью и детей. Деньги уходили и на светские выходы супруги Натальи Гончаровой
Из письма Наталье Пушкиной, 1833 год
. В письмах своему другу Павлу Нащокину поэт отмечал, что средства достаются ему литературной работой: «Но нет у меня досуга, без вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде — всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения».
Пушкин задолжал многим и регулярно отправлял долговые письма с извинениями. Одно из них было адресовано Ивану Яковлеву, в компании которого поэт часто проводил время:
Я так перед тобою виноват, что и не оправдываюсь. Деньги ко мне приходили и уходили между пальцами — я платил чужие долги, выкупал чужие имения, а свои долги остались мне на шее. Крайне расстроенные дела сделали меня несостоятельным, и я принужден у тебя просить еще отсрочки до осени.При возросших затратах на семью поэт продолжал вести привычную жизнь, много тратил и играл в карты
1836 год
30 марта 2024
Поль Верлен (1844-1896), французский поэт. 30 марта -- день рождения поэта
Целует клавиши прелестная рука;
И в сером сумраке, немного розоватом,
Они блестят; напев на крыльях мотылька,
(О песня милая, любимая когда-то!)
Плывет застенчиво, испуганно слегка,—
И всё полно её пьянящим ароматом.
И вот я чувствую, как будто колыбель
Баюкает мой дух, усталый и скорбящий.
Что хочешь от меня ты, песни нежный хмель?
И ты, её припев, неясный и манящий,
Ты, замирающий, как дальняя свирель,
В окне, растворенном на сад вечерний, спящий?
Закаты
По степи огромнойПростирая взгляд,
Веет грустью томной
Тающий закат.
В этой грусти томной
Я забыться рад:
Канет дух бездомный
В тающий закат.
И виденья странно,
Рдяны, как закат,
Тая, по песчаной
Отмели скользят,
Реют неустанно,
Реют и горят,
Тая, как закат,
На косе песчаной.
Перевод: Г. А. Шенгели
Ты знаешь, мудрецы с издавних пор мечтали
(Хотя задача их разрешена едва ли)
На языке небес прочесть судьбу людей
И связь у каждого найти с звездой своей,
Насмешки злобные в ответ им раздавались,
Хоть часто те смешны бывали, кто смеялись!..
Но тайна страшная пленила разум мой,
Я знаю, кто рожден под вещею звездой
Сатурна желтого, столь чтимого волхвами,
Тому Судьба грозит несчетными скорбями:
Смутится дух его тревожною мечтой,
Бессильный разум в нем замолкнет пред судьбой,
И ядовитою, горячею волною
Польется кровь его кипящею струею);
Тоскуя, отлетит на небо Идеал,
И повелит Судьба, чтоб вечно он страдал,
Чтоб даже умер он, терзаясь бесконечно
(Ведь можно допустить, что здесь ничто не вечно),
Тому влияньем чар от века предрекла,
Увы, всю жизнь Судьба, безжалостна и зла.
Перевод: Эллиса
«Гой ты, Русь, моя родная». Тест: это стихи Есенина или творчество Газманова, «Любэ» и SHAMAN
В Госдуме хотят включить в школьную программу творчество Газманова, «Любэ» и SHAMAN. Мы вчитались в слова песен этих исполнителей и поняли: депутатам в них, похоже, видится эдакий Есенин на минималках. А вы сможете отличить классика от современников по стихотворным строкам? Сейчас проверим.
29 марта 2024
Проверяем информацию. Советы для школьников и взрослых
2. Познакомьтесь с противоположными точками зрения. При этом помните, что наш мозг склонен доверять той информации, которую он узнал первой, искать её подтверждение и «не обращать внимания» на факты, которые ей противоречат.
3. Найдите информацию об авторе или источнике информации. Логично, если физик рассказывает о теории струн, но странно, если он рассуждает о курсе валют. Один и тот же журналист может публиковать статьи на разные темы, но тогда у него должны быть разные источники, и желательно, чтобы они не были анонимными.
4. Обращайте внимание на конкретику. «Всем известно», «учёные уверены», «огромное количество», «высочайшее качество» — эти и подобные выражения не говорят ни о чём. В достоверных материалах приводятся конкретные имена, цифры, факты.
5. Концентрируйтесь на сути, а не на эмоциях. Часто под сенсационными заголовками оказываются очень непримечательные новости.
6. Помните, что современные нейросети могут подделать фото и видео.
7. Обращайте внимание на детали. Бывает такое, что в целом информация правдива, но, например, цифры приукрашены или неверно поданы. Например, в заголовке статьи могут упоминаться «семь тысяч фальшивых купюр», а в тексте всего три фальшивые купюры, общим номиналом семь тысяч.
8. Проверьте, нет ли противоречий внутри самого материала. Бывает такое, что текст начинается с тезиса «рака не существует», а продолжается идеей «рак эффективно лечится одной единственной методикой». Две этих мысли явно не соотносятся друг с другом, а значит и весь текст имеет сомнительную ценность.
9. Если вы увидели информацию в соцсетях, изучите аккаунт, с которого она размещена. Если он анонимный, был недавно создан, содержит минимум авторского контента (есть только репосты), это повод насторожиться.
10. Если речь о научных данных, проверяйте их актуальность. Результаты новых исследований публикуются каждый день, и они могут значительно отличаться от предыдущих.
И последний совет, который не поможет распознать ложь, но поможет не приумножать её поток: не распространяйте какую-либо информацию, если не уверены в её истинности.
28 марта 2024
5 причин, почему новый фильм «Онегин» противопоказан школьникам
1. Не те герои
Почему школьникам трудно понимать, а главное, ассоциировать с собой русскую классику и ее героев? В том числе потому, что им не кажется, будто персонажи книг — их ровесники или почти ровесники. И даже если автор указывает на юный возраст героев, все равно детям сложно ассоциировать их с собой, ведь эти персонажи странно говорят, называют друг друга по имени-отчеству, слишком много церемонятся. Так вот, фильм «Онегин» только увеличивает пропасть между героями классики и сегодняшними подростками. Потому что в фильме актеры, при всем уважении, еще и выглядят как ровесники родителей школьников.
При этом «Евгений Онегин» — это же роман про молодежь. Ольга, Татьяна, Ленский — ровесники нынешних школьников, Онегин постарше, ему 25, но это все равно еще совсем юный парень, просто, как сказали бы сейчас, словивший депрессивный эпизод.
Нет, я не говорю о том, что режиссер должен был осовременить историю и переместить ее в нынешние реалии. Ее просто надо было рассказать так, как задумывал Пушкин: молодой столичный тусовщик в депрессии едет в глубинку, где в него влюбляется 17-летняя девочка, а он, считая себя страшно крутым и прожженным, высокомерно ее отшивает. Но это его высокомерие — тоже ведь еще юношеское, такая, знаете, поза 25-летнего человека: «Я понял жизнь, я седой в душе». Как классно это можно было бы снять, подобрав талантливых молодых актеров, подсветив правильные акценты! Показав, как и почему Татьяна влюбляется в Онегина, которого совсем не знает (очень характерная черта подростковой влюбленности, согласитесь).
Но получилось что-то совсем другое: некий пожилой Остап Бендер приезжает в очень условную российскую деревню, зевая, перекидывается парой реплик с унылой женщиной в беседке, а дальше та начинает заламывать руки и лить слезы. Кажется, это больше напоминает сентиментальные романы, которые читала Татьяна и над которыми посмеивался Пушкин.
2. Картонная история любви
Из первого пункта вытекает второй. И нет, у Пушкина история любви была вовсе не картонная.
В романе родственники и соседи после появления Онегина у Лариных только и говорили, что о новом госте. В том числе о том, каким отличным женихом он мог бы стать для Татьяны — сплетничали даже, что уже, мол, куплены кольца и все решено. Разумеется, на впечатлительную девочку-интроверта все эти разговоры повлияли: она сначала, как полагается, смущалась, а потом незаметно для себя в эту историю с женихом поверила и влюбилась в загадочного соседа на самом деле.
Возвращаясь, опять же, к современной лексике, можно сказать, что Онегин в романе — это краш Татьяны, а поспособствовали развитию ее чувств люди, которые начали их активно шипперить.
Поймут ли школьники это из фильма? Едва ли. Потому что в фильме все иначе: там взрослый мужчина сначала мешает читать незнакомой женщине, потом обесценивает ее вкусы, а женщина не обижается на это, а вдруг начинает пылать. В общем, это уже про какую-то взрослую и нездоровую привязанность с элементами жертвенности. И совсем не похоже на чистую, сотканную из одних лишь фантазий подростковую влюбленность, которую имел в виду Пушкин. Поэтому и последующие заламывания рук, слезы и прочие сентиментальные прихваты никаких эмоций у зрителя не вызывают.
Любовь в фильме не получилась. Подростки на это точно не купятся. Наоборот, еще больше охладеют к классике: все это, мол, ненастоящее, мертвое, не про нас.
3. Неудачный перевод стихов на киноязык
Два примера: фильм «Мастер и Маргарита», который тоже вышел в этом году, и «Онегин». И та и другая картина — экранизации. И та и другая — очень авторские.
В «Мастере и Маргарите» режиссер экранизирует книгу не дословно с точки зрения текста, но максимально дословно в точки зрения смыслов. И это выглядит здорово!
В «Онегине» режиссер заменяет легкую, полную воздуха и света, динамичную онегинскую строфу прозаическим переводом, и как раз-таки смысл романа, его магия теряется, ритм у самой истории становится неровным и вязким, сюжет провисает и рассыпается. Да, стихотворные строки в фильме иногда звучат, но и это не спасает — актер Владимир Вдовиченков читает их, как будто у школьной доски и на оценку.
Как правильно нужно было обойтись с поэзией в кино? Не знаю, я не режиссер и не сценарист. Но так, как сделал это Андреасян, делать, кажется, не стоило. Так и вижу лица школьников, зевающих вслед за бесконечно зевающим на экране Онегиным.
4. Энциклопедия (не) русской жизни
На уроках литературы школьники, конечно, слышали, что Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Но эта формулировка настолько истаскалась, что, кажется, уже перестала что-либо значить — просто еще один школьный штамп.
У режиссера был отличнейший шанс проиллюстрировать это понятие, вдохнуть в него жизнь. Но настоящей русской жизни — всего того, о чем писал Пушкин, — в фильме вообще нет: все очень условно, очень штампованно (побольше самоваров, ромашек и рюмашек) и как-то неправдоподобно.
Очень шаблонно показан светский Петербург, совсем не раскрыта тема русской деревни, хотя ее жизни и быту посвящена существенная часть романа. Поминки, например, там почему-то проходят на западный манер — это фуршет с напитками, а не застолье с кутьей и блинами. Святки и святочные гадания — важная часть романа — не показаны вовсе. Природа (которая, к слову, очень связана с образом Татьяны) тоже какая-то фотошопная.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…
Помните? У Пушкина в романе роскошная деревенская, пусть и поздняя («снег выпал только в январе») зима. Любимое время года Татьяны, между прочим. В фильме же зима — пара невнятных эпизодов в серых тонах. С другими временами года все тоже как-то слишком схематично. Если осень — то сбор гербария. Если лето — то стоять по пояс в траве или скакать по полю на коне. Ну ок.
Единственная удача в этом смысле — няня Татьяны в исполнении Светланы Немоляевой. Крошечная эпизодическая роль, переложенные на прозу поэтические строки, но актриса сумела найти правильную интонацию и вдохнуть в свой эпизод жизнь. Получилась как раз настоящая крестьянка-няня, вот ее истории и эмоциям веришь. А все остальное (и про деревню, и про Петербург, и про Москву) — слишком уж крупные и грубые мазки.
Никаких энциклопедических данных о русской жизни XIX века фильм не несет, школьники не узнают из него ничего нового и интересного. А сколько всего можно было бы сделать, сколько деталей взять у Пушкина, сколько удивительных, смешных, цепляющих мизансцен и эпизодов придумать…
5. Слишком плоская мораль
«Что ты наделал?!» — в фильме этот вопрос Онегину сначала с укором задают после дуэли с Ленским, а затем он мучает его в тревожных снах, уже в конце романа, когда Евгений влюбляется в недоступную теперь Татьяну. Пытался ли Пушкин таким образом обозначить мораль своего произведения? Кажется, все-таки нет. Он не осуждает своего героя, он пытается его понять.
А режиссер фильма предлагает осуждать. И школьники, посмотрев кино, радостно с ним согласятся: Онегин плохой, Татьяна — хорошая. Вот и вся мораль, вот и все выводы, очень удобно. А теперь на фуд-корт. Хотя выводы, конечно, должны быть не такими.
Было бы тонко, если бы вопрос «Что ты наделал?» режиссер адресовал себе. Но тонкость, кажется, не его любимый прием.
27 марта 2024
27 марта -- День театра. Знаменитые оперы Большого театра