10 апреля 2024

«Совершенно встречал одни неудачи»: жизнь в Петербурге

 В декабре 1828 года Николай Гоголь приехал в Петербург устраиваться на службу. Он вспоминал: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее. <…> Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели мы думали. <…> Это заставляет меня жить как в пустыне. Я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр». Писатель не мог найти работу: выпускника Нежинской гимназии либо не хотели принимать, либо предлагали слишком маленькое жалованье.

В 1829 году Гоголь написал стихотворение «Италия» и без подписи отправил в журнал «Сын Отечества»
. Произведение опубликовали, и это придало уверенности литератору. Он решил напечатать и гимназическую поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Однако в этот раз книга не расходилась: сочинение раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. Тогда Николай Гоголь выкупил весь тираж у книгопродавцев и сжег. После неудачи он пробовал стать актером и был на прослушивании у директора Императорских театров Сергея Гагарина. Но писателя не взяли. Гоголь вспоминал: «Мысли тучами налегают одна на другую, не давая одна другой места. <…> Везде совершенно я встречал одни неудачи и — что всего страннее — там, где их вовсе нельзя было ожидать. <…> Какое ужасное наказание! Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире». Летом 1829 года он уехал в путешествие по Германии.
Осенью 1829 года Николай Гоголь вернулся в Петербург. Денег не хватало, и он устроился помощником столоначальника в департамента уделов. Писатель был коллежским асессором — самый младший чин в Табели о рангах. Гоголь писал матери: «После бесконечных исканий, мне удалось, наконец, сыскать место, очень, однако ж, незавидное. Но что ж делать?» Литератор принимал жалобы, сшивал документы и выполнял мелкие поручения начальства, а в свободное время сочинял повести об украинской жизни. За помощью Гоголь обратился к матери: «Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья… какие платья были в их время у сотников, их жен, у тысячников, у них самих, какие материи были известны в их время, и все с подробнейшею подробностью». В 1830 году в журнале «Отечественные записки» писатель опубликовал повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст сильно отличался от оригинала: издатель Павел Свиньин отредактировал произведение на свой вкус.
Постепенно Гоголь все больше писал для журналов. В 1831 году в «Литературной газете» вышли материалы «Несколько мыслей о преподавании детям географии» и «Женщина», а в альманахе «Северные цветы» появились главы исторического романа «Гетьман». Владельцем обоих изданий был Антон Дельвиг. Поэт ввел молодого автора в литературный круг и познакомил с Василием Жуковским и Петром Плетневым. Писатели помогли найти Николаю Гоголю новую работу: он стал учителем в женском Патриотическом институте, а в выходные давал частные уроки детям знатных дворян. Параллельно литератор работал над серией повестей об Украине.

09 апреля 2024

«Необыкновенное явление в литературе»: известные произведения Гоголя

В 1831 году вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошло четыре рассказа: «Сорочинская ярмарка», ранее опубликованный «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Действие книги происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжете повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами, которые были в ходу у селян. Сборник сразу же стал популярным и получил хорошие отзывы читателей: автора хвалили поэты Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Иван Киреевский и многие другие. Баратынский писал: «Еще не было у нас автора с такою веселостью, у нас на севере она великая редкость… <…> Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса». А Пушкин в письме Александру Воейкову оставил такой отзыв о Гоголе:
Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу.
Уже в 1832 году Гоголь выпустил второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Новая книга повторила успех. Гоголя приглашали на все литературные вечера, он часто виделся с Александром Пушкиным. Летом 1832 года писатель решил проведать родных и по пути впервые побывал в Москве, где познакомился с публицистами Сергеем Аксаковым и Михаилом Погодиным, актером Михаилом Щепкиным
Из дома Гоголь писал: «Приехал в имение совершенно расстроенное. Долгов множество невыплаченных. Пристают со всех сторон, а уплатить теперь совершенная невозможность».
В 1834 году писателю предложили место адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. Николай Гоголь согласился. Днем он читал лекции о Средневековье и периоде Великого переселения народов, вечером — изучал историю украинских крестьянско-казацких восстаний. Все свободное время писал. В 1835 году вышел еще один сборник Гоголя под названием «Арабески», который объединил произведения разных жанров. Одной из самых популярных в книге стала статья «Несколько слов о Пушкине». В ней Гоголь проанализировал его творчество и назвал Пушкина первым русским национальным поэтом. В «Арабесках» напечатали и первые петербургские повести Гоголя: «Портрет»
, «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект». В сборнике также были статьи на историческую тематику: «Взгляд на составление Малороссии», «О преподавании всеобщей истории», «Ал Мамун» и другие.
Через месяц после сборника «Арабески» у Гоголя вышла еще одна книга — «Миргород»
Это было продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: писатель использовал элементы украинского фольклора, а само действие происходило в Запорожье. В «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Во время работы над произведениями Гоголь использовал свои научные наработки. Так, «Тарас Бульба» был основан на материале о крестьянском восстании 1637–1638 годов, а прообразом главного героя стал атаман Охрим Макуха. Весь тираж сборников «Арабески» и «Миргород» быстро раскупили. Критик Виссарион Белинский писал: 
«Его талант не упадает, но постепенно возвышается. <…> Новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».
В 1835 году Николай Гоголь начал писать «Мертвые души». Сюжет произведения подсказал Пушкин: во время кишиневской ссылки ему рассказали про помещика, который выдавал умерших за беглецов. Спустя несколько месяцев Гоголь уже читал поэту первые главы произведения. Из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»: «Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» Однако вскоре Гоголь забросил работу над романом.
Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать. Николай Гоголь, писатель

Источник 

Б. Лебедев. Критик Виссарион Белинский и Николай Гоголь (фрагмент). Открытка из серии "В.Г. Белинский в рисунках Б. Лебедева". Москва: Искусство. 1948

08 апреля 2024

Гоголь в гимназии: первая поэма и школьный театр

В 1821 году Николай Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Он не был прилежным: часто отвлекался на уроках и занимался только перед экзаменами. Преподаватель латыни Иван Кулжинский вспоминал: «Он учился у меня три года и ничему не научился… Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает». Любимыми предметами будущего писателя были рисование и русская словесность. Он восхищался Александром Пушкиным. Когда в 1825 году вышли первые главы «Евгения Онегина», то Гоголь перечитывал их столько раз, что выучил наизусть. Сочинял он и сам. Произведения — поэму «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи» — он размещал в собственном рукописном журнале «Звезда».
Никто не думал из нас, чтобы Гоголь мог быть когда-либо писателем даже посредственным, потому что он известен был в лицее за самого нерадивого и обыкновенного слушателя. <…> Довольно бывало ему сказать одно слово, сделать одно движение, чтобы все в классе, как бешеные или сумасшедшие захохотали в одно горло, даже при учителе, директоре. Николай Сушков, драматург 
Николай Гоголь создал в гимназии театр. Он выбирал пьесы, распределял роли и расписывал декорации. Актерами становились ученики, они же приносили кто что мог в «театральный гардероб». Одной из самых популярных пьес был «Недоросль» по Фонвизину — Гоголь играл госпожу Простакову. Сокурсник писателя Тимофей Пащенко вспоминал: «Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный талант и все данные для игры на сцене».
В 1825 году у Гоголя умер отец. Гимназист тяжело переживал потерю. Его мать вспоминала: «Я детям не могла писать о нашем несчастии и просила письменно директора в Нежине приготовить к такому удару моего сына; он в таком был горе, что хотел броситься в окно с верхнего этажа». После смерти отца начались проблемы с деньгами: мать не умела управлять хозяйством. Тогда Гоголь сначала предложил продать лес, который по завещанию принадлежал ему, а потом и вовсе отказался от наследства в пользу сестер.
В 1827 году Гоголь сочинил поэму «Ганц Кюхельгартен» о юноше, который отверг любовь ради мечты о Греции. Спустя год писатель окончил Нежинскую гимназию и решил отправиться в Петербург. Он писал дяде Петру Косяровскому: «Признаюсь, меня не берет охота ворочаться когда-либо домой, особливо бывши несколько раз свидетель, как необыкновенная мать наша бьется, мучится, иногда даже об какой-нибудь копейке. <…> Я с своей стороны все сделал, денег беру с собой немного, чтобы стало на проезд и на первое обзаведение».
Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 30-е годы 19 века
Источник

07 апреля 2024

Рукоделие, стихи и нечистая сила: детство Гоголя

1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

Когда первую поэму Николая Гоголя раскритиковали современники, он выкупил и сжег весь тираж. Следующее произведение, «Вечера на хуторе близ Диканьки», сделало писателя знаменитым: историями о нечистой силе восхищались Александр Пушкин и Василий Жуковский. «Ревизор» и «Мертвые души», повести «Невский проспект» и «Шинель» — Гоголь высмеивал пороки и писал о «маленьком человеке». Литератор Сергей Аксаков говорил: «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени».
Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии, которая на тот момент входила в состав Российской империи. Его отец, Василий Гоголь-Яновский, был коллежским асессором и служил на почте, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал заниматься хозяйством. Вскоре он подружился с бывшим министром Дмитрием Трощинским, который жил в соседнем селе. Вместе они создали домашний театр
. Гоголь-Яновский сам писал комедии для представлений на украинском языке, а сюжеты брал из народных сказок. Мария Косяровская вышла за него замуж в 14 лет и посвятила себя семье. Она вспоминала: «Я не выезжала ни на какие собрания и балы, находя все счастье в своем семействе; мы не могли разлучаться друг от друга ни на один день, и когда он ездил по хозяйству в поле в маленьких дрожках
, то всегда брал меня с собою»
.
Николай Гоголь был третьим ребенком в семье, первые двое сыновей родились мертвыми. Будущего писателя назвали в честь святого Николая: незадолго до родов мать молилась именно ему. Позже в семье появилось еще восемь детей, однако в живых остались только дочери Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Гоголь много времени проводил с сестрами и даже занимался с ними рукоделием : кроил занавески и платья, вышивал, вязал спицами шарфы. Ольга вспоминала: «Он ходил к бабушке и просил шерсти, вроде гаруса, чтобы выткать поясок: на гребенке ткал пояски». Он рано увлекся и сочинительством. Отец брал его в поля и дорогой давал темы для стихотворных импровизаций: «степь», «солнце», «небеса». В пять лет Гоголь уже начал сам записывать свои произведения. Мать была суеверной и вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и нечистую силу
Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. Вдруг мяуканье кошки нарушило тяготивший покой. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. «Киса, киса», — пробормотал я и, схвативши кошку побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Григорий Данилевский. Собрание сочинений, XIV, 119. Рассказ со слов Гоголя
Когда Гоголю исполнилось десять лет, родители привезли его в Полтаву, к одному из преподавателей местной гимназии. Будущий писатель жил в доме учителя и готовился к поступлению в пансион: занимался арифметикой, читал книги по истории, работал с картами.

Иван Бунин: щедрость для нуждающихся

В начале карьеры Иван Бунин работал в газете, а также занимался переводами и корректурой. Платили мало, писатель постоянно нуждался в деньгах, но просить их у помещика-отца не хотел и обращался к нему только в самых крайних случаях. Бунину даже случалось жить впроголодь. Так, в письме брату Юлию он рассказывал о своих трудностях:
Штаны у меня старые, штиблеты истрепаны. Ты скажешь — пустяки. Да, я считал бы это пустяками прежде, но теперь это мне доказывает, до чего я вообще беден как дьявол, до чего мне придется гнуться, поневоле расстраивать все свои лучшие думы, ощущения заботами (например, сегодня я съел бутылку молока и супу даже без «мягкого» хлеба и целый день не курил — не на что).
1891 год
Бунину приходилось торговаться за свои гонорары с редакторами и издателями. В письме Виктору Миролюбову, который возглавлял научно-популярный и литературный «Журнал для всех», автор просил оценить его труд достойно:
А теперь самое неприятное — деньги. Прикажите, пожалуйста, мне составить счет и не платите, если можно, дешево за рассказы. Вы знаете, Виктор Сергеевич, что у меня и нет денег оттого, что, право, я далеко не жаден и что я не стал бы торговаться с «Журналом для всех», если бы сам не нуждался. К тому же работаю я добросовестно, отделываю и выпускаю вещи небольшие.
1901 год
В начале 1920-х писатель с женой уехали в вынужденную эмиграцию во Францию. Как отмечали современники, супруги не умели «обращаться с деньгами», и гонорары за публикации расходились быстро. В 1933 году Бунину первому из русских писателей присудили Нобелевскую премию по литературе — «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Крупная сумма выручила его лишь на время, весомую часть лауреат раздал нуждающимся — особенно коллегам-соотечественникам, которых в Париже
было много. Бунин вспоминал, что после премии «получил за короткое время две тысячи писем с просьбами о деньгах».

06 апреля 2024

В Думе предложили начислять абитуриентам дополнительные баллы к ЕГЭ за разработку стартапа

 Источник

По мнению первого замглавы комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой, такое нововведение будет мотивировать молодежь к развитию социально-ориентированных предпринимательских инициатив
МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова ("Справедливая Россия - За правду") обратилась к министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову с предложением начислять поступающим в вузы дополнительные баллы к ЕГЭ за разработку бизнес-проектов и стартапов. Текст обращения есть в распоряжении ТАСС.
"Предлагаю начислять поступающему дополнительные баллы к ЕГЭ в случае разработки им бизнес-проекта или стартапа, направленного на решение социальных проблем страны (субъекта, муниципалитета). Кроме того, при использовании школьником новых технологий (например, искусственного интеллекта, больших данных) количество баллов может быть увеличено. Порядок презентации проекта и критерии его оценки могут быть установлены уполномоченным органом исполнительной власти", - говорится в письме.
По мнению Лантратовой, такое нововведение будет мотивировать молодежь к развитию социально-ориентированных предпринимательских инициатив уже во время обучения в школе, а также содействовать профориентации школьников и способствовать появлению "большего количества смелых и инновационных решений внутри страны". "Следует отметить, что схожие инициативы уже реализуются, но только на уровне высшего образования. Так, можно отметить проект Министерства науки и высшего образования РФ "Стартап как диплом", направленный на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства и поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии", - объясняет депутат.
Ссылаясь на данные Министерства экономического развития России, Лантратова утверждает, что в России число индивидуальных предпринимателей в возрасте до 25 лет выросло с 2019 года по 2023 год на 65%: в 2019 году их насчитывалось 148 тыс. человек, а по итогам 2023 года - 243,5 тыс. При этом доля бизнесменов в возрасте до 25 лет все равно остается относительно невысокой - 5,9% от общего количества индивидуальных предпринимателей, добавляет она.
Стартап — это коммерческий проект, основанный на какой-либо идее и требующий финансирования для развития.

05 апреля 2024

Откуда пошло выражение «не мытьём, так катаньем»?

 Источник

Фразеологизм «не мытьём, так катаньем» означает, что человек целеустремленно добивается своей цели всеми возможными путями, не отступая от нее не на шаг. Если не получается добиться своего одним способом, он пробует другим. Но как появилось это выражение? При чём тут мытьё и что такое катанье?
Смысл поговорки «не мытьём, так катаньем» понятен: добиваться своего так или иначе, но с её буквальной трактовкой обычно возникают сложности.
Оказывается, происхождение этой крылатой фразы уходит во времена древней Руси, когда слово "мыть" означало также и "стирать". Стирка и отжим белья вручную было делом непростым, поэтому обычно после стирки белье "катали". Для этого выжатую одежду наматывали на скалку или деревянный валик и раскатывали рубелем, деревянной доской с ручкой на одном конце.
При катании по ровной поверхности одежда еще сильнее отжималась и, к тому же, разглаживалась. Считалось, что после такого катания даже не очень тщательно выстиранное белье выглядело чистым и гладким. Таким образом. если чистоты не удавалось добиться стиркой, то есть "мытьем", помогало "катанье". Так и появилось крылатое выражение "не мытьём, так катаньем".

04 апреля 2024

Антон Чехов: деньги — для достижения цели

Антон Чехов относился к деньгам как к необходимости, но при этом не слишком о них заботился. Доход прежде всего был для него средством достижения целей и способом вести такую жизнь, которую он хотел. Когда у литератора случались временные трудности, он писал о них с юмором, подшучивая над собой и сложившейся ситуацией.
Деньги на исходе. Приходится жить альфонсом. Живя всюду на чужой счет, я начинаю походить на нижегородского шулера, который ест чужое, но сверкает апломбом.
Из письма Чеховым, 1887 год
…Денег у меня нет, буду жить впроголодь, но постараюсь не брать денег вперед, ибо авансы понадобятся летом, когда я бездельничаю и нуждаюсь в лишних, шальных деньгах. Ради весенних и летних дебоширств стоит поголодать зимою.
Из письма Алексею Плещееву, 1888 год
Как и другие писатели, Чехов сетовал на небольшие авторские гонорары и критиковал всю систему выплат. При этом обсуждать материальные вопросы с издателями он не любил и считал это достойным смущения.
Деньги нужны до зареза. На этой неделе моя пьеса идет в Саратове, а я ни шиша не получу, ибо еще не записался в члены Драм[атического] общества, записаться же стоит 15 р., коих у меня нет.
Из письма Александру Чехову, 1887 год
Мне стало неловко и совестно, что я вынудил Вас говорить о гонораре. Деньги мне очень нужны, но говорить о них, да еще с хорошими людьми, я терпеть не могу. Ну их к черту!
Из письма Алексею Плещееву, 1888 год
Чехов не был азартным игроком, не проигрывал состояния в карты. Но во время путешествия в Европу в 1891 году он побывал в Монте-Карло и посетил местные казино. Рулетка так его захватила, что писатель возвращался туда несколько раз и потратил в казино почти тысячу франков. В письмах родным Чехов извинялся, что оставил семью на лето без денег. А еще рассказывал, как ощутил и понял эту страсть:
Черт знает, какая зажигательная игра. Я сначала выиграл 80 франков, потом проиграл, потом опять выиграл и в конце концов остался в проигрыше франков на сорок. Осталось в запасе 20 франков, пойду еще попытаю счастья. Я здесь с утра, а теперь двенадцатый час ночи. Если бы лишние деньги, то, кажется, целый год играл бы да ходил по великолепным залам казино! Интересно смотреть на дам, которые проигрывают тысячи.
Из письма Чеховым, 1891 год

Источник

Антон Чехов с женой , актрисой Ольгой Книппер-Чеховой. 1901 год. Фотография. Белгородская государственная универсальная  научная библиотека. Белгород

03 апреля 2024

Международный день детской книги

 Вернёмся в день вчерашний. Об этом грех не сказать.

Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. Его празднование установлено в 1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге.
В этот день организаторы мероприятия, с особым энтузиазмом подчеркивая, что необходимо с малых лет читать хорошие книги, пропагандируют, тем самым, непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Также среди целей Дня — привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения.
Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. Только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги.
Немалое внимание созданию детской литературы уделялось и в России. Известно, что ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали А. Пушкин, С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Не менее известны и советские детские писатели и поэты — А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие.
В настоящее время детская литература — это целое отдельное направление в литературе. Каждый год одно из Национальных отделений IBBY получает почетное право выступать международным спонсором этого замечательного праздника — Международного дня детской книги.
Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.
Также в День детской книги (раз в два года) детским писателям и художникам присуждается главная и самая престижная в данной литературной области награда — Международная премия имени Г.Х. Андерсена с вручением золотой медали (её ещё называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почетный диплом за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование детских книг и их лучшие переводы на языки мира.

3 апреля -- День рождения мобильного телефона

 Подробности можно узнать здесь

В Париже было заключено соглашение об учреждении Кубка европейских чемпионов по футболу. 3 апреля 1973 года изобретатель Мартин Купер впервые в мире позвонил по мобильному телефону. Интересно, что он звонил конкуренту из другой фирмы. С той поры 3 апреля считается Днем рождения мобильного телефона.
Будь мобильным
7 лучших смартфонов 2023 года. Для разных задач и на любой бюджет
 Жми на ссылку

Выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» на ВДНХ

 Источник

До 20 апреля на ВДНХ проходит масштабная выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна». Проект рассказывает о неразрывной связи между социальными, экономическими, технологическими переменами, которые переживала Европа в XIX веке, и модной индустрией той эпохи.

Читать полностью

02 апреля 2024

Федор Достоевский: каторжная бедность и рулетка

 Деньги для Федора Достоевского всегда много значили. В письмах брату Михаилу Достоевскому писатель отмечал, что ему часто приходилось идти на компромиссы, писать быстро, откладывать большие замыслы, чтобы заработать как можно скорее на других, более востребованных идеях. Достоевский также упоминал, что вынужден снимать жилье дешевле, чем хотелось бы. Брат нередко выручал писателя.

За деньги очень благодарю; слишком уж надобилось. Пишешь, что через неделю пришлешь еще столько же (т.е. 100). Сделай одолжение, пришли. Эти присланные сто рублей только на затычки пошли. Слишком, слишком надобно.
Из письма Михаилу Достоевскому, 1864 год
Я должен тебе 700 и теперь, без куска хлеба, у тебя же на время буду искать помощи, а ты сам стеснен. Из письма Михаилу Достоевскому, 1859 год
В 1849 году Федора Достоевского арестовали вместе с другими «вольнодумцами» — участниками встреч, которые проходили у общественного деятеля Михаила Петрашевского. После тюремного заключения писателя сослали в Сибирь на каторгу, а после — в ссылку в Семипалатинск. Достоевскому разрешили жить вне казармы, он снимал квартиру и остро нуждался в деньгах. В 1859 году он смог покинуть город и писал брату с просьбой о помощи:
Подымаюсь я отсюда, тяжко и с нуждою; выеду 31 июня (Достоевский ошибся в дате и имел в виду 30 июня. — Прим. ред.), денег у меня не хватает; расходы задавили меня. <…> И потому умоляю, друг и брат мой, спаси меня еще раз: тотчас же с получением этого письма, на другой же день, если можно… вышли мне рублей 200 в Казань. <…> Если же не вышлешь, представь, что я буду делать в Казани, совершенно без денег, проживаясь в долг в квартире со всем семейством?
После возвращения Достоевский вынужденно шел на компромиссы с издателями, соглашался на условия, которые часто считал неприемлемыми. Он полагал, что издатели занижают гонорары
за его произведения, так как после каторги он, по их мнению, готов работать за любые деньги. В одном из писем брату Достоевский так говорил о предложении публикации:

Но вот мое мнение: по крайней нужде моей согласиться бы можно. 1000 р. все же деньги, и для меня большие. Но с этим сопряжено сильное нравственное унижение. Положим, что и с унижением можно согласиться; наплевать на них! Но вред впоследствии. Я совершенно лишусь всякого литературного значения впоследствии.
1859 год
Когда к писателю пришел успех, у него появилась новая статья расходов: Достоевский стал азартным игроком. Больше 10 лет длилось его увлечение, он спускал крупные суммы на игру в рулетку и не мог остановиться. В письмах к жене писатель просил прощения:

Аня, милая, друг мой, жена моя, прости меня, не называй меня подлецом! Я сделал преступление, я все проиграл, что ты мне прислала, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера же проиграл! <…> Сначала проиграл немного, но как стал проигрывать — захотелось отыграться, а как проиграл еще более, тогда уж поневоле продолжал играть, чтоб воротить по крайней мере деньги нужные на отъезд — и проиграл все. <…> При наших и без того скверных обстоятельствах, я извел на эту поездку в Гомбург (имеется в виду немецкий Гамбург. — Прим. ред.) и проиграл с лишком 1000 франков, до 350 руб.! Это преступление! Из письма Анне Достоевской, 1867 год

Источник 

Илья Глазунов. Фёдор Достоевский (белая ночь). 1982. Частное собрание

31 марта 2024

31 марта 1814 года русская армия триумфально вступила в Париж

 210 лет назад, 31 марта 1814 года, русская армия во главе с императором Александром I вступилиа в Париж. Наполеон был окончательно разгромлен. Французы стояли на улицах, сидели на крышах, дети забирались на деревья. Они трусливо ждали мести за сожжённую Москву, но расправы не было, наши солдаты вели себя прилично...
        На тот момент столица Франции представляла собой один из крупнейших городов Европы, где проживало 500 тыс. человек (больше только в Лондоне).
        18 (30) марта 1814 года союзные армии фельдмаршалов Блюхера и Шварценберга атаковали и после ожесточённых боёв захватили подступы к Парижу. 31 марта в 2 часа ночи был подписана капитуляция Парижа, и город пал, прежде чем Наполеон успел перебросить свои войска для его спасения.
    Кульминация правления Александра I: маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору

В этот день Лев Николаевич Толстой начал вести свой дневник

Вернёмся во вчерашний день.30 марта 1847 — Лев Николаевич Толстой начал вести дневник и продолжал это занятие всю жизнь. В полном собрании сочинений дневники писателя занимают 13 томов.
В Интернет выложили оцифрованные дневники Л.Н. Толстого
Лениться, как Лев Толстой Интересная статья о том, зачем вести дневник, о чём в нём писать, как дневник может помочь человеку стать лучше. У Толстого в дневниках порой встречаются забавные вещи. Например, одна из них: "Надо быть сильным или спать".

Александр Пушкин: светская жизнь и карточные долги

«Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». Александр Пушкин
Борис Кустодиев. Александр Пушкин на набережной Невы. 1915. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Санкт-Петербург
Александр Пушкин относился к денежным вопросам неоднозначно. С одной стороны, он любил комфорт и хотел обеспечить своих близких. С другой — духовное всегда было для него превыше материального: «Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». В письмах поэт часто сетовал на финансовые трудности, просил помощи у знакомых и друзей, жаловался на то, как быстро деньги заканчиваются:
У меня была в руках, и весьма недавно, довольно круглая сумма; но она истаяла и до октября денег у меня не будет.
Из письма Павлу Нащокину, 1834 год
В клобе я не был — чуть ли я не исключен, ибо позабыл возобновить свой билет. Надобно будет заплатить 300 рублей штрафу, а я весь Английский клоб готов продать за 200.
Из письма Наталье Пушкиной, 1833 год
После женитьбы траты Пушкина возросли: нужно было содержать семью и детей. Деньги уходили и на светские выходы супруги Натальи Гончаровой
. В письмах своему другу Павлу Нащокину поэт отмечал, что средства достаются ему литературной работой: «Но нет у меня досуга, без вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде — всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения».
Пушкин задолжал многим и регулярно отправлял долговые письма с извинениями. Одно из них было адресовано Ивану Яковлеву, в компании которого поэт часто проводил время:
Я так перед тобою виноват, что и не оправдываюсь. Деньги ко мне приходили и уходили между пальцами — я платил чужие долги, выкупал чужие имения, а свои долги остались мне на шее. Крайне расстроенные дела сделали меня несостоятельным, и я принужден у тебя просить еще отсрочки до осени.
1836 год
При возросших затратах на семью поэт продолжал вести привычную жизнь, много тратил и играл в карты
. Везло ему редко, и он проигрывал крупные суммы. После смерти Пушкина остались большие долги: частным лицам он задолжал почти 100 тысяч рублей (для сравнения: на один рубль в то время можно было купить два килограмма мяса). В 1834 году поэт писал жене: «Я перед тобой кругом виноват, в отношении денежном. Были деньги — и проиграл их. Но что делать? Я так был желчен, что надобно было развлечься чем-нибудь».

30 марта 2024

Поль Верлен (1844-1896), французский поэт. 30 марта -- день рождения поэта

 

Поль Верлен — французский поэт 19 века. Отличительными чертами его произведений являются душевность и складность звучания. Верлен был представителем импрессионизма и символизма.

Целует клавиши прелестная рука

Целует клавиши прелестная рука;
И в сером сумраке, немного розоватом,
Они блестят; напев на крыльях мотылька,
(О песня милая, любимая когда-то!)
Плывет застенчиво, испуганно слегка,—
И всё полно её пьянящим ароматом.
И вот я чувствую, как будто колыбель
Баюкает мой дух, усталый и скорбящий.
Что хочешь от меня ты, песни нежный хмель?
И ты, её припев, неясный и манящий,
Ты, замирающий, как дальняя свирель,
В окне, растворенном на сад вечерний, спящий?

Закаты

По степи огромной
Простирая взгляд,
Веет грустью томной
Тающий закат.
В этой грусти томной
Я забыться рад:
Канет дух бездомный
В тающий закат.
И виденья странно,
Рдяны, как закат,
Тая, по песчаной
Отмели скользят,
Реют неустанно,
Реют и горят,
Тая, как закат,
На косе песчаной.

Перевод: Г. А. Шенгели

Посвященье

Ты знаешь, мудрецы с издавних пор мечтали
(Хотя задача их разрешена едва ли)
На языке небес прочесть судьбу людей
И связь у каждого найти с звездой своей,
Насмешки злобные в ответ им раздавались,
Хоть часто те смешны бывали, кто смеялись!..
Но тайна страшная пленила разум мой,
Я знаю, кто рожден под вещею звездой
Сатурна желтого, столь чтимого волхвами,
Тому Судьба грозит несчетными скорбями:
Смутится дух его тревожною мечтой,
Бессильный разум в нем замолкнет пред судьбой,
И ядовитою, горячею волною
Польется кровь его кипящею струею);
Тоскуя, отлетит на небо Идеал,
И повелит Судьба, чтоб вечно он страдал,
Чтоб даже умер он, терзаясь бесконечно
(Ведь можно допустить, что здесь ничто не вечно),
Тому влияньем чар от века предрекла,
Увы, всю жизнь Судьба, безжалостна и зла.

Перевод: Эллиса

«Гой ты, Русь, моя родная». Тест: это стихи Есенина или творчество Газманова, «Любэ» и SHAMAN

 Источник

В Госдуме хотят включить в школьную программу творчество Газманова, «Любэ» и SHAMAN. Мы вчитались в слова песен этих исполнителей и поняли: депутатам в них, похоже, видится эдакий Есенин на минималках. А вы сможете отличить классика от современников по стихотворным строкам? Сейчас проверим.

ВОПРОС 1 ИЗ 8

Это «Любэ», даже мелодия в голове заиграла

Как можно спутать Есенина с попсой?

ВОПРОС 2 ИЗ 8

Есенин умел мимикрировать под что-то народное

Газмановская удаль чувствуется

Далее на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/9376580-stikhi-yesenina-ili-tvorchestvo-gazmanova-i-lyube-test-kotory-tolko-kazhetsya-prostym

29 марта 2024

Проверяем информацию. Советы для школьников и взрослых

Уметь проверять информацию — необходимый навык в современности. Он важен и для учёбы, и для работы, и для решения бытовых повседневных вопросов. Делимся рекомендациями, как отличить правду от лжи в интернете. Надеемся, они пригодятся и вам, и вашим ученикам.

1. Постарайтесь найти первоисточник или подтвердить информацию из нескольких независимых источников.

2. Познакомьтесь с противоположными точками зрения. При этом помните, что наш мозг склонен доверять той информации, которую он узнал первой, искать её подтверждение и «не обращать внимания» на факты, которые ей противоречат.

3. Найдите информацию об авторе или источнике информации. Логично, если физик рассказывает о теории струн, но странно, если он рассуждает о курсе валют. Один и тот же журналист может публиковать статьи на разные темы, но тогда у него должны быть разные источники, и желательно, чтобы они не были анонимными.

4. Обращайте внимание на конкретику. «Всем известно», «учёные уверены», «огромное количество», «высочайшее качество» — эти и подобные выражения не говорят ни о чём. В достоверных материалах приводятся конкретные имена, цифры, факты.

5. Концентрируйтесь на сути, а не на эмоциях. Часто под сенсационными заголовками оказываются очень непримечательные новости.

6. Помните, что современные нейросети могут подделать фото и видео.

7. Обращайте внимание на детали. Бывает такое, что в целом информация правдива, но, например, цифры приукрашены или неверно поданы. Например, в заголовке статьи могут упоминаться «семь тысяч фальшивых купюр», а в тексте всего три фальшивые купюры, общим номиналом семь тысяч.

8. Проверьте, нет ли противоречий внутри самого материала. Бывает такое, что текст начинается с тезиса «рака не существует», а продолжается идеей «рак эффективно лечится одной единственной методикой». Две этих мысли явно не соотносятся друг с другом, а значит и весь текст имеет сомнительную ценность.

9. Если вы увидели информацию в соцсетях, изучите аккаунт, с которого она размещена. Если он анонимный, был недавно создан, содержит минимум авторского контента (есть только репосты), это повод насторожиться.

10. Если речь о научных данных, проверяйте их актуальность. Результаты новых исследований публикуются каждый день, и они могут значительно отличаться от предыдущих.

И последний совет, который не поможет распознать ложь, но поможет не приумножать её поток: не распространяйте какую-либо информацию, если не уверены в её истинности.

28 марта 2024

5 причин, почему новый фильм «Онегин» противопоказан школьникам

 Источник

Экранизации школьной классики обычно помогают учителям погрузить учеников в материал: почувствовать эпоху, визуализировать героев и так далее. Но фильм Сарика Андреасяна «Онегин», который сейчас идет в кино, по мнению нашего блогера Алёны Громовой, школьникам смотреть не стоит. И вот почему.
1. Не те герои
Почему школьникам трудно понимать, а главное, ассоциировать с собой русскую классику и ее героев? В том числе потому, что им не кажется, будто персонажи книг — их ровесники или почти ровесники. И даже если автор указывает на юный возраст героев, все равно детям сложно ассоциировать их с собой, ведь эти персонажи странно говорят, называют друг друга по имени-отчеству, слишком много церемонятся. Так вот, фильм «Онегин» только увеличивает пропасть между героями классики и сегодняшними подростками. Потому что в фильме актеры, при всем уважении, еще и выглядят как ровесники родителей школьников.
При этом «Евгений Онегин» — это же роман про молодежь. Ольга, Татьяна, Ленский — ровесники нынешних школьников, Онегин постарше, ему 25, но это все равно еще совсем юный парень, просто, как сказали бы сейчас, словивший депрессивный эпизод.
Нет, я не говорю о том, что режиссер должен был осовременить историю и переместить ее в нынешние реалии. Ее просто надо было рассказать так, как задумывал Пушкин: молодой столичный тусовщик в депрессии едет в глубинку, где в него влюбляется 17-летняя девочка, а он, считая себя страшно крутым и прожженным, высокомерно ее отшивает. Но это его высокомерие — тоже ведь еще юношеское, такая, знаете, поза 25-летнего человека: «Я понял жизнь, я седой в душе». Как классно это можно было бы снять, подобрав талантливых молодых актеров, подсветив правильные акценты! Показав, как и почему Татьяна влюбляется в Онегина, которого совсем не знает (очень характерная черта подростковой влюбленности, согласитесь).
Но получилось что-то совсем другое: некий пожилой Остап Бендер приезжает в очень условную российскую деревню, зевая, перекидывается парой реплик с унылой женщиной в беседке, а дальше та начинает заламывать руки и лить слезы. Кажется, это больше напоминает сентиментальные романы, которые читала Татьяна и над которыми посмеивался Пушкин.
2. Картонная история любви
Из первого пункта вытекает второй. И нет, у Пушкина история любви была вовсе не картонная.
В романе родственники и соседи после появления Онегина у Лариных только и говорили, что о новом госте. В том числе о том, каким отличным женихом он мог бы стать для Татьяны — сплетничали даже, что уже, мол, куплены кольца и все решено. Разумеется, на впечатлительную девочку-интроверта все эти разговоры повлияли: она сначала, как полагается, смущалась, а потом незаметно для себя в эту историю с женихом поверила и влюбилась в загадочного соседа на самом деле.
Возвращаясь, опять же, к современной лексике, можно сказать, что Онегин в романе — это краш Татьяны, а поспособствовали развитию ее чувств люди, которые начали их активно шипперить.
Поймут ли школьники это из фильма? Едва ли. Потому что в фильме все иначе: там взрослый мужчина сначала мешает читать незнакомой женщине, потом обесценивает ее вкусы, а женщина не обижается на это, а вдруг начинает пылать. В общем, это уже про какую-то взрослую и нездоровую привязанность с элементами жертвенности. И совсем не похоже на чистую, сотканную из одних лишь фантазий подростковую влюбленность, которую имел в виду Пушкин. Поэтому и последующие заламывания рук, слезы и прочие сентиментальные прихваты никаких эмоций у зрителя не вызывают.
Любовь в фильме не получилась. Подростки на это точно не купятся. Наоборот, еще больше охладеют к классике: все это, мол, ненастоящее, мертвое, не про нас.
3. Неудачный перевод стихов на киноязык
Два примера: фильм «Мастер и Маргарита», который тоже вышел в этом году, и «Онегин». И та и другая картина — экранизации. И та и другая — очень авторские.
В «Мастере и Маргарите» режиссер экранизирует книгу не дословно с точки зрения текста, но максимально дословно в точки зрения смыслов. И это выглядит здорово!
В «Онегине» режиссер заменяет легкую, полную воздуха и света, динамичную онегинскую строфу прозаическим переводом, и как раз-таки смысл романа, его магия теряется, ритм у самой истории становится неровным и вязким, сюжет провисает и рассыпается. Да, стихотворные строки в фильме иногда звучат, но и это не спасает — актер Владимир Вдовиченков читает их, как будто у школьной доски и на оценку.
Как правильно нужно было обойтись с поэзией в кино? Не знаю, я не режиссер и не сценарист. Но так, как сделал это Андреасян, делать, кажется, не стоило. Так и вижу лица школьников, зевающих вслед за бесконечно зевающим на экране Онегиным.
4. Энциклопедия (не) русской жизни
На уроках литературы школьники, конечно, слышали, что Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Но эта формулировка настолько истаскалась, что, кажется, уже перестала что-либо значить — просто еще один школьный штамп.
У режиссера был отличнейший шанс проиллюстрировать это понятие, вдохнуть в него жизнь. Но настоящей русской жизни — всего того, о чем писал Пушкин, — в фильме вообще нет: все очень условно, очень штампованно (побольше самоваров, ромашек и рюмашек) и как-то неправдоподобно.
Очень шаблонно показан светский Петербург, совсем не раскрыта тема русской деревни, хотя ее жизни и быту посвящена существенная часть романа. Поминки, например, там почему-то проходят на западный манер — это фуршет с напитками, а не застолье с кутьей и блинами. Святки и святочные гадания — важная часть романа — не показаны вовсе. Природа (которая, к слову, очень связана с образом Татьяны) тоже какая-то фотошопная.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…

Помните? У Пушкина в романе роскошная деревенская, пусть и поздняя («снег выпал только в январе») зима. Любимое время года Татьяны, между прочим. В фильме же зима — пара невнятных эпизодов в серых тонах. С другими временами года все тоже как-то слишком схематично. Если осень — то сбор гербария. Если лето — то стоять по пояс в траве или скакать по полю на коне. Ну ок.
Единственная удача в этом смысле — няня Татьяны в исполнении Светланы Немоляевой. Крошечная эпизодическая роль, переложенные на прозу поэтические строки, но актриса сумела найти правильную интонацию и вдохнуть в свой эпизод жизнь. Получилась как раз настоящая крестьянка-няня, вот ее истории и эмоциям веришь. А все остальное (и про деревню, и про Петербург, и про Москву) — слишком уж крупные и грубые мазки.
Никаких энциклопедических данных о русской жизни XIX века фильм не несет, школьники не узнают из него ничего нового и интересного. А сколько всего можно было бы сделать, сколько деталей взять у Пушкина, сколько удивительных, смешных, цепляющих мизансцен и эпизодов придумать…
5. Слишком плоская мораль
«Что ты наделал?!» — в фильме этот вопрос Онегину сначала с укором задают после дуэли с Ленским, а затем он мучает его в тревожных снах, уже в конце романа, когда Евгений влюбляется в недоступную теперь Татьяну. Пытался ли Пушкин таким образом обозначить мораль своего произведения? Кажется, все-таки нет. Он не осуждает своего героя, он пытается его понять.
А режиссер фильма предлагает осуждать. И школьники, посмотрев кино, радостно с ним согласятся: Онегин плохой, Татьяна — хорошая. Вот и вся мораль, вот и все выводы, очень удобно. А теперь на фуд-корт. Хотя выводы, конечно, должны быть не такими.
Было бы тонко, если бы вопрос «Что ты наделал?» режиссер адресовал себе. Но тонкость, кажется, не его любимый прием.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/alena-gromova1/78569-5-prichin-pochemu-novy-film-onegin-protivopokazan-shkolnikam

27 марта 2024

27 марта -- День театра. Знаменитые оперы Большого театра

Государственный академический Большой театр России — один из крупнейших в стране и самых известных в мире. Именно здесь поставили первые спектакли на музыку Петра Чайковского: сначала оперу «Воевода» в 1869 году, а затем балет «Лебединое озеро» в 1877-м. На сцене театра не раз выступали легендарные певцы и танцовщики: тенор Сергей Лемешев, бас Федор Шаляпин, балерины Ольга Лепешинская и Майя Плисецкая







Мы составили для вас подборку опер, которые шли в Большом театре в разные годы. Смотрите постановку «Кармен»: главную партию в ней исполнила народная артистка СССР Елена Образцова
. Сравнивайте два варианта оперы Михаила Глинки
 «Жизнь за царя»: советскую версию «Иван Сусанин» режиссера Александра Баранникова и спектакль начала 1990-х годов в постановке Николая Кузнецова. А еще знакомьтесь с видеоверсиями опер, которые нечасто идут на сцене Большого: «Вертер» Жюля Массне и «Зори здесь тихие…» по военной повести Бориса Васильева
.