31 марта 2024

Александр Пушкин: светская жизнь и карточные долги

«Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». Александр Пушкин
Борис Кустодиев. Александр Пушкин на набережной Невы. 1915. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Санкт-Петербург
Александр Пушкин относился к денежным вопросам неоднозначно. С одной стороны, он любил комфорт и хотел обеспечить своих близких. С другой — духовное всегда было для него превыше материального: «Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». В письмах поэт часто сетовал на финансовые трудности, просил помощи у знакомых и друзей, жаловался на то, как быстро деньги заканчиваются:
У меня была в руках, и весьма недавно, довольно круглая сумма; но она истаяла и до октября денег у меня не будет.
Из письма Павлу Нащокину, 1834 год
В клобе я не был — чуть ли я не исключен, ибо позабыл возобновить свой билет. Надобно будет заплатить 300 рублей штрафу, а я весь Английский клоб готов продать за 200.
Из письма Наталье Пушкиной, 1833 год
После женитьбы траты Пушкина возросли: нужно было содержать семью и детей. Деньги уходили и на светские выходы супруги Натальи Гончаровой
. В письмах своему другу Павлу Нащокину поэт отмечал, что средства достаются ему литературной работой: «Но нет у меня досуга, без вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде — всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения».
Пушкин задолжал многим и регулярно отправлял долговые письма с извинениями. Одно из них было адресовано Ивану Яковлеву, в компании которого поэт часто проводил время:
Я так перед тобою виноват, что и не оправдываюсь. Деньги ко мне приходили и уходили между пальцами — я платил чужие долги, выкупал чужие имения, а свои долги остались мне на шее. Крайне расстроенные дела сделали меня несостоятельным, и я принужден у тебя просить еще отсрочки до осени.
1836 год
При возросших затратах на семью поэт продолжал вести привычную жизнь, много тратил и играл в карты
. Везло ему редко, и он проигрывал крупные суммы. После смерти Пушкина остались большие долги: частным лицам он задолжал почти 100 тысяч рублей (для сравнения: на один рубль в то время можно было купить два килограмма мяса). В 1834 году поэт писал жене: «Я перед тобой кругом виноват, в отношении денежном. Были деньги — и проиграл их. Но что делать? Я так был желчен, что надобно было развлечься чем-нибудь».

Комментариев нет:

Отправить комментарий