среда, 4 июня 2014 г.

Материал для сочинения по высказыванию Д.Н.Ушакова: " ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".

Ещё раз прочитаем высказывание Д.Н.Ушакова: " ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".
Разберёмся в смысле данного афоризма. Для этого выделим ключевые слова:
пр        правильная речь, правильное письмо, фонетика.
Теперь разберёмся в значении выделенных слов:
под правильной речью подразумевается культура речи;
под правильным письмом - орфография;
фонетика - наука, изучающая звуки речи.
Таким образом, в высказывании говорится о том, что грамотность письменной и устной речи во многом зависит от знания теоретических сведений по фонетике.

Составляем ПЛАН сочинения:
1. Как вы понимаете смысл высказывания Д.Н.Ушакова?
2. Взаимосвязь фонетики и орфографии + пример из текста.
3. Взаимосвязь фонетики и культуры речи + пример из текста.
4. Вывод.
При написании сочинения по указанному афоризму вы можете воспользоваться следующим материалом:
1. Что такое "фонетика"?
Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. Особенностью фонетики является её тесная связь с другими разделами языкознания, например, с орфографией и культурой речи.
2. Взаимосвязь фонетики и орфографии.
Орфография — раздел лингвистики, изучающий правильность написания слов.
Бóльшая часть орфографических правил опирается на теоретические сведения по фонетике. Например:
а) правописание сомнительных согласных в слове связано с таким фонетическим явлением, как оглушение и озвончение (в слове "дорожка" согласный  Ж при произношении оглушаетс(в слове "дорожка" согласный  Ж при произношении оглушается и даёт звук Ш);
б) правописание приставок, оканчивающихся на З-С: выбор согласной на конце такой приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного (в слове "распустить" на конце приставки рас- пишем С, т.к. после приставки следует глухой согласный);
в) употребление Ь для обозначения мягкости согласных (в слове "конь" после мягкого Н пишем Ь);
г) правописание соединительных гласных О-Е в сложных словах (после мягкого согласного пишем соединительную гласную Е, после твёрдого - О, например: землЕкоп, самОлёт).
3. Взаимосвязь фонетики и культуры речи.
Фонетика является одним из важнейших элементов в формировании культуры речи.
Культура речи - понятие многозначное. В основном она представляет собой нормативность речи, которая проявляется и в правильном произношении слов, а именно:
а) в соблюдении действующих норм ударения (например, слово "звонит"  и произносится с ударением на последнем слоге, а не на первом);
б) в соблюдении норм произношения (например, в слове "модель" согласный Д должен произносится твёрдо, а в слове "музей" согласный З произносится мягко; в словах "что" , "скучный" буква Ч даёт звук Ш).