27 июня 2014

Оскорбление учителя может стать уголовно наказуемым деянием

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов («Справедливая Россия») готовит законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» в части, касающейся статуса педагогического работника. Своими поправками законодатель предлагает ввести для школьных учителей стимулы для продолжения работы в школе, например, право на отпуск до года с оплатой половины суммы заработной платы при условии, если человек отработал педагогом 10 лет подряд. Кроме этого, парламентарий предлагает и меры по повышению защищенности педагогов, в том числе от оскорблений их чести и достоинства.

В частности, предлагается установить запреты для учащихся и их родителей на определенные формы поведения в отношении учителей. Например, «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее». Применение насилия в отношении педработника, а также его публичное оскорбление при исполнении им профессиональных обязанностей предлагается приравнять к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти.
Изменения Виктор Шудегов предполагает внести в ч. 2 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» и привязать их к определенной статье Уголовного кодекса.
— Мы наблюдаем изменение настроений в молодежной среде — подростки стали особенно агрессивными. Я считаю, что государство должно защищать безопасность педагогов, как это происходит в отношении работников правоохранительных органов, потому что педагоги тоже несут важную для страны и общества службу, — заявил Виктор Шудегов.
Согласно законодательству, оскорбление представителей власти является уголовно наказуемым в соответствии со ст. 319 УК РФ. Наказание по ней подразумевает штраф, а также обязательные и исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года.
Также Виктор Шудегов добавил, что если ответственность для взрослых можно привязать к действующей статье УК РФ, то ответственность несовершеннолетних подростков может варьироваться от выговора до исключения из школы.
Президент межрегиональной ассоциации учителей географии России Александр Лобжанидзе надеется на как можно более скорое введение ответственности за оскорбление учителей.
— Наши учителя представляют собой самый незащищенный слой государственных работников. Проявляя строгость к ученикам, они берут на себя определенную ответственность, что отслеживается и обществом, и родителями, и коллегами, и педсоветом. И обычно суды по обвинениям, выдвинутым в их адрес, выигрывает истец. Однако сами они никак не защищены от грубых оскорблений, — сказал он.
По словам специалиста по уголовному праву, председателя Московской коллегии адвокатов Андрея Князева, сегодняшнее законодательство действительно не дает учителям никакой дополнительной защиты.
— Никаких преференций в вопросах защиты по статусу у педагогов нет, а вину их обидчиков не усугубляет то, что в качестве потерпевшего выступает педагог.  За оскорбление и причинение вреда педагогу назначается наказание в соответствии с общегражданскими законами, — отметил адвокат.
Источник здесь

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, может быть повторюсь (комментарий в Ассоциации написала). Сегодня, случайно, услышала обсуждение намерений депутатов Госдумы, желающих защитить учителей от насмешек и оскорблений. Одни ратовали за это, другие колебались: кто же будет свидетелем всех "неприятностей". Третьи переживали о том, что придется следить за собой, чтобы не сказать, не сделать чего - то лишнего, не спровоцировать ученика на резкость.... А у меня не было в педагогической деятельности моментов, когда бы меня нужно было защищать от...ученика. Ну не было. Разные дети были, даже детдомовцев учила. Да, не слушались, не учились, но не унижали! МЕНЯ защищать не следует. Я работаю так, чтобы меня не обижали. Как? В нескольких словах: я считаю себя успешным педагогом, потому что я, с одной стороны, иду впереди ученика, а с другой – я всегда рядом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прекрасно, дорогая Анна! Сейчас много говорят и пишут об учителях, их отношениях с детьми, критикуют больше, чем хвалят. И к сожалению, совсем не видят учителей-профессионалов, бескорыстных подвижников, добрых, милосердных людей, которых не нужно ни от кого защищать: ни от учеников, ни от их родителей. Может быть, только от общественного мнения нужна защита,..

      Удалить
  2. Уважаемая Валентина Васильевна! Сегодня в Блоге Ассоциации сослалась на Ваш ресурс и этот материал. По завершении обсуждения темы, если оно получится, обязательно поделюсь впечатлениями и интересными идеями.
    А пока примите мою благодарность за саму возможность подпитываться от такого источника - Народного учительского блога (мне почему-то кажется, что понятие "учительский" ёмче, чем "образовательный") - Вашего!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Я видела эту публикацию в Вашем блоге. Сразу не написала комментарий, потому что Ваши вопросы мне показались не то чтобы труднми -- я подумала, что нескромно будет сказать о том, что меня не надо защищать от моих учеников. Они меня, слава Богу, никогда ещё не оскорбили. Спасибо за комментарий и ваше намерение рассказать о мнениях по поводу этого закона учителей Кубани.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Валентина Васильевна! Летом было много встреч с учителями и директорами школ. Говорили за жизнь, за дело наше многотрудное. Ни один не поддержал идеи введения уголовного наказания за посягательства...
      Образованцы хотели бы статуса государственного (или муниципального!) служащего - это да! Ради соцпакета прежде всего...
      Всё остальное - от лукавого. По себе, говорят, думцы судят...

      Удалить
    2. Абсолютно точно, Татьяна Адольфовна, от лукавого. И это, и реформы всякие, и ФГОСы эти несчастные...

      Удалить