Данная информация взята с блога Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара" (http://ug-krasnodar.blogspot.ru/2014/06/blog-post_15.html). Автор статьи - Ваховская Татьяна Адольфовна, начальник отдела Краснодарского научно-методического центра. Источник здесь
Я хочу привести Вам, уважаемый читатель, темы сочинений для учащихся в России до
1917 года (!) Уверена, что самые прозорливые уже поняли, к чему это я...
Для младших школьников:
О
том, что видела птичка в дальних землях.
История
постройки дома и разведения при нём сада.
Великаны
и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
Слово
как источник счастья.
Почему
жизнь сравнивают с путешествием.
Родина
и чужая сторона.
О
скоротечности жизни.
О
высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О
непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О
проявлении нравственного начала в истории.
На
чём основывается духовная связь между предками и потомством.
Что скажете, читатель?
На каком уровне должно быть развитие ребёнка (отнюдь не только интеллектуальное!), чтобы раскрыть эти темы? Как следовало преподавать и каким быть учителем, чтобы подготовить своих питомцев к сочинению на эти темы?
Научность,
практико-ориентированный, исторический подходы, духовно-нравственная зрелость и
знание-понимание-чувствование слова, философское образование... И всё это не
как декларация, не как парадигма или требование ФГОС, а как реалия, причём
присутствующая не у редкого учителя или сформулированная в профессиональном
стандарте педагога, а как массовая практика каждого ребёнка, обучающегося в
школе.
Я
судорожно обдумывала в момент прочтения в "Комсомольской правде"
перечня этих тем, о чём бы писала я, нынешняя, из 21 века в 60 лет (из которых
не менее половины системно занималась образованием, на неё, мою образованность,
работали десятки и десятки ученых разных стран и профилей!); несколько суток я
глубоко и тягостно искала аргументы, сведения, имена и факты, мудрые мысли,
письменные источники, на которые бы опиралась, раскрывая ту или иную тему, всё
время при этом испытывая острое неудовлетворение и сознание собственной
ограниченности...
С
благоговением отношусь к тем, кто тогда и так учительствовал.
Восхищаюсь
теми, кто подбирал и так формулировал темы сочинений.
Глубоко
уважаю и очень высоко ценю усилия тех, кто раскрывал темы в своих выпускных
работах.
Сокрушаюсь
коммерциализации повышения квалификации - ничем иным нередкие вредные и опасные
измышления объяснить не могу и не хочу.
Я
хочу научиться писать сочинения по темам из начала 20 века, но, боюсь, поздно,
не по силам...
Я
мечтаю о том, чтобы это было возможным в будущем для моего 6-летнего внука.
Лишь бы учитель ему попался не отравленный псевдоинновационностью и
невежеством..!
P.S.
Кто из Вас, уважаемый читатель-участник Педсовета, и когда употреблял выражение
"высокое достоинство человека"..? а кто знает соответствующих этому
словосочетанию людей? При том, что это лишь фрагмент из заголовка сочинения
наших юных предков, к которым мы склонны
относиться высокомерно-снисходительно, оторвавшись от компьютера, мельком
коснувшись тех пор нынешней суетной мыслью о снижении порога упешности по
родному языку вкупе с матеУважаемые члены Педсовета-читатели Блога!
математикой...
Комментариев нет:
Отправить комментарий