05 июля 2010

Презентация "Занимательные задачи: imagechef"

В  презентации  представлены образцы заданий  по русскому языку для 6 класса, выполненные при помощи сервиса http://www.imagechef.com/ "Мозаика из знаков". Задания ориентированы на программу к учебникам "Русский язык. 5-9 классы" под редакцией доктора филологических наук М.В. Панова, однако могут использоваться учителями, работающими по другим учебникам. Представленные в таком виде задачи способствуют повышению интереса детей к занятиям русским языком, пробуждают их воображение, формируют  аналитические навыки. Учащиеся лучше запоминают лингвистический материал.

04 июля 2010

Путешествуем по родному краю

Астрахань --  очень жаркий южный  город. Наша область располагается в зоне полупустынь.  И сейчас, когда стоит изнуряющий зной, вспоминаются остро весна, прохлада и путешествие в карстовые пещеры, на гору Богдо,  на соленое озеро Баскунчак  (см. снимки).  Так вот  под землёй, совершенно ровной  и выгоревшей на немилосердном солнце, как ни странно, есть  у нас на севере области карстовые пещеры. В них  царит абсолютный мрак и постоянная температура в любое время года, где-то около семи градусов. Говорят,  что ведут эти  ходы  вплоть до самой Волгоградской области и Казахстана.  А самая высокая точка на территории области -- гора Богдо там же, в Ахтубинском районе. И рядом -- Баскунчак. Солёное озеро, на котором добывают соль.. И мы, аки по суху, ходили по его водам... Весной вся наша степь покрывается тюльпанами.

03 июля 2010

А какая в принципе разница: это мы о суффиксах в словах...

А какая в принципе разница, нужно выделять или нет тот  или  иной суффикс в слове. Всё равно понятно: это смородина, а это малина.  Дело в другом.  Подобные задания помогают более глубоко понять строение языка.. Они дают простор для развития  интеллектуальных способностей ребёнка, позволяют "формировать у детей  умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать".
Как сказано в пояснительной записке к программе  к УМК В.П. Панова: "Программа и отвечающие ей учебники направлены на воспитание активности мысли ученика, желания и умения искать решения лингвистических вопросов. Ещё более важно, что они убеждают ученика, приводят доводы в пользу конкретного -- верного решения поставленных проблем. Ученик -- участник научного размышления, он овладевает научным способом познания: учится наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать законы языка". Такое умение нужно не только на уроках русского языка, но и в жизни. И наконец,  подобные упражнения, как нам кажется, делают  более интересным  и понятным освоение учащимися  русского языка и  науки о нём.

Так есть ли суффикс -ин- или его нет в словах?

Вам уже встречались занимательные задания о том, есть ли суффикс -ин- в словах. Попробуем прояснить положение и дать ответ на вопрос, заключенный в этих мозаиках из слов.
В словах баранина, свинина, лососина, осетрина выделяется суффикс -ин-, который имеет значение "мясо животного". Баранина -- мясо барана,  свинина -- мясо свиньи... А буженина -- это чьё мясо?
В современном языке ответа на этот вопрос нет.
О таких словах спор в науке  идёт давно. Особенно остро  столкнулись мнения  двух учёных: Г.О. Винокура и А.И. Смирницкого.
Г.О. Винокур считал, что слова малина, смородина не делятся на части. Если выделить в них -ин- и приписать ему значение "ягода", то после такого вычитания в основе остаются кусочки мал- и смород-. "Ясно, что разница между названными ягодами, как известными предметами действительности, передана в языке разницей цельных слов, а не разницей комплексов мал- и смород-, которые сами по себе ничего не значат, Суффикса -ин- в данных словах не существует".
А вот что писал А.И. Смирницкий: "В основах этих слов имеется общий  им звуковой отрезок -ин-,  вместе с тем оба слова обозначают ягоды, то есть относятся к предметам, обладающим известными общими им признаками, к предметам одного класса. Поэтому общий данным основам звуковой отрезок -ин- представляется не случайно одинаковым в них, но осмысленно одинаковым: он наполняется определённым содержанием, значением "ягода", и тем самым оказывается морфемой. Вместе с тем и звуковые отрезки мал- ( в малина) и смород- (в смородина) неизбежно осмысляются: если -ин- в рассматриваемых словах значит "ягода", то очевидно, что мал- и смород- значит "то в малине и смородине, что отличает эти ягоды друг от друга и от прочих ягод". Из того, что значения звуковых отрезков мал- и смород- трудно определимы словами, ещё не следует, что этих значений не существует".
А на чьей стороне вы?
Задание взято из учебника  "Русский язык. 6 класс". Авторы М.В. Панов, С.М. Кузьмина, Л..Н. Булатова, Е.В. Красильникова, Н.Е. Ильина.

02 июля 2010

Формирование орфографических навыков в курсе нового УМК

Бывает… так:
усложнишь дело —
и в результате оно станет
более простым.
М.В. Панов

При беглом знакомстве с программой и учебниками может сложиться впечатление, что в них не предусмотрена специальная работа над орфографией. Действительно, формирование у школьников орфографических навыков — всего лишь одна из задач (и, как нам кажется, не самая важная), успешно решаемых с помощью курса под ред. МВП. В этой статье мы постарались рассказать о подходе авторов курса к формированию орфографической грамотности.
Начнем с того, что напомним: курс основан на идеях Московской фонологической школы, а значит, на признании фонематической основы нашей орфографии. Вот как объясняет ее преимущества именно для школьного преподавания сам МВП:
«У редкого учителя уроки правописания вызывают восторг учеников. Ведь правила правописания — это такая куча! Правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений, правописание о и е после шипящих, правописание падежных окончаний, согласных в конце слова, правописание ъ между согласными, правописание разделительных ъ и ъ, правописание приставок... и еще, и еще, и еще... Куча! Все эти орфограммы разные и неинтересные. Тоска эта орфография.
И вдруг фонология открывает, что в нашей орфографии есть единый принцип, и принцип мудрый... Да, у нее масса недостатков, и все-таки она хорошая! Она в основных своих правилах построена на фонемном принципе: обозначает фонемы и не обозначает их позиционных изменений. Возведение фонемы к сильной позиции — вот общий принцип, пронизывающий всю нашу орфографию. Ребенку это знать важно.
Рассудите сами: что делать интереснее — учить множество случайно сбежавшихся правил, плод крючкотворчества чиновников, или учить разумно построенную систему письма? Какой подход может вызвать энтузиазм школьника — первый или второй?»
Как же конкретно происходит обучение орфографии «по Панову»? читать дальше

Автор данной статьи  В. В.  Луховицкий  работает по учебнику МВП очень давно -- с самого его появления на свете в 80-х годах прошлого века. Всеволод Владимирович преподаёт в московской школе-интернате "Интеллектуал". Он  с большим желанием готов поделиться своим  богатым опытом. Статья печатается с разрешения автора.

Великий книгочей Николай Рубакин

Великий русский книговед  Николай Александрович Рубакин (1862--1946) за свою жизнь прочитал 250 тысяч книг, собрал 230 тысяч книг, опубликовал свыше 350 статей, составил и разослал   15 тысяч программ по самообразованию.
Он владел  быстрым чтением и проглатывал книгу за книгой. Николай Александрович советовал ежедневно уделять чтению один час, в воскресенье -- три часа. Значит, в год получается 450 часов чтения. Это самое малое -- 5000 тысяч страниц! А при навыке в два-три раза больше.
Книга -- дорога в мир. Берите пример с Николая Александровича Рубакина. В ХХ1 веке стыдно быть тёмным и невежественным.

29 июня 2010

Если ты хочешь быть профессионалом...

"Мне нужен блог. Работа с ним -- залог моего профессионального существования, моего развития, залог успеха моих учеников", -- написала Юлия Николаевна Дудко. Мне понравилось. Ко мне это тоже относится.

"Выставлен" ли суффикс -ин- в витрине?

В каких словах есть суффикс -ин-, а в каких его нет? Докажи, используя критерий Г.О. Винокура.

"Мясное ассорти", или Разбери слово по составу

В каких из этих слов есть суффикс -ин-? Докажи правильность твоих рассуждений, используя критерий Г.О. Винокура.

Критерий Г.О. Винокура, или Как правильно сделать морфемный разбор слова

Первый принцип программы к УМК под ред. М.В. Панова -- обучение должно быть научным, т.е. должно знакомить детей с достижениями современного языкознания.
В основе программы  лежит теория Московской лингвистической школы,  основоположником которой был Ф.Ф. Фортунатов. В начале ХХ века труды Ф.Ф. Фортунатова и И.А. Бодуэна де Куртенэ позволили по-новому понять закономерности языка, представить язык как систему. Эти учёные, их ученики и последователи исходили из того, что в языке первостепенное значение имеют отношения, в которые вступают единицы языка.
Для школы этот взгляд даёт очень много. Он учит детей от внешней стороны фактов и явлений идти к их истинной сути. Такое умение нужно не только на уроках русского языка, но и в жизни -- не останавливаться на том, что кажется на поверхностный взгляд очевидным, несомненым, а проверять, не обманчива ли эта очевидность. (Из пояснительной записки к программе,  стр.3).
Морфемный разбор слова на первый взгляд может показаться простым. Однако если  проигнорировать заявленный принцип о необходимости изучения языковых явлений в их взаимосвязи, можно получить ошибочный результат.
В учебнике русского языка для 5 класса под ред. М.В. Панова на стр. 268 даётся следующее правило: "Для того чтобы правильно определить, из каких морфем состоит основа слова, следует применить критерий Винокура (этот критерий найден учёным Г.О. Винокуром). По критерию Винокура на морфемы членится такое слово, которое можно объяснить через более простое однокоренное слово."
Здесь можно найти "Заметки  по русскому словообразованию" Г.О. Винокура. Очень занимательно не только для лингвистов.

28 июня 2010

Итоги опросов

Знакомы ли вы с УМК под ред. М.В. Панова? Результаты: "да" - 2, "нет" - 5, "услышал впервые" - 1, "мне это неинтересно" - 0.

Все ответившие на вопросы опроса видяи в грамматике русского языка стройную систему.

Понравилось...

Главная жизненная задача человека -- дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий -- его собственная личность. Э. Фромм..
Кстати, действительно работать не так скучно, как отдыхать. Ирина Ивановна Кацай.

27 июня 2010

Насколько современен новый учебник?

Учебник "Русский язык. 5 класс" под ред. М.В. Панова соответствует требованиям государственного стандарта по  русскому языку.  В этом учебнике по существу представлено современное языкознание. читать дальше

Зачем мне нужен блог?

...чтобы ваши важные мысли не были потеряны, забыты... Это я взяла из инструкции Ирины Ивановны по выполнению последнего задания семинара. А блог? Может быть, он создаётся как раз для того... читать дальше

26 июня 2010

О привычке писать в блог

Как обрести привычку вести свой блог регулярно? 13 проверенных способов. Об этом здесь
Формула достижения успеха проста: Успех = Интерес + Планирование + Действие + Адское терпение. Замечательно!

Ура! Получилось!

ImageChef Word Mosaic - ImageChef.com 
Используя сервис http://www.imagechef.com/  , я создала вот такую картинку. Как ею воспользоваться на уроке, уже описала в "Собери фразеологизмы". Всё у меня получилось!

Адреса полезных сервисов

Адреса полезных сервисов:  http://www.imagechef.com/         http://www.slide.com/    http://www.wordle.net/    http://www.google.ru/ -- сервис форма опроса на гугле (документы и далее)   http://prezi.com/  - создание нелинейных презентаций

http://smajliki.ru/smilie-582908103.html -- смайлики

http://www.blogger.com/features -- BLOGGER

25 июня 2010

....вряд ли учебник станет массовым

Добрый день! Учебник Панова знаю давно, ещё в первой его редакции. Сейчас в авторском коллективе трудится наш учитель из Селивановского района Громов Иван Анатольевич. Согласна с Вами - подход интересный, но реализуется лишь при условии вдумчивого, внимательного отношения учителя к принципиальным установкам разработчиков :))) Потому он вряд ли станет массовым, увы.
Виктория Александровна Полякова, проректор по информационным технологиям, руководитель РЦДО. г. Владимир.

24 июня 2010

Собери фразеологизмы

С помощью сервиса http://www.imagechef.com/  можно создавать  различные языковые упражнения. Например, я создала такое: по символу сотового телефона разбросаны слова: проглотить и прикусить, без костей,  хорошо подвешен,  острый и злой, воли не давать. Нужно собрать из них фразеологизмы. Тема "Фразеологизмы". 5-6 класс. Упражнение можно использовать на  этапе закрепления (в самом конце урока). Как вы догадались, на телефоне собраны фразеологизмы о языке. (Только я не могу вставить картинку!!!)

Проект "НЛО"-- школьная печатная газета

"НЛО" ("Новое литературное объединение") - ученическая печатная газета, которая создаётся на основе учебных и конкурсных сочинений детей. Цель проекта: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих навыков школьников.  Задачи проекта интегрируются с  обучающими задачами по развитию речи на уроках русского языка и литературы. Подобная форма публичного представления творческих работ повышает мотивацию при написании сочинений.  Газета делается на компьютере при помощи программы Microsoft Office Publiscer 2007, печатается на обычном принтере. В приложении 1 представлен номер газеты, который сделали пятиклассники, занимающиеся по новому учебнику. В газете помещены отрывки из их сочинений, написанных по заданиям учебника  см здесь

23 июня 2010

Календарно-тематическое планирование. Презентация

Презентация к календарно-тематическому планированию уроков русского языка в 5 классе по программе к учебникам под редакцией М.В. Панова.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 5 класса

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 5 класса по программе под редакцией М.В. Панова. Актуальность разработки заключается в том, что по новой программе занимается не так много учителей. Методические пособия отсутствуют. В планировании указываются темы и типы уроков, основные приёмы работы на уроках, сопутствующее повторение и возможности компьютерной поддержки.