Вам уже встречались занимательные задания о том, есть ли суффикс -ин- в словах. Попробуем прояснить положение и дать ответ на вопрос, заключенный в этих мозаиках из слов.
В словах баранина, свинина, лососина, осетрина выделяется суффикс -ин-, который имеет значение "мясо животного". Баранина -- мясо барана, свинина -- мясо свиньи... А буженина -- это чьё мясо?
В современном языке ответа на этот вопрос нет.
О таких словах спор в науке идёт давно. Особенно остро столкнулись мнения двух учёных: Г.О. Винокура и А.И. Смирницкого.
Г.О. Винокур считал, что слова малина, смородина не делятся на части. Если выделить в них -ин- и приписать ему значение "ягода", то после такого вычитания в основе остаются кусочки мал- и смород-. "Ясно, что разница между названными ягодами, как известными предметами действительности, передана в языке разницей цельных слов, а не разницей комплексов мал- и смород-, которые сами по себе ничего не значат, Суффикса -ин- в данных словах не существует".
А вот что писал А.И. Смирницкий: "В основах этих слов имеется общий им звуковой отрезок -ин-, вместе с тем оба слова обозначают ягоды, то есть относятся к предметам, обладающим известными общими им признаками, к предметам одного класса. Поэтому общий данным основам звуковой отрезок -ин- представляется не случайно одинаковым в них, но осмысленно одинаковым: он наполняется определённым содержанием, значением "ягода", и тем самым оказывается морфемой. Вместе с тем и звуковые отрезки мал- ( в малина) и смород- (в смородина) неизбежно осмысляются: если -ин- в рассматриваемых словах значит "ягода", то очевидно, что мал- и смород- значит "то в малине и смородине, что отличает эти ягоды друг от друга и от прочих ягод". Из того, что значения звуковых отрезков мал- и смород- трудно определимы словами, ещё не следует, что этих значений не существует".
А на чьей стороне вы?
Задание взято из учебника "Русский язык. 6 класс". Авторы М.В. Панов, С.М. Кузьмина, Л..Н. Булатова, Е.В. Красильникова, Н.Е. Ильина.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Мне кажется,что суффикса -ин- в словах малина,смородина НЕТ!Потому что без суффикса -ин- нет однокоренных слов.Нас в начальной школе учили писать МАЛИНА и СМОРОДИНА без суффикса -ин-(то есть корень малин и смородин).Я на стороне А.И. Смирницкого.
ОтветитьУдалитьфу
ОтветитьУдалить