Бывает… так:
усложнишь дело —
и в результате оно станет
более простым.
М.В. Панов
При беглом знакомстве с программой и учебниками может сложиться впечатление, что в них не предусмотрена специальная работа над орфографией. Действительно, формирование у школьников орфографических навыков — всего лишь одна из задач (и, как нам кажется, не самая важная), успешно решаемых с помощью курса под ред. МВП. В этой статье мы постарались рассказать о подходе авторов курса к формированию орфографической грамотности.
Начнем с того, что напомним: курс основан на идеях Московской фонологической школы, а значит, на признании фонематической основы нашей орфографии. Вот как объясняет ее преимущества именно для школьного преподавания сам МВП:
«У редкого учителя уроки правописания вызывают восторг учеников. Ведь правила правописания — это такая куча! Правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений, правописание о и е после шипящих, правописание падежных окончаний, согласных в конце слова, правописание ъ между согласными, правописание разделительных ъ и ъ, правописание приставок... и еще, и еще, и еще... Куча! Все эти орфограммы разные и неинтересные. Тоска эта орфография.
И вдруг фонология открывает, что в нашей орфографии есть единый принцип, и принцип мудрый... Да, у нее масса недостатков, и все-таки она хорошая! Она в основных своих правилах построена на фонемном принципе: обозначает фонемы и не обозначает их позиционных изменений. Возведение фонемы к сильной позиции — вот общий принцип, пронизывающий всю нашу орфографию. Ребенку это знать важно.
Рассудите сами: что делать интереснее — учить множество случайно сбежавшихся правил, плод крючкотворчества чиновников, или учить разумно построенную систему письма? Какой подход может вызвать энтузиазм школьника — первый или второй?»
Как же конкретно происходит обучение орфографии «по Панову»? читать дальше
Автор данной статьи В. В. Луховицкий работает по учебнику МВП очень давно -- с самого его появления на свете в 80-х годах прошлого века. Всеволод Владимирович преподаёт в московской школе-интернате "Интеллектуал". Он с большим желанием готов поделиться своим богатым опытом. Статья печатается с разрешения автора.
Идею "дырчатого письма" утаскиваю на урок немецкого. Стоит попробовать. И не столько применительно к орфографии (с которой особенных проблем как раз и не возникает), сколько к морфологии. А вдруг получится?
ОтветитьУдалитьПолностью согласна с автором в вопросе нецелесообразности традиционного фонетического анализа слова, который не имеет никакой практической ценности.
Валентина, спасибо за интересную статью!
Очень рада тому, что материал оказался полезным. Я с автором статьи лично знакома. Попросила вот его ещё что-нибудь мне "подбросить". Обещал сделать это позже -- сейчас не может: весь в разъездах. А эта статья из старых. Он в прошлом году сбросил её мне: я начинала работать по новому учебнику, а под рукой из методических материалов ничего не было.(Как, впрочем, и сейчас нет, поэтому ещё, может быть, я и затеяла этот блог.) С уважением, Валентина Саблина.
ОтветитьУдалить