28 сентября 2010

Сложи и вычти... на уроках русского!

Лингвистическое сложение и вычитание -- очень эффективный приём для формирования у  детей осознанных навыков словообразовательного анализа слова.
Жутковатый -- жуткий = -оват- ("чуть-чуть")
Владимир + ? = владимирец
Позаимствовала у И.А.  Громова. Срабатывает замечательно!

27 сентября 2010

Ещё раз о поросёнке с жеребёнком

Сегодня на уроке в 6 б в числе других упражнений занимались и образованием названий детёнышей животных, так называемыми супплетивными формами. Дети легко их образовали и даже подсказывали, какие ещё слова образуются по такой же модели. Мне очень нравится, я бы сказала обыденным языком, жизненность дидактического материала в нашем учебнике. Он очень тесно связан с обиходом, речевым общением  современных детей, а развивает их, пожалуй, даже получше, чем если бы мы употребляли отвлечённые слова и учились писать правильно их.

26 сентября 2010

Заглядывайте в словари. Это вам поможет избежать ошибок

В этом сообщении мне хочется обратить ваше внимание, ребята, на речевые ошибки, допущенные вами в сочинении-описании местности. ...Увидели достопримечательности и памятник Петру Первому, -- написал один из вас. Это неправильно. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даётся такое определение этого слова. Достопримечательность -- место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающий особого внимания. Исторические достопримечательности. Осмотреть достопримечательности. Памятник Петру как раз и относится к достопримечательностям нашего города. Правильно было бы сказать: осмотрели памятник Петру Первому и другие достопримечательности города.
Ещё об одной ошибке -- нарушении лексической сочетаемости. В большом городе очень много красивых бульваров, кварталов, закоулков, -- так написано в одном из сочинений. Закоулок, по словарю Д.Н. Ушакова, -- это   небольшой тёмный, глухой переулок. Завели в какой-то закоулок и ограбили. Закоулок (разг.). И красивым он уж никак быть не может.
Не путайте также, пожалуйста, эскалатор с экскаватором. И почаще заглядывайте в словари.

25 сентября 2010

Пешеходный мостик через Кутум


Привычный городской пейзаж

У Леры Б. получилась  очень динамичная миниатюра, в которой она использовала словарные слова  из того же самого задания 62. Вот почитайте.
Быстро подхватив вещи с экскалатора, Андрей поторопился покинуть аэропорт. У павильона его ожидал Сергей.
-- Андрей, дружище, приветствую тебя в нашем городе!
-- Спасибо, что встретил меня. Сначала я хотел бы дать телеграмму маме, а потом в город, смотреть достопримечательности.
-- Нет проблем. Мой мотоцикл быстро домчит нас до почтамта. Это недалеко, в соседнем квартале, напротив пожарной каланчи. С эстакады, по которой мы проедем, её можно увидеть.
Они летели по магистрали. Мимо мелькали отели, рестораны, торговые центры, старинные дома с затейливыми балконами и фронтонами и новые  прямоугольники многоэтажек. В общем, привычный городской пейзаж.

Астрахань современная и старая

Памятник Петру Первому на набережной Волги. Красная набережная на Кутуме.

Впервые в Астрахани

Если немного пофантазировать, то обычное  домашнее задание написать сочинение в форме рассказа-описания местности можно превратить в удовольствие. Почему? А вы почитайте миниатюру, которую  придумала Зухра, выполняя задание 62 со словарными словами тематической группы "Город".
Мы с родителями плыли на теплоходе "К.А. Тимирязев" по Волге.  Мы плыли уже двенадцать дней, и последней нашей остановкой была  Астрахань.
Астрахань -- древний гостеприимный город  под южным ослепительным солнцем, драгоценная жемчужина Нижнего Поволжья. Её называют  рыбацкой столицей, воротами в Каспий, Волжской Венецией. Нам сказали, что здесь много достопримечательностей. Мы хотели их все посмотреть. Но вначале нужно было навестить родственницу, которую мы предупредили о своём приезде телеграммой. Мы пошли  к ней.  Её старинный дом с красивым, но обветшалым фронтоном и балконами расположен в конце квартала у высокой эстакады. Отец остался у тёти, а мы с мамой пошли смотреть город.
Прогулялись по бульвару. В торговом павильоне купили сувениры. Тут мы обратили внимание на игрушечную магистраль, по которой мчался мотоцикл.. Пошли по улице и забрели в какие-то трущобы. Там стоял контейнер с мусором, и в нём лежали старые транспаранты с лозунгами. С помощью местных жителей мы выбрались из этого района. Кругом строились новые многоэтажные дома, и уже было готово здание почтамта.
 Когда мы ехали на автобусе, то видели отели, гостиницы, рестораны, кафе,  торговый центр. Промелькнула старая пожарная каланча. Мы посмотрели  фильм в кинотеатре "Остров сокровищ", поднявшись на второй этаж на экскалаторе, пообедали в ресторане и вернулись к тёте. Отец уже собирался уходить. Попив чаю, мы попрощались с тётей и отправились на набережную. Погуляли там, ожидая отплытия своего теплохода.  Посидели на лавочке. Наслаждались красотой Волги и новой гранитной набережной с красным парапетом, памятником Петру Первому, гостиницей, похожей на корабль с парусами.
Но пришло время возвращаться на "Тимирязев". Стоя на палубе, мы любовались белокаменным Астраханским кремлём,  зелёными берегами Волги, причалами. Мы ещё вернёмся сюда.

Есть ответ!

Зухра Шакирова из нашего 6 б сегодня сообщила мне ответ: слово золотой является производным.   Оно образовано от слова золото так же, как слова: серебряный от серебро, кожаный от кожаполотняный от полотно. В этих словах суффиксы материально выражены. В слове золотой суффикс нулевой. Умница, Зухра! В моём сообщении есть ещё вопросы. Ищите ответы на них.

23 сентября 2010

Могут быть слова без корня?

Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов  разговаривают:
-- А какой суффикс в слове золотой? -- спросила Настя. --  слово-то производное, от существительного  золото образовалось.
-- Да, загвоздка, -- задумался Вова. -- Ведь как обычно бывает у прилагательных? Серебро -- серебряный, сахар -- сахарный, малина -- малиновый...
-- А может, суффикс здесь нулевой? Бывает же окончание нулевое.
-- Давай на всякий случай у учителя спросим.
1.Как вы думаете, согласился учитель с предложениями ребят?
2. Можете ли вы привести свои примеры производных слов с нулевым суффиксом?
3. Подумайте: могут ли быть нулевые приставки? А корни?
Через неделю сообщу ответ, а пока жду ваши версии, ребята. Валентина Васильевна.

21 сентября 2010

"Орфографическая профилактика"

Повторю ещё раз  слова М.В. Панова: надо "смотреть в глаза языку", т.е.  знать его законы. И в качестве правила для себя   возьму слова Л.Б. Парубченко, используя статью которой, я рефлексировала в последних записях: выбор и содержание упражнений  должны определяться пониманием генезиса  соответствующих ошибок, а именно, пишущий, совершая ошибку,  грешит не против орфографического правила, а против языковой системы. Изучение грамматической языковой системы и является средством "орфографической профилактики". (УМК под ред. М.В. Панова, как мы больше и больше убеждаемся, раскрывает детям глаза на законы языка.)

Контаминация -- что означает совмещение

Ошибка может быть результатом контаминации -- совмещения двух (и более) грамматических форм: маячАнье -- маячат, ненавидИли -- ненавидит, ненавидишь. Здесь у учеников совместились суффикс прошедшего времени и окончание настоящего времени глагола. (Ошибки учителю , как говорится, надо знать в лицо.)

И снова о самом главном

Школьники пишут осознОвать, передОваться, потому что не вычленяют в момент письма корни -зна- и -да-, зато, по-видимому, вычленяют в этих словах (с разной степенью осознанности) продуктивный в русском языке суффикс -ова- (рисовать, фасовать, пеленговать). ОтщИпенцы ученица объяснила связью с отщипнуть, яблоко вЕсит школьник проверил  словом повесить, ДИмьян словом Дима, сЕдит -- сел. В их сознании одна форма накладывается на другую, одна вытесняет другую. Ошибки, говорящие о том, что пишущий воспринимает слово как расчленённое, но его членение не соответствует языковому. (Учителю это надо иметь в виду при изучении раздела "Словообразование"  -- в языке-то значение сокрыто не только в слове, но и в морфеме: в корне, приставке, суффиксе.)

Об ошибках и их причинах

Абитуриент написал воплАщать и очень удивился, что, оказывается, он допустил ошибку и что  воплощать и плоть -- однокоренные слова. Эта ошибка  свидетельствует, как считает Л.Б. Парубченко,  просто о нерасчленённости слова в сознании говорящего. (Читать надо  побольше и читать вдумчиво! Заметим в скобках)