Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
09 октября 2010
Скоро конкурс "Русский медвежонок"
Как обычно, в ноябре проводится Международная игра-конкурс по языкознанию "Русский медвежонок". В этом году она пройдёт 16 ноября. На днях размещу в блоге задания конкурса прошлых лет.
Приэверестье что ли?
Мы в 6 классе сейчас проходим раздел языкознания, который называется "Словообразование". Интересный, не правда ли, материал?! И нам встречается немало потрясающих вещей. Вспомните, например, о нулевых суффиксах. Сегодня предлагается занятная задачка, взятая из сборника Ивана Анатольевича Громова.
Используя приставки: при-, пред-, за-, под-, по-, без- и суффикс -j-, можно без труда образовать производные существительные от слов: нога, деньги, Карпаты, море, гора, стол, Москва, Урал, тишь, сила, Волга, кулисы, берег. А как бы вы назвали, спрашивает автор сборника, местности, находящиеся радом (до или за ними) с такими иностранными географическими объектами, как Париж, Амазонка, Сахара, Рим, Миссури, Альпы, Рио-де-Жанейро, Джомолунгма (или, если хотите, Эверест)? Решайте задачку.
Используя приставки: при-, пред-, за-, под-, по-, без- и суффикс -j-, можно без труда образовать производные существительные от слов: нога, деньги, Карпаты, море, гора, стол, Москва, Урал, тишь, сила, Волга, кулисы, берег. А как бы вы назвали, спрашивает автор сборника, местности, находящиеся радом (до или за ними) с такими иностранными географическими объектами, как Париж, Амазонка, Сахара, Рим, Миссури, Альпы, Рио-де-Жанейро, Джомолунгма (или, если хотите, Эверест)? Решайте задачку.
08 октября 2010
Кому он нужен этот блог?
Сейчас как раз блоги и другие ресурсы оцениваются в "Открытом классе". Самые разные цели реализуют их авторы. Интересно, поучительно, заслуживает внимания и повторения очень многое.. А мне-то блог зачем?.. И нужен ли он?.. Да, нужен! Столько в нём всего собрано!
07 октября 2010
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!
И ещё одна история об омонимах и синонимах среди аффиксов. Её придумал Ефим Г..
Жили-были три омонима. -К- один значил "названия женщин", -к- второй -- "название действия", -к-третий имел уменьшительно-ласкательное значение. -К- один и -к- два всё время смеялись над -к- три, потому что считали его несерьёзным. Тот не знал, куда ему деваться. -К- три подумал-подумал и вспомнил, что у него есть синонимы-родственники: -оньк- и -еньк-, -ек-, -ок-, -ик-. Познакомил он с ними своих обидчиков. Те сразу зауважали -к- три, который встречается, например, в словах голов-к-а, берёз-к-а. А его друзья-синонимы в словах дорож-еньк-а, берёз-оньк-а, круж-ок, замоч-ек, ключ-ик.
Жили-были три омонима. -К- один значил "названия женщин", -к- второй -- "название действия", -к-третий имел уменьшительно-ласкательное значение. -К- один и -к- два всё время смеялись над -к- три, потому что считали его несерьёзным. Тот не знал, куда ему деваться. -К- три подумал-подумал и вспомнил, что у него есть синонимы-родственники: -оньк- и -еньк-, -ек-, -ок-, -ик-. Познакомил он с ними своих обидчиков. Те сразу зауважали -к- три, который встречается, например, в словах голов-к-а, берёз-к-а. А его друзья-синонимы в словах дорож-еньк-а, берёз-оньк-а, круж-ок, замоч-ек, ключ-ик.
Аффиксы-омонимы
А это сочинили братья-близнецы Саша и Ваня Б..
Жили-были три суффикса-омонима. Были они похожи как две капли воды, но только внешне.
-К- первая была артист-к-а, акробат-к-а, пианист-к-а. Самая весёлая и озорная. -К- вторая была самая маленькая. Её звали малыш-к-а. -К- третья считалась самой умной. Любимым её занятием была чит-к-а (чтение).
Жили-были три суффикса-омонима. Были они похожи как две капли воды, но только внешне.
-К- первая была артист-к-а, акробат-к-а, пианист-к-а. Самая весёлая и озорная. -К- вторая была самая маленькая. Её звали малыш-к-а. -К- третья считалась самой умной. Любимым её занятием была чит-к-а (чтение).
Сказка о синонимах среди аффиксов
Вы уже знаете, конечно, что аффиксы могут быть синонимичными и могут иметь омонимы. Ребята, выполняя задание 86, попробовли сочинить сказку о жизни синонимичных аффиксов. Вот что получилось у Зухры Ш..
Жили-были три подружки -к-. Они не были родственниками, просто были очень похожи. Подружки встречались. Друзья их путали. Могли различить только, если одна из -к- начинала рассказывать о себе, какие слова образуются с её помощью.
Захотелось -к- первой найти себе подружку-родственницу, и отправилась она в путь. Шла она очень долго и добралась до большлго дерева. Увидела, кто-то сидит возле него.
-- Ты кто?
-- Я аффикс.
-- А как тебя зовут?
-- -Иц-
-- Что ты здесь делаешь?
-- Я потерялась в лесу?
-- Бедненькая! А ты далеко живёшь?
-- Недалеко. Наш домик называется "названия женщин". Он где-то там.
-- Ваш домик так и называется? Правда?
-- Конечно. Он назван так в честь нашего значения в русском языке.
-- Я тоже имею такое значение! -- воскликнула -к-. -- У нас много общего!
-- Так давай дружить!
-- Давай! Пойдём. Я помогу тебе выбраться из леса.
-- Спасибо!
С той поры начали -к- первая и -иц- дружить. на своём пути они встретили и другие аффиксы с тем же значением. Их вы найдёте в словах: грузинка, крановщица, аспирантка, переводчица, кассирша, хохотунья, героиня, мельничиха. Ведь в русском языке есть синонимы не только среди слов, но и среди отдельных морфем.
Жили-были три подружки -к-. Они не были родственниками, просто были очень похожи. Подружки встречались. Друзья их путали. Могли различить только, если одна из -к- начинала рассказывать о себе, какие слова образуются с её помощью.
Захотелось -к- первой найти себе подружку-родственницу, и отправилась она в путь. Шла она очень долго и добралась до большлго дерева. Увидела, кто-то сидит возле него.
-- Ты кто?
-- Я аффикс.
-- А как тебя зовут?
-- -Иц-
-- Что ты здесь делаешь?
-- Я потерялась в лесу?
-- Бедненькая! А ты далеко живёшь?
-- Недалеко. Наш домик называется "названия женщин". Он где-то там.
-- Ваш домик так и называется? Правда?
-- Конечно. Он назван так в честь нашего значения в русском языке.
-- Я тоже имею такое значение! -- воскликнула -к-. -- У нас много общего!
-- Так давай дружить!
-- Давай! Пойдём. Я помогу тебе выбраться из леса.
-- Спасибо!
С той поры начали -к- первая и -иц- дружить. на своём пути они встретили и другие аффиксы с тем же значением. Их вы найдёте в словах: грузинка, крановщица, аспирантка, переводчица, кассирша, хохотунья, героиня, мельничиха. Ведь в русском языке есть синонимы не только среди слов, но и среди отдельных морфем.
06 октября 2010
Кто победил?
Пришлось несколько изменить правила нашей "игры", потому что слова по условию задачи вспоминали в ограниченное время на дополнительном уроке, который проводился вместо урока географии, а не дома, и писали на листочках, а не посылали по почте. Победил Сергей П., записавший 13 слов с первым суффиксом и 38 -- со вторым, допустив всего две ошибки. (Но в трудных словах, на правила, которых мы ещё не учили). На втором месте Света Л. -- 10 и 20 слов соответственно, на третьем --Лера Б. (9 и 19 слов). Действительно, данные типы словообразования являются в русском языке одними из самых продуктивных. Прилагательные, имеющие значение "относящийся к названию места" (ярославский, волгоградский и т.д.), можно вспоминать до бесконечности. И отвлечённых существительных со значением "название по действию" тоже в языке предостаточно.
05 октября 2010
О продуктивных и непродуктивных способах словообразования
Задачка для 6-классников. Докажите, что словообразовательные суффиксы -ениj- (-ниj-) у существительных и -ск- у прилагательных -- одни из самых продуктивных в русском языке. Продолжите ряды: склонять -- склонениjэ,..., Москва -- московский, ..... Ответы присылайте по электронной почте: vsablina@gmail.com Победитель получит "пятёрку" в журнал. Но он определится по результату: больше всех придумает слов с данными суффиксами.
04 октября 2010
Читатель попросил...
К нам присоединился анонимный читатель, который спросил, есть ли ещё снимки. Размещаем снимки Агентства Высота 102,0 ссылка |
На снимках вверху: хоровод под песню "Течёт Волга" в исполнении Л. Зыкиной. Внизу: самая высокая точка торта -- колокольня Астраханского кремля. |
03 октября 2010
Астрахань побила два мировых рекорда
Этот хоровод, названный "Кругом любви и единения", мы сегодня водили вокруг нашего знаменитого белокаменного кремля. Собралось около семи тысяч человек (точно 6974), которые, взявшись за руки, образовали три кольца. В руках у нас были шарики российского триколора. Получилось впечатляюще. И хотя было холодно, но весело. И всё соответствовало песне Людмилы Зыкиной "Течёт Волга": были тут и студенты, которым 17 лет, и мы, кому "седьмой десяток лет".
Официальные представители книги рекордов России зафиксировали наш хоровод как самый длинный у нас в стране и собираются подать документы в книгу рекордов Гиннеса.
А второй общероссийский (тоже подтвержденный дипломом) и мировой рекорд, установленный в Астрахани сегодня, -- торт длиной 247 метров 17 сантиметров и шириной 1 метр под названием "Волга -- символ России". На протяжении его длины кондитеры пищевым гелем выложили Волгу с городами на её берегах. (Торта не попробовала, но тоже впечатляет!) . Так в Астрахани отметили День города. Ему сегодня исполнилось 452 года.
02 октября 2010
Словообразовательные цепочки
Составь цепочку из слов для зайца.
Самка зайца -- …
детёныш зайца -- …
маленький заяц -- …
мясо зайца -- …
принадлежащий зайцу -- …
Проверь, есть ли производные с теми же значениями у других названий животных, например, медведь, лев.
Самка зайца -- …
детёныш зайца -- …
маленький заяц -- …
мясо зайца -- …
принадлежащий зайцу -- …
Проверь, есть ли производные с теми же значениями у других названий животных, например, медведь, лев.
01 октября 2010
...самый-самый ближайший родственник
Писали в шестом классе самостоятельную работу, в которой нужно было распределить слова по группам в соответствии со способами их образования. Допустили много ошибок. (Правда, и слова были непростые, например, отголосок, опека, соблазн, промысел, трогательный и др..) Переделываем работу вместе, оказывается, что дети искали для объяснения производного слова самое простое из ряда однокоренных слов, а не то, которое непосредственно связано с производным словом. Непосредственно -- значит, между исходным и производным словом существует наименьшая разница. Постройка -- это слово образовано от глагола построить суффиксальным способом: при помощи суффикса -к-, а не приставочным. Учились "разбирать" слово, чтобы понять, как оно образовано. Не уверена, что научились. Словообразование достаточно сложный раздел грамматики.
30 сентября 2010
В ответ на вопрос о нулевых корнях, суффиксах и приставках
Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (дом) и без окончаний (метро). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть, агит-ирова-ть / агит-ациj-я.
Нулевой словообразующий суффикс.
Предположим, что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно состоит из корня и нулевого окончания. Однако в этом случае слово бег, как и любое непроизводное слово, должно прямо и непосредственно называть некий объект внеязыковой действительности, быть немотивированным. Но это не так. Любой носитель русского языка для объяснения того, что такое бег, использует следующее толкование: "Это когда бегут". И в самом деле, существительные с нехарактерным для них значением действия или признака являются в русском языке производными, они образованы от глаголов или от прилагательных: бега-ть < бег-отн-я, ходи-ть < хожд-ениj-е, син-ий < син-ев-а, строг-ий < строг-ость. Аналогично: бежа-ть < бег, входи-ть < вход, син-ий < синь, тих-ий < тишь.
От глаголов и прилагательных были образованы существительные, что возможно только при присоединении суффиксов. Действительно, и в этих словах используется суффикс. Суффикс этот - нулевой.
Для выделения нулевого словообразующего суффикса необходимы два условия:
1) слово должно быть производно, мотивировано другим словом языка, поэтому слова гам, гул не имеют нулевого суффикса;
2) должно иметься словообразовательное значение, которое может выражаться ненулевым суффиксом, но в данном случае оно материально не выражено: бежать < бег- # -…, бегать < бег-отн-я.
С помощью нулевого словообразующего суффикса образуются слова разных частей речи - существительные, прилагательные, порядковые числительные, наречия.
Нулевых приставок не бывает.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть, агит-ирова-ть / агит-ациj-я.
Нулевой словообразующий суффикс.
Предположим, что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно состоит из корня и нулевого окончания. Однако в этом случае слово бег, как и любое непроизводное слово, должно прямо и непосредственно называть некий объект внеязыковой действительности, быть немотивированным. Но это не так. Любой носитель русского языка для объяснения того, что такое бег, использует следующее толкование: "Это когда бегут". И в самом деле, существительные с нехарактерным для них значением действия или признака являются в русском языке производными, они образованы от глаголов или от прилагательных: бега-ть < бег-отн-я, ходи-ть < хожд-ениj-е, син-ий < син-ев-а, строг-ий < строг-ость. Аналогично: бежа-ть < бег, входи-ть < вход, син-ий < синь, тих-ий < тишь.
От глаголов и прилагательных были образованы существительные, что возможно только при присоединении суффиксов. Действительно, и в этих словах используется суффикс. Суффикс этот - нулевой.
Для выделения нулевого словообразующего суффикса необходимы два условия:
1) слово должно быть производно, мотивировано другим словом языка, поэтому слова гам, гул не имеют нулевого суффикса;
2) должно иметься словообразовательное значение, которое может выражаться ненулевым суффиксом, но в данном случае оно материально не выражено: бежать < бег- # -…, бегать < бег-отн-я.
С помощью нулевого словообразующего суффикса образуются слова разных частей речи - существительные, прилагательные, порядковые числительные, наречия.
Нулевых приставок не бывает.
29 сентября 2010
Как стать постоянным читателем блога
Ребята, вы спрашивали, как зарегистрироваться в качестве постоянных читателей моего блога. Вот инструкция. Стать постоянным читателем блога можно несколькими способами. Проще всего - посетить блог с виджетом постоянных читателей и нажать на ссылку "Стать постоянным читателем этого блога" на Панели инструментов в верхней части блога. При этом появится всплывающее окно, в котором можно выбрать, будете ли вы открытым или анонимным постоянным читателем этого блога.
Итак, попробуйте.
Итак, попробуйте.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)