17 октября 2010

Французы отмечают праздник чтения

Французы отмечают праздник чтения. Это совершенно уникальный праздник. Ни одна страна в мире не проводит настолько масштабно мероприятия, посвященные литературе и книге, как Франция.
Впервые праздник чтения проводился в 1989 году по инициативе Министерства культуры Франции и был встречен французской общественностью с большим энтузиазмом. По прошествии некоторого времени он был включен в календарь ежегодных культурных событий в стране и сейчас отмечается во второй половине октября.
3-дневная программа праздника включает встречи с писателями, поэтами, выставки и презентации книг, книжные ярмарки, научные конференции и семинары. В эти дни люди дарят друг другу книги, приносят их в дар библиотекам. Все радио- и телепередачи посвящены литературе и писателям, в газетах публикуются многочисленные материалы, им посвященные. В общем, вся страна живет 3 дня в году исключительно литературными интересами. Все другие проблемы отступают на второй план.
Источник  здесь А прежде я узнала об этом из блога С. Г. Ясинской "Учитель словесности".  Спасибо  Вам, Светлана Георгиевна.

Чтобы писать без ошибок

Для учителя  русского языка ваши ошибки, ребята, как нож в сердце.  Понятен вам смысл этого фразеологизма?  Это выражение означает: причинять душевную боль, страдание. Вы, конечно, бываете недовольны, получив плохую отметку, и считаете, что нет ничего особенного в том, что допускаете  ошибки, когда пишете. Некоторые же могут прийти в отчаяние, обнаружив множество ошибок в своих тетрадях, и вообще перестают заниматься  языком. Хотя ничего  прямо-таки сложного в освоении русской грамматики и орфографии нет. Читайте дальше...
Чтобы правильно определить орфограмму, мы должны распознать ту часть слова, в которой слышим вызывающий сомнение звук. И тут перед нами возникают препятствия: оказывается, что в корнях есть чередования, что приставки нам кажутся частью корня, а таких суффиксов мы ещё не проходили!
Как же быть?
Одежда шьётся по определённым выкройкам. Слова тоже образовываются по особым выкройкам -- моделям. Почти всегда можно найти слово, образованное по подобию слова с орфограммой.
Итак, мы предполагаем, что  сомнительный звук находится в корне. Тогда мы должны найти как можно больше слов с подобным корнем и соответствующим значением, чтобы сомнения не терзали больше нас.
Если сомнительный гласный звук в приставке, найдём слова с такими же приставками. Если в суффиксе, подбираем аналогичные суффиксы.
Чтобы грамотно писать, надо точно установить место орфограммы. 
И когда учитель увидит положительный результат, уместен будет  фразеологизм-антоним  приведённому в начале сообщения: как маслом по сердцу. Значит, очень приятно, доставляет большое удовольствие, наслаждение.

16 октября 2010

"Гнездо слов" для журавля









Построй словообразовательное гнездо для  "журавля", используя слова из мозаики. Удачи!

Ответ В

Суффикс -л-(о) используется для образования от глагольных основ существительных среднего рода со значением "орудие действия". Существительные  пугало,  покрывало, светило, точило  именно так и образованы соответственно от глаголов пугать, покрывать. светить и точить. Немного другая история с существительным рубило. Оно существовало  в древнерусском языке и означало "каменное орудие миндалевидной формы", то есть являлось непроизводным. И в этом, вероятно. и заключается его особенность.

15 октября 2010

Что такое рубило?

С предыдущим заданием 6-классники справились с лёгкостью, дав  ответ Д: в каждом из приведённых слов есть приставка. А вот  ещё одно интересное задание.
Из пяти приведённых  отглагольных существительных четыре образованы по общему правилу, а одно -- с некоторыми отклонениями от него. Какое?
(А) пугало; (Б) покрывало; (В)  рубило;
(Г) светило; (Д) точило.

14 октября 2010

Задания игры "Русский медвежонок"

Задачи конкурса "Русский медвежонок" здесь Есть и ответы. Рекомендую своим ученикам и не только им пройтись по этой ссылке --  скоро конкурс,  поэтому познакомьтесь с заданиями, спросите у учителей, вместе попробуйте найти ответы на вопросы.   А пока одно из заданий  для 6-7 классов.
В каком из этих слов нет приставки?
(А) осмотр; (Б) недосмотр;
(В) медосмотр; (Г) пересмотр;
(Д) в каждом из этих слов есть приставка.

13 октября 2010

У нас -- третье место!

Стало известно, что наш с вами "Учебник нашего времени" (получилась тавтология, но никак без неё не обойтись) занял 3 место во втором  Всероссийском конкурсе "Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и  средств Интернет" в номинации "Блоги школьных учителей". Неплохо!

О словобразовательных гнёздах и словарях

От одного слова может быть образовано большое количество слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у слова может быть и ещё больше: у слова рука их 153, холод -- 157, гнать -- 275, свет (лучистая энергия) -- 288, ходить -- 470, половина -- 587.
Все однокоренные слова вместе составляют одно г н е з д о, или "семью". В больших "семьях" бывает трудно определить, какое производное слово от какого конкретного  производящего образовано. Чтобы облегчить их поиск, в словообразовательных словарях использованы с т р е л к и. Они и приведут к искомому слову. Только нужно внимательно следить, куда ведут стрелки. Это требует определённого терпения. Внимательно вчитывайтесь в словарную статью, и вы непременно узнаете, как образовано интересующее вас слово.

11 октября 2010

О безопасности детей на дорогах и предметных олимпиадах

Столько всяких конкурсов и олимпиад!  В блоге "Учитель словесности" появились объявления о дистанционных олмпиадах, но они платные и связаны с регистрацией участников. Но всё равно надо вывесить в учительской  объявление о графике их проведения по всем предметам. У нас тоже -- городской конкурс сочинений "Безопасность детей на дорогах".

10 октября 2010

Терпение и труд всё перетрут

Спешу положить в "Копилку мудрости" слова Леонардо да Винчи.
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
                                                                                       Леонардо да Винчи.

Дистанционный курс для учеников "Хочу учиться"

Если у вас возникают какие-либо проблемы, заходите сюда и спрашивайте. Вам ответят те,   кто с этой проблемой разобрался.
Соответственно, заходите на форум, даже если у вас нет проблем. Возможно, кому-то нужна ваша помощь.

Всероссийский детский творческий конкурс "Святые заступники Руси"

Георгий Победоносец - один из наиболее известных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман. Претерпевший особо тяжелые страдания за Иисуса Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, именуется Победоносцем. Георгий был покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. С давнего времени святой Георгий Победоносец ― всадник, поражающий змия ― стал гербом Москвы и эмблемой Российского государства.
Конкурс интерактивный. Проводится он с 6 мая по 15 ноября 2010 года.
Номинации конкурса: "Изобразительное искусство" и "Литературное творчество".
Положение о конкурсе здесь
ТЕМЫ КОНКУРСА 2010 года
• «Воин, сын воина: юный Георгий учится военному делу»
•«Святой Георгий и император Диоклетиан»
•«Среди мучений: Господь укрепляет святого Георгия»
•«Святой Георгий в храме Аполлона»
•«Святой Георгий и императрица Александра»
•«Рим язычников и Рим христиан»
•«Святой Георгий и змей»
•«Если бы это меня святой Георгий спас от змея…»
•«Чудеса святого Георгия»
•«Храмы святого Георгия на Руси»
•«Святой Георгий – покровитель князя Егория Храброго»
•«Святой Георгий – небесный покровитель Москвы»
•«Святой Георгий – небесный покровитель русского оружия»
•«Орден святого Георгия: за подвиг в ратном деле»
•«Солдатский Георгий: орден за мужество на поле брани»
•«Кавалеры ордена святого Георгия – пример для нас»
•«Почему на каждой копейке – святой Георгий?»

09 октября 2010

Лингвистическая головоломка

 Вы, ребята, наверное, умеете решать такие кроссворды. В каждую клеточку нужно вставить букву. В двух местах в средней строке таблицы  допущен брак: большие ячейки  не разделены линиями. Имейте  в виду, что в них надо вставить две буквы. Завтра воскресенье. Вот и займитесь на досуге. Заполните таблицу словами, значения которых приведены ниже.

1. Производное существительное от глагола залить.
2. Производное существительное от глагола варить.
3. Исходное слово для прилагательного караванный.
4. Уменьшительно-ласкательное обращение к Анне.
5. Исходное слово для существительного шкатулочка.
6. Маленький – каблучок, а большой?
7. Производное существительное от глагола укорить.
8. Маленький знак.
9. Если всем классом вы дружно начнете окапываться, тогда что получится?

Скоро конкурс "Русский медвежонок"

Как обычно, в ноябре проводится Международная игра-конкурс  по языкознанию "Русский медвежонок". В этом году она пройдёт 16 ноября. На днях размещу в блоге задания конкурса прошлых лет.

Приэверестье что ли?

Мы в 6 классе сейчас проходим раздел языкознания, который называется "Словообразование". Интересный, не правда ли, материал?! И нам встречается немало потрясающих вещей. Вспомните, например, о нулевых суффиксах. Сегодня  предлагается занятная задачка, взятая из сборника  Ивана Анатольевича Громова.
Используя приставки: при-, пред-, за-, под-, по-, без- и суффикс -j-, можно без труда образовать производные существительные от слов: нога, деньги, Карпаты, море, гора, стол, Москва, Урал, тишь, сила, Волга, кулисы, берег. А как бы вы назвали, спрашивает автор сборника, местности, находящиеся радом (до или за ними) с такими иностранными географическими объектами, как Париж, Амазонка, Сахара, Рим, Миссури, Альпы, Рио-де-Жанейро, Джомолунгма (или, если хотите, Эверест)?  Решайте задачку.

08 октября 2010

Кому он нужен этот блог?

Сейчас как раз  блоги и другие ресурсы оцениваются в "Открытом классе".  Самые разные цели реализуют их авторы. Интересно, поучительно, заслуживает  внимания и повторения очень многое..  А мне-то блог зачем?.. И нужен ли он?.. Да, нужен! Столько в нём всего собрано!

07 октября 2010

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!

И ещё одна история об омонимах и синонимах среди аффиксов. Её придумал Ефим Г..
Жили-были три омонима. -К- один значил "названия женщин", -к- второй  -- "название действия", -к-третий имел уменьшительно-ласкательное значение. -К- один и -к- два всё время смеялись над -к- три, потому что считали его несерьёзным. Тот не знал, куда ему деваться. -К- три подумал-подумал и вспомнил, что у него есть  синонимы-родственники: -оньк- и -еньк-, -ек-, -ок-, -ик-. Познакомил он с ними своих обидчиков. Те сразу зауважали - три, который встречается, например, в словах голов-к-а, берёз-к-а. А его друзья-синонимы в словах дорож-еньк-а, берёз-оньк-а, круж-ок, замоч-ек, ключ-ик.

Аффиксы-омонимы

А это сочинили братья-близнецы Саша и Ваня Б..
Жили-были три суффикса-омонима. Были они похожи как две капли воды, но только внешне.
- первая была артист-к-а, акробат-к-а, пианист-к-а. Самая весёлая и озорная. -К- вторая была самая маленькая. Её звали малыш-к-а. -К- третья считалась самой умной. Любимым её занятием была чит-к-а (чтение).

Сказка о синонимах среди аффиксов

Вы  уже знаете, конечно, что аффиксы могут быть синонимичными и могут иметь омонимы. Ребята, выполняя задание 86, попробовли сочинить сказку о жизни синонимичных аффиксов. Вот что получилось у Зухры Ш..
Жили-были три подружки -к-. Они не были родственниками, просто были очень похожи. Подружки встречались. Друзья их путали. Могли различить только, если одна из -к- начинала рассказывать о себе, какие слова образуются с её помощью.
Захотелось -к- первой найти себе подружку-родственницу, и отправилась она в путь. Шла она очень долго и добралась до большлго дерева. Увидела, кто-то сидит возле него.
-- Ты кто?
-- Я аффикс.
-- А как тебя зовут?
--  -Иц-
-- Что ты здесь делаешь?
-- Я потерялась в лесу?
-- Бедненькая!  А ты далеко живёшь?
-- Недалеко. Наш домик  называется "названия женщин". Он где-то там.
-- Ваш домик так и называется? Правда?
-- Конечно. Он назван так в честь нашего значения в русском языке.
-- Я тоже имею такое значение! -- воскликнула -к-. -- У нас много общего!
-- Так давай дружить!
-- Давай! Пойдём. Я помогу тебе выбраться из леса.
-- Спасибо!
С той поры начали -к- первая и -иц- дружить.  на своём пути они встретили и другие аффиксы с тем же значением. Их вы найдёте в словах: грузинка, крановщица, аспирантка, переводчица, кассирша, хохотунья, героиня, мельничиха. Ведь в русском языке есть синонимы не только среди слов, но и среди отдельных морфем.

06 октября 2010

Кто победил?

Пришлось несколько изменить правила нашей "игры", потому что слова  по условию задачи вспоминали в ограниченное время на  дополнительном уроке, который проводился вместо урока географии, а не дома, и писали на листочках, а не посылали по почте.  Победил Сергей П., записавший 13 слов с первым суффиксом и 38 -- со вторым, допустив всего две ошибки. (Но в трудных словах, на правила, которых мы ещё не учили). На втором месте Света Л. -- 10 и 20 слов соответственно, на третьем --Лера Б. (9 и 19 слов). Действительно,  данные типы словообразования являются в русском языке одними из самых продуктивных. Прилагательные, имеющие значение "относящийся к названию места" (ярославский, волгоградский и т.д.), можно вспоминать до бесконечности. И отвлечённых существительных со значением  "название по  действию" тоже в языке предостаточно.

05 октября 2010

О продуктивных и непродуктивных способах словообразования

Задачка для 6-классников. Докажите, что словообразовательные суффиксы -ениj- (-ниj-) у существительных и -ск- у прилагательных -- одни из самых  продуктивных в русском языке. Продолжите ряды: склонять -- склонениjэ,..., Москва -- московский, ..... Ответы присылайте по электронной почте:   Победитель получит  "пятёрку" в журнал. Но он определится по результату: больше всех придумает слов с данными суффиксами.

04 октября 2010

Читатель попросил...



К нам присоединился анонимный читатель, который спросил, есть ли ещё снимки. Размещаем снимки Агентства Высота 102,0  ссылка

На снимках вверху: хоровод под песню "Течёт Волга"
 в исполнении Л. Зыкиной.
Внизу: самая высокая точка торта -- колокольня
Астраханского кремля.



03 октября 2010

Астрахань побила два мировых рекорда

Этот хоровод, названный "Кругом любви и единения", мы сегодня водили вокруг нашего знаменитого белокаменного кремля. Собралось  около  семи тысяч человек (точно 6974), которые, взявшись за руки, образовали три кольца. В руках у нас были шарики российского триколора. Получилось впечатляюще. И хотя было холодно, но весело.  И всё соответствовало песне Людмилы Зыкиной "Течёт Волга": были тут и студенты, которым 17 лет, и мы, кому "седьмой десяток лет".
Официальные представители  книги рекордов России зафиксировали наш хоровод как самый длинный у нас в стране и собираются подать документы в книгу рекордов Гиннеса.
А второй общероссийский (тоже подтвержденный дипломом) и мировой рекорд, установленный в Астрахани сегодня, -- торт длиной 247 метров 17 сантиметров и шириной 1 метр  под названием "Волга -- символ России". На протяжении его длины кондитеры  пищевым гелем выложили Волгу  с городами на её берегах. (Торта не попробовала, но тоже впечатляет!) . Так в Астрахани отметили День города. Ему сегодня исполнилось 452 года.



02 октября 2010

Словообразовательные цепочки

Составь цепочку из слов для зайца.

Самка зайца -- …


детёныш зайца -- …

маленький заяц -- …

мясо зайца -- …

принадлежащий зайцу -- …

Проверь, есть ли производные с теми же значениями у других названий животных, например, медведь, лев.

01 октября 2010

...самый-самый ближайший родственник

Писали в шестом классе самостоятельную работу, в которой нужно было распределить слова по группам в соответствии со способами их образования. Допустили много ошибок. (Правда, и слова были непростые, например, отголосок, опека, соблазн, промысел, трогательный и др..)  Переделываем работу вместе, оказывается, что дети искали для объяснения производного слова самое простое из ряда однокоренных слов, а не то, которое непосредственно связано с производным словом.  Непосредственно -- значит, между исходным и производным словом существует наименьшая разница. Постройка -- это слово образовано от глагола построить суффиксальным способом: при помощи суффикса -к-, а не приставочным. Учились "разбирать" слово, чтобы понять, как оно образовано. Не уверена, что научились.  Словообразование достаточно сложный раздел грамматики.