14 января 2011

Предлоги, союзы, частицы. Слитно/раздельно?

Зима без снега. 14 декабря.   Источник здесь
Снега ещё нет (у нас его совсем не было этой зимой!), но пора надевать  зимние шубы, так(как) по календарю уже зима. Мы будем делать вид, как(будто) играем в снежки, и людям покажется, что  снег и вправду выпал. Но надо иметь (в)виду, что(так) могут подумать (не)все. Несмотря(на) косые взгляды, мы будем продолжать игру, так(что) зима увидит, как (по)ней  соскучились, и наконец подморозит дороги и подсыплет снегу. (В)общем, если вы хотите, что(бы) наступила зима, присоединяйтесь (к)нам!

Где НИ, а где НЕ?

Задача из "Русского медвежонка".
Скольких букв и не хватает в этих пословицах и поговорках?
Н...в свои сани н...садись.
Сколько волка н...корми, он всё в лес смотрит.
Н...было н....гроша, да вдруг алтын.
Один в поле н...воин.
(А) пяти; (Б) четырёх; (В) трёх; (Г) двух; (Д) одной.

12 января 2011

Начинаем изучать частицы...

В 6 классе по учебнику под редакцией М.В. Панова мы начинаем изучать тему "Частицы", поэтому размещаю это сообщение-задание.
ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
Название "частицы" объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказываний, третьи просто делают речь живой, яркой. Похоже, частицы -- это такие служебные слова, которые не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина.  (Н. Ильина.)
Докажите справедливость утверждений, содержащихся во втором предложении. Приведите примеры.
Источник: сборник упражнений И.А. Громова.

И вновь о предлогах

Задача из "Русского медвежонка".
Русский предлог к всегда сочетается с существительными в дательном падеже. Какой из следующих предлогов может сочетаться с существительными в трёх разных падежах?
(А) за; (Б) на; (В) о; (Г) с; (Д) никакой.

11 января 2011

За что «кол»? Едва прикоснулся к науке…

Мы, учителя, обязаны ставить все отметки, в том числе и двойки. Официально у нас пятибалльная система знаний. Но я не видел ни одного аттестата, где стояла бы «двойка» или тем более «единица». За что «кол»? Ничего не знает! К концу каждой четверти учитель сталкивается с жестким прессингом как со стороны администрации, так и со стороны родителей. С обеих сторон одно и то же: "Учитель плохо работает". На вопрос: "А что значит хорошо работать?", - обе стороны, не сговариваясь, требуют только одного - хороших отметок в журнале.
Возможно, двойка - это не так уж и страшно... Существующая система контроля и оценки знаний на самом деле уже не устраивает. Изменилось время, мы уже живем и работаем совсем в другой стране. Раз это так, то не целесообразно ли отказаться от нее или заменить более совершенной? Возможно, учащиеся, освобожденные от карающей функции отметки, стали бы учиться лучше и более добросовестно относиться к своим учебным обязанностям.
Однако хочется, чтобы инновации шли в гармонии с опытом предков. 175 лет тому назад был составлен документ, точно определивший, какую оценку и за что следует ставить. Документ этот, высочайше утвержденный 8 декабря 1834 года, назывался "Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках". Излагать его современным языком нет смысла: наш язык беднее, лучше прочитать текст подлинника. Вот что в нем говорилось:
1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, — или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.
Читать дальше
Валериан Чупин, учитель физики,
 педагог дополнительного образования
Центра детского (юношеского) технического
творчества «ЮТЕКС», города Чайковский Пермского края.

V Всероссийская дистанционная викторина "Мои любимые сказки"

Учебные предметы: литература
Возраст участников конкурса: 1-8 класс
Срок проведения: 27.01.-31.01.2011
Аннотация: «Что за прелесть эти сказки!» - восклицают все. И действительно, каждый человек в своей жизни прочитал или услышал хотя бы одну сказку. А сколько сказок знаете вы? Какие сказки вы любите? Давайте окунемся в замечательный сказочный мир вместе с заданиями викторины «Мои любимые сказки»! Главная задача викторины – показать участникам, насколько большую роль в нашей жизни играют сказки. Задания викторины помогут участникам вспомнить, какими бывают сказки, что их объединяет, и что отличает друг от друга. В то же время, некоторые задания потребуют от ребят умения находить новую, нужную для конкурса информацию, анализировать ее и оформлять в требуемом виде. Участники смогут проявить и собственное творчество, умение иллюстрировать сказочные события.
Этапы проведения конкурса:
1. Регистрация участников – до 25.01.2011 (включительно)
2. Рассылка заданий - 27.01.2011
3. Пересылка выполненных работ - не позднее 31.01.2011
4. Подведение итогов в течение месяца
Участники: Учащиеся школ, лицеев, гимназий, колледжей и других образовательных учреждений, а также все желающие соответствующей возрастной категории. Участие в инициативе индивидуальное. Инициатива проводится по возрастным категориям.
Призы: Все победители будут награждены грамотами и призами, лауреаты - грамотами. Все участники получат Сертификат с печатью и подписью руководителя Центра, подтверждающий участие в инициативе.
http://www.nic-snail.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=56&Itemid=2

10 января 2011

Вспомним алфавит и посчитаем


И вновь задача из "Русского медвежонка".
Сколько в русском языке предлогов, союзов и местоимений, состоящих из одной буквы?
(А) 4 предлога, 1 союз и 1 местоимение;
(Б) 4 предлога, 2 союза и 1 местоимение;
(В) 5 предлогов, 1 союз и 1 местоимение;
(Г) 5 предлогов, 2 союза и 1 местоимение;
(Д) 5 предлогов, 2 союза и 2 местоимения.

Волхвы, волшба, волшебство

Древние славяне были язычниками, то есть верили в божеств, которые олицетворяли силы природы. Язычники считали, что люди могут общаться со своими божествами. Но не каждый человек на это способен. Такое общение доступно только чародеям, колдунам, которых называли волхвами.
Когда было нужно узнать будущее, отогнать болезнь или несчастье, волхвы волхвовали, то есть колдовали, чародействовали. Иначе говоря, занимались волшбой, волшебством. (Мы видим чередование х//ш в корне.)
С приходом на Русь христианства волхвы постепенно исчезли, но слово осталось. Волшебством стали называть что-то необычное, непонятное, непостижимое для простого человека. Волшебство не только пугало людей, но и притягивало. Постепенно этим словом  стали обозначать чарующее действие, в основном прекрасное.
Если мы сейчас скажем волшебный голос, никто не подумает, что это голос волхва или голос, которого можно испугаться. Напротив, все решат, что голос очарователен, мелодичен, приятен.
Так за столетия изменилось значение слова волшебство.
Источник: О.А. Ерёмина "Словарные слова исконно русского происхождения".

Всеми четырьмя....

09 января 2011

ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКЕ. Лекция академика А. А. Зализняка

Лингвистике, и в особенности исторической лингвистике, к сожалению, не учат в школе. Школьное обучение в этой сфере сводится к знанию определенных правил для родного языка и элементов иностранного языка. Лучше или хуже вам удается всё это выучить, зависит уже от индивидуальных ситуаций. Но о том, какова история языков, откуда взялось и как развилось то положение в современном русском языке или в современном английском, которое вы изучаете, — об этом практически никогда не идет никакой речи. А между тем простое наблюдение, чем интересуются люди, какие вопросы они задают, показывает, что очень многих людей, даже большинство, я бы сказал, интересует, откуда что в языке произошло.
Очень часто, например, люди спрашивают: «Откуда взялось мое имя?» Или просто, откуда взялось то или иное слово. Нередко об этом спорят. Еще один часто задаваемый вопрос: «Какой язык самый древний? Правда ли, что русский язык самый древний? Вот я читал где-то (или слышал), что русский язык древнее всех остальных, это правда или нет?» Такие вопросы возникают у очень многих людей. И это всё на фоне того, что школа никаких, даже самых первичных сведений о том, как современная наука на эти вопросы отвечает, к сожалению, обычно не дает.
Вот я попробую чуть-чуть на вашем примере это положение улучшить, кое-что вам рассказать, чтобы такого рода недостачу в школьном образовании — в очень маленькой, конечно, степени — восполнить.
Сперва, пожалуй, остановимся на вопросе о том, какой язык самый древний. Мне его непосредственно много раз задавали, и неоднократно приходилось слышать, как другие люди об этом говорят. Сейчас об этом можно и почитать. На эти темы много и говорится и пишется. Количество публикаций, книг, журналов выросло во много раз по сравнению с тем, что было 15 лет назад. Прочитать можно самые разные вещи, в том числе и про слова, про то, что с ними происходит, про языки, какой древний, а какой нет. К большому сожалению, я должен вам сказать совершенно откровенно, что большинство этих писаний представляет собой личные фантазии авторов, а к науке лингвистике отношения не имеет — увы! Больше того, как раз популярность приобретают вот такие дешевые сочинения, которые изображают всё это дело как очень легкое: подумал немножко и догадался, ничего изучать особенно глубоко не надо. Это многим нравится. И по телевидению иной раз такое увидишь — я сам наблюдал несколько таких сеансов в недавнее время, когда подобного рода совершеннейшая чепуха с точки зрения лингвистической науки преподносится так, как если бы это действительно были какие-то серьезные соображения.
Полностью читать здесь

08 января 2011

10 запретов для читателей книг

Эти "заповеди книголюба" были опубликованы сто лет назад в одном из русских книжных журналов того времени - "Известиях книжных магазинов товарищества М. О. Вольф". Журнал выходил с 1897 по 1917 год, печатал списки книжных новинок, рецензии, биографии авторов, статьи по истории книги, любопытные заметки из жизни литературы и книгоиздания.
Итак, десять запретов:
1) Не бери книг у других для прочтения, если имеешь возможность сам покупать книги.
2) Не разрезывай страниц книги пальцами, даже в том случае, если ты уверен, что твои пальцы чисты.
3) Не слюни пальцев при перелистывании книги, ибо это неприлично и опасно для здоровья.
4) Не израсходуй всех ассигнованных на приданое дочери денег, не купив ей предварительно хотя бы небольшую библиотеку.
5) Не уезжай в деревню, на воды или в курорт, не положив предварительно в чемодан несколько книг.
6) Не одевайся изящно и не считай себя джентльменом, если читаешь грязные и запачканные книги.
7) Не покупай никогда заведомо краденых книг, ибо этим приносишь ущерб и автору и издателю и роняешь достоинство самой книги.
8) Не составляй суждения о книге на основании только одной прочитанной тобою рецензии.
9) Не заботься, чтоб у тебя был подвал, полный вин, а старайся, чтоб у тебя была возможно полная библиотека.
10) Не говори, что у тебя нет средств на покупку книг, раз у тебя хватает средств на многие лишние расходы.
Добавила бы от себя:
11) Всегда отдавай книги владельцу, если взял почитать.
 Елена Ребец.
Источник здесь

КАК ОДНАЖДЫ Я БАБУШЕК ВЫРУЧИЛ

Иду я как-то раз по улице и вижу бабушки в колясках малышей баюкают. Песенки поют им про ладушки и серого козлика, а они всё плачут и никак не успокоятся. Прямо оркестр какой-то: на все лады вопят. Вопят как заводные. Плачут Дашенька с Наташенькой, плачут Коленька с Оленькой, и Маришка с Гришкой всхлипывают. На всю округу слышно крикунов.
Решил я тогда подсобить бабушкам - старушкам. Подхожу к бабулям и говорю: «Давайте я успокою малышей». Они удивлённо посмотрели на меня, переглянулись меж собой, но всё же согласились на мою помощь.
Встал я рядом с колясками и запел, пританцовывая: «Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки!..» Руками прихлопываю, ногами притоптываю. Малыши удивились: «Как это мальчишка вместо бабушек поёт им песенки?» Потом разом все вместе взяли и рассмеялись. Глазки у них повеселели, щёчки порозовели, начали карапузы сами в ладошки хлопать. А я пляшу и пляшу на дорожке, напевая про ладушки.
Радуются бабушки, мол, какой славный помощник выдался. «Спасибо»,- говорят. Ведь старушки не могли бы так притоптывать да прихлопывать, как я. Намаялись наши крикуны, глазоньки стали потирать, потом и вовсе заснули. Сладко посапывали носики- курносики.
                    Евгений Гавриленко, 11 лет,
                                                                               ученик 5 класса гимназии № 6
города Волгограда.

КАК ЦАРЬ СВОИХ СЫНОВЕЙ ПРОУЧИЛ

Жил – был царь со своею царицею. Было у них три сына. Старшего звали Федот, по кличке Анекдот (любил он анекдоты рассказывать), среднего нарекли Богданом, по кличке Барабаном (он целыми днями бил палочками по барабану) и, наконец, младшего ласково величали Митрофанушкой, понятное дело -- по прозвищу Дурафанушкой.
Растели – матерели молодцы. А когда и вовсе выросли, тогда решил батюшка отдать сыновьям полцарства своего: пусть сами распоряжаются отцовским достоянием да приумножают его. Год проходит, другой, третий… Видит отец: не идут дела на лад у детей. Один, как говорится, в лес, другой – по дрова, а третий вовсе лежит на печи и в ус не дует.
Тогда решил царь проучить своих детинушек. Созывает он их к себе в палаты и речь такую молвит: «Детушки, вы мои родные, смотрите – в руках у меня целая пачка контрольных акций – наш семейный капитал. Кто порвёт её, тот получит полцарства в придачу». Глаза у сыновей загорелись: каждому вмиг захотелось быть богаче, чем он есть.
Сначала пытался разорвать ценные бумаги старший сын – не вышло, потом - средний, дошла очередь до младшего. Но как ни старались молодцы разорвать пачку – ничего у них не получилось. Тут развязал отец её и предложил своим отпрыскам разорвать акции по листочкам. Заспорилась «работа» у сыновей. Вскоре от пачки остались мелкие кусочки да и те разлетелись в разные стороны. Царь начал поучать детинушек: « Запомните три истины, сыновья мои: что не выходит сразу – делайте постепенно, что не получается в одиночку – попробуйте выполнить сообща, что не берёте силой – возьмите хитростью или смекалкою. Поняли?» - спрашивает отец.
– Поняли!- отвечают хором сыновья.
- Ничего вы не поняли. Только пакет контрольных акций разорвали, дуралеи, и теперь ваше полцарства стало моим. Голову надо иметь на плечах", -- всего – то и сказал отец.
В сказке ложь, да в ней намёк, всем нам, молодцам, урок.
           Александр Немов, 11 лет, ученик 5 класса гимназии № 6 города Волгограда.