30 апреля 2011

И к нам пришла настоящая весна

Полдень.
«Полдень.» на Яндекс.Фотках
Наконец-то под тёплым солнышком всё позеленело.
Трава растёт на глазах и буйство одуванчиков.

Бушменам не варкается

Древо индоевропейских языков
 Лингвисты из Новой Зеландии и Нидерландов нащупали непреодолимый барьер между людьми разных культур: это не традиции и религия, а грамматика. Если строй речи определяет мышление – нам никогда не понять образ мысли индейцев навахо или даже людей, которые с младенчества говорят на арабском. Работа четверых ученых, опубликованная в журнале Nature, ставит крест на идее общего праязыка и универсального «языкового модуля» в сознании.
Вспомним знаменитое стихотворение «Бармаглот» Льюиса Кэрролла в русском переводе: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве…» Все слова – выдуманные, но мы без труда понимаем смысл: он «закодирован» в грамматической структуре фраз. «Шорьки» – подлежащее. «Пырялись» – сказуемое. «Хливкие» – определение. «По наве» - обстоятельство места. Поэтому «Бармаглота» можно перевести на русский или немецкий. А вот на язык индейцев навахо или бушменов – уже нельзя. Все потому, что эти языки принадлежат к другим языковым семьям.
Источник дальше

На берегу Золотого затона

Элита
«Элита» на Яндекс.Фотках

29 апреля 2011

Большая вода на маленькой речке

Равновесие природы...
«Равновесие природы...» на Яндекс.Фотках

Совет да любовь!

Про свадьбу века  только упомяну здесь, в своём блоге. Чтобы запомнить  столь   экстраординарное событие. Насколько счастливы такие знаменитые люди? Наблюдать за церемонией было интересно.

Пробный экзамен ГИА по русскому языку

Утром на пробном экзамене по русскому языку в 9 классе читала текст для сжатого изложения. Это достаточно сложное задание, так как некоторые дети не умеют просто элементарно слушать, а ведь ещё надо уметь отделить главное от второстепенного, исключить подробности, объединить предложения, использовав различные приёмы сжатия текста. Научить этому только на уроках русского языка невозможно. Гложет  внутри вопрос: почему всё это так сложно для детей? А каковы будут результаты, если текст для изложения будет звучать с диска в актёрском исполнении? Таковы ожидаемые изменения в ГИА по русскому языку.

Храмы Астрахани

Сегодня  ездила со своими 8-классниками (и ещё были ребята из 8 б и 7 класса) на экскурсию "Храмы Астрахани". Это учебная экскурсия по темам  уроков мировой художественной культуры. У нас  есть храмы разных стилей. К сожалению, это всё псевдостиль, так как  настоящие храмы были разобраны во времена борьбы с церковью. Кроме одного -- католического, которому 200 лет с лишним.  В городе также имеется 5 мечетей. Но дети сошлись в одном: православные храмы самые нарядные и торжественные.

28 апреля 2011

ВОЛШЕБНОЕ ОТРАЖЕНИЕ


Лунная дорожка. В Астраханской картинной галерее
хранится этюд Куинджи к его знаменитой картине.
Ощущение  схожести  с ним этой фотографии  возникло у меня,
 когда я её приметила  среди Фоток Яндекса.
  Посмотреть на Яндекс.Фотках

Премия Солженицына вручена внучке Корнея Чуковского

Лауреатом литературной премии Александра Солженицына стала Елена Чуковская, внучка Корнея Чуковского, сообщает в четверг, 28 апреля, ИТАР-ТАСС.
Чуковская получила награду из рук Натальи Солженицыной. Вдова писателя пояснила, что премия вручается за «подвижнический труд по сохранению и изданию богатейшего наследия семьи Чуковских, за отважную помощь отечественной литературе в тяжелые и опасные моменты ее истории».
Елена Чуковская занимается публикацией книг Лидии и Корнея Чуковских. Она является автором ряда комментариев и статей, посвященных их творчеству.
Александр Солженицын учредил свою премию в 1997 году на гонорары от издания книги «Архипелаг ГУЛАГ». Ею награждаются писатели и ученые, живущие в России и пишущие на русском языке. В прошлом году премией Солженицына был награжден историк и археолог Валентин Янин.
Источник здесь

Горицвет -- слово с чередованием в корне, кстати...

Горицвет 9.
-- Чудесные солнышки,  освещающие все вокруг... и красивый миф. Еще одна история прекрасной Любви, --  написала Ирина в комментарии к этому снимку. Мне понравилось. Теперь бы узнать, что за миф связан с горицветом.
«Горицвет 9.» на Яндекс.Фотках

Классификация прилагательных по науке и по нашему учебнику

Прилагательные классифицируются по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, т. е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти классификации, равно существенные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой.

Источник здесь

Неизменяемые прилагательные: приводим их список

НУЛЕВОЕ СКЛОНЕНИЕ
В дополнение к материалу учебника русского языка для 6 класса.
 Нулевое скл. объединяет несклоняемые прил. с нулевыми флексиями. К этому склонению принадлежат притяжат. прил. его, её, их и слова иноязычного происхождения. Сюда относятся следующие слова (приводятся наиболее распространенные): ажур, аллегри, ампир, апаш, аплике, банту, барокко, беж, бемоль (муз.), бордо, брутто, буфф, валансьен, гала (в сочетаниях гала-представление, концерт-гала; театр.), галифе, гольф, дезабилье, декольте, диез (муз.), джерси и джерси, ин-кварто, ин-октаво, ин-фолио, клёш, коми, комильфо, либерти, люкс, мажор, макси, максимум, манси, маренго, микст, миди, мини, минимум, минор, модерн, мокко, морзе, неглиже, нетто, пик (в сочет. час, часы пик), пике, пикколо (муз.), плиссе, реглан, рококо, рондо, соло, comе, суахили, терракот, томат (в сочет. томат-пюре, паста-томат); травести (роль травести, театр.); трико, урду, факсимиле, фантази, фри (картофель фри), хаки, ханты, хинди, цирлих-манирлих (разг.), цунами, экстра, электрик, эсперанто. Многие из таких слов имеют узкую сферу употребления и выступают как термины (муз.: бемоль, диез, мажор), названия языков и народов (коми, манси, суахили), различных стилей и направлений (ампир, барокко, модерн).
Примечание. Некоторые из перечисленных слов выступают и как сущ., например: апаш, банту, барокко, бордо, коми, манси, маренго (сорт ткани), модерн, мокко, неглиже, рококо, суахили, соло, травести, урду, хинди, цунами, эсперанто.
Источник здесь

Какой корень в словах ШЛА, ШЛО, ШЛИ?

В современном русском языке много чередований в корнях слов. Они ведут своё происхождение из глубокой древности. Таким является и чередование -ход-//-шед-: ходить -- ушедший.
От корня -шед- образовался глагол шёл. Сначала добавился суффикс -л-, и слово стало звучать так: шедл. Сочетание дл оказалось неудобно произносить, д выпал, и получилось слово шёл с корнем шё-. А в женском и среднем роде и во множественном числе от корня вообще  осталась только одна буква: шла, шло, шли.
Хитрую шутку сыграло это чередование со словом шествовать.
Шед- + -ств- + -ова-: там, где вместе сошлись четыре согласные, буквосочетание стало трудно произносить, буква д не выдержала давления и ушла со сцены.

О неумении правильно прочитать условие задачи

Сегодня были на пробном экзамене по математике в 11 классе в качестве организаторов в аудитории. Очень серьёзные дети, чинный ход экзамена -- всё по правилам. Оценок трудности заданий услышать пока не пришлось. На сайте про экзамены нашла  любопытный отчёт с "круглого стола" об ЕГЭ по математике. Ссылка
Говоря об анализе результатов ЕГЭ по математике прошлого года, эксперты сообщили, что хуже всего выпускники справляются с решением практических задач. «Выпускники не могут выяснить, сколько стоит билет с 50-процентной скидкой или какое наибольшее количество сырков по 7 рублей можно купить на 60 рублей», — рассказал глава комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике. Причиной, по его мнению, является неумение старшеклассников прочитать условия задачи и правильно их понять и интерпретировать. 25% ошибок, говорит он, были связаны именно с неправильной трактовкой условий.
Повод задуматься о том, что существенная часть математического образования — это в некотором смысле профанация, когда ребенку, не владеющему азами, «втюхивали» якобы математический анализ и изображали процесс обучения, а потом изображали экзамен», — добавил Ященко.
Кроме того, много ошибок сдающие ЕГЭ допускают при арифметических вычислениях с отрицательными числами — примерно 20%. «Многие выпускники элементарно не умеют считать без калькулятора, — сетует академик Семенов. — Мы наблюдаем проблемы начальной школы — с 1-го по 6-й класс. Важно, чтобы дети умели считать — в уме или на бумажке, как угодно. Понятно, что калькулятор в конце концов придет на экзамен, но это произойдет не сейчас».