Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
31 июля 2011
ПОНИМАНИЕ
Во время урока один из учеников Мастера воскликнул: «Я не понимаю твоих слов!» — «Подойди ко мне поближе» — сказал Мастер. Ученик приблизился. «Присаживайся» — предложил Мастер. Ученик сел. «А ещё говоришь, что не понимаешь моих слов!?» — укоризненно произнес Мастер.
Игры на открытом воздухе
Тут собрана шикарная подборка летних идей для игр с детьми. Не спешите идти по ссылке - изучение предлагаемых вариантов займет у вас кучу времени, там множество нового, интересного и необычного настолько, что даже взрослые загораются и сразу рвутся в бой, чтобы все испробовать. В общем, налейте стакан лимонада, возьмите полкило абрикосов - и только после этого наслаждайтесь советами о том, как лучше сделать музыкальную стену, куда направить полезную энергию воды и что придумать нового из старых материалов.
О Дне и проблемах русского языка
Председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам ГЛЭДИС, доктор филологических наук, профессор Михаил Викторович Горбаневский:
-- Продолжаю мысль, которую начал развивать сам Президент. Знания, с которыми наши дети выходят в жизнь (русская речь), знания не просто минимальные, а знания – которые я могу определить как знания пиджинизированного русского языка, это Pidgin* Russian. Именно только таким вот англоязычным термином я, увы, могу определить тот язык, на котором они говорят.
-- Продолжаю мысль, которую начал развивать сам Президент. Знания, с которыми наши дети выходят в жизнь (русская речь), знания не просто минимальные, а знания – которые я могу определить как знания пиджинизированного русского языка, это Pidgin* Russian. Именно только таким вот англоязычным термином я, увы, могу определить тот язык, на котором они говорят.
И это не их вина, наших детей – это их беда.
Десятки лет, с советских времен, мы говорим о том, что в старших классах средней школы мы не учим детей практическому владению русским языком в разных жанрах – в официально-деловом, в книжно-научном, и так далее.
11-й класс ныне заканчивают полноценные граждане, достигшие избирательного возраста. Но они не умеют написать даже автобиографию, не могут написать правильно своё заявление о приеме на работу!
Надо учить школьников практической риторике, практической стилистике, ведь человек любой профессии обязан и должен эти навыки иметь. Без этих знаний и умений он не может быть полноправным членом нашего общества, даже если он будет учиться и работать в Сколкове. Кстати, правильная парадигма – в СколковЕ.
Читать полностью здесь
Читать полностью здесь
30 июля 2011
В столичных школах появятся зоны бесплатного Wi-Fi доступа
Московских учеников Интернетом не удивишь. Пусть и не самый высокоскоростной, но сегодня он есть в каждой школе. Чтобы образовательный процесс шагал в ногу со временем, столичные власти решили не ограничивать детей всемирной сетью, доступной им лишь в кабинетах информатики. Теперь Интернет может появиться в любом уголке школы в зависимости от пожелания педагогов - будь то библиотека или актовый зал. Как сообщили в пресс-службе МГТС (эта компания в рамках госконтракта с мэрией Москвы обеспечивает московские школы широкополосным Интернетом), зоны бесплатного Wi-Fi доступа к первому сентября в качестве эксперимента появятся почти в сотне столичных школ. У ребят будет возможность подключаться к сети Интернет на скорости до 10 Мбит/с.
"Собачьи дни"
Созвездие Большого Пса особенно хорошо видно с Земли в тёплые летние ночи. Когда звезда Канос -- яркоблещущий Сириус -- приближается к Солнцу, в богатых римских городах начинается жара. Патриции спешат уехать в свои загородные дома. Беднота, которой некуда уезжать, называет особенно жаркие дни "собачьими днями", днями звезды Канос.
Именно в эти дни у школяров начинаются каникулы. Это слово в переводе с латинского означает "собачка".
"Голубые патрули" спасают рыбную молодь
Спасение молоди – это важная задача не только Камызякского района, но и всей Астраханской области. Мы знаем, что Астраханский край богат рыбными запасами. Многие виды рыб нашего края: карась, сазан, лещ, сом, окунь, судак – нерестятся в мае-июне и откладывают очень много икринок. Это трудное время для нереста рыб – вода уходит, а малек остается в маленьких ериках, старицах и других отшнурованных водоемах. Если его не спасти, он погибнет.
В рамках программы по мелиорации дельты Волги работают «голубые патрули», силы которых направлены на спасение малька. Это лето стало вторым, когда туристические фирмы, специализирующиеся на охоте и рыбалке в дельте Волги, активно занялись спасением рыбной молоди из отшнурованных водоемов. При этом они дают возможность сельским ребятишкам с пользой провести каникулы и получить за труд деньги. Работа идет в тесной связке с Севкаспрыбводом, его сотрудники указывают места, где рыбе требуется помощь.
Главная задача отряда «Голубой патруль» изучать и охранять рыбные богатства, следить за чистотой водоемов. В дни летних каникул ребята собирают рыбную молодь из пересыхающих водоемов и выпускают ее в реку.
В этом году в Камызякском районе отшнуровано 13 водоемов, общей площадью 169 га. На сегодняшний день только в Камызякском районе двумя отрядами «голубого патруля» обработано 130 гектаров водоемов. 24 школьника сохранили для экосистемы региона 943410 тысяч мальков рыб (7257 штук мальков в 1 га).
Только по Камызякскому району задействовано 56 туристических фирм, а по всей Астраханской области – 108. Спасением рыбной молоди занимаются все районы Астраханской области.
Источник здесь
Без комментариев
"У тебя ума палата, --
Говорили люди мне, --
Одарён судьбой богато,
В жизни счастлив ты вполне".
Отчего ж с палатой этой,
С этой умственной казной,
Я хожу почти раздетый,
Без пристанища порой?
Отчего же с этим даром,
С этим благом дорогим,
Целый век свой чуть не даром
Я работаю другим?...
Иван Суриков,
русский поэт 19 века
Говорили люди мне, --
Одарён судьбой богато,
В жизни счастлив ты вполне".
Отчего ж с палатой этой,
С этой умственной казной,
Я хожу почти раздетый,
Без пристанища порой?
Отчего же с этим даром,
С этим благом дорогим,
Целый век свой чуть не даром
Я работаю другим?...
Иван Суриков,
русский поэт 19 века
За что дают Шнобелевскую премию?
Есть много любознательных и творческих людей стремящихся обогатить человечество полезными открытиями и изобретениями. За них они получают премии Нобелевские или Шнобелевские. О Нобелевской премии, присуждаемой за выдающиеся научные исследования, известно немало. А вот за что присуждают Шнобелевскую премию?
"Есть один критерий выдвижения работы на наш суд: достижение должно сперва заставить людей смеяться, а затем думать", - утверждает основоположник Игнобелевской премии Марк Абрахамс.
Например такие работы:
Психология -1995 - Сигэру Ватанабэ, Дзюнко Сакамото и Масуми Вакита из университета Кэйо за успешное обучение голубей различать картины Пикассо и Моне.
Медицина-1995 - М. Э. Бубел, Д. С. Шаннахофф-Халса и М. Р. Бойл за исследование "Влияние вынужденного дыхания через одну ноздрю на познавательные способности".
"Есть один критерий выдвижения работы на наш суд: достижение должно сперва заставить людей смеяться, а затем думать", - утверждает основоположник Игнобелевской премии Марк Абрахамс.
Например такие работы:
Психология -1995 - Сигэру Ватанабэ, Дзюнко Сакамото и Масуми Вакита из университета Кэйо за успешное обучение голубей различать картины Пикассо и Моне.
Медицина-1995 - М. Э. Бубел, Д. С. Шаннахофф-Халса и М. Р. Бойл за исследование "Влияние вынужденного дыхания через одну ноздрю на познавательные способности".
Читать дальше
ВОСЕМЬ СТАДИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
На сайте Пансиона при Московском государственном университете нахожу интересные материалы о развитии, воспитании и обучении воспитанников. В принципе эти программы и правила должны были бы составлять суть деятельности любого образовательного учреждения, так как в них заложен основополагающий принцип постоянного развития ребёнка, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением и далее всю жизнь. Здесь выборка из Программы развития пансиона.
Журналисты традиционно начинают с шести вопросов «кто, что, когда, где, как и почему», воспитанникам Пансиона предлагается расширить их до восьми основных стадий исследования, создающих основу для обучения на протяжении всей жизни:
ФОРМА: На что это похоже? У любого предмета, который мы изучаем, есть форма, обладающая узнаваемыми чертами. Их можно увидеть, определить, описать и систематизировать, отнести к какой-либо категории.
ФУНКЦИЯ: Как это работает? У всего в мире есть предназначение, роль или определенный образ поведения, который можно исследовать и отнести к какой-либо категории.
ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ: Почему это именно таково? Как правило, ничто не случается «просто так». Почти всегда на то есть причина, и любые действия имеют свои последствия, которые надо изучать и учитывать.
ИЗМЕНЕНИЯ: Как это изменяется? Как вода превращается в пар? Вещество — в энергию? Все в мире непрерывно меняется. Изменение — универсальное свойство, и одна из лучших проверок системы образования — оценить, насколько эта система развивает у учащихся способность адаптироваться и справляться с изменениями, происходящими вокруг них.
СВЯЗИ: Как это связано с другими вещами? Мы живем в мире взаимодействующих систем, в котором почти все взаимосвязано — действия отдельных людей, сообществ, наций.
ПЕРСПЕКТИВА: Какие другие точки зрения существуют? Все мы смотрим на события с разных точек зрения, а зачастую исходим из каких-то предубеждений. Они могут индивидуальными, отраслевыми или же основанными на социокулькультурных особенностях.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Какова наша ответственность? Мы не просто пассивные наблюдатели событий. Мы можем и должны выбирать: но делая выбор, мы можем привнести реальные изменения на персональном, общественном или глобальном уровне.
РАЗМЫШЛЕНИЯ: Откуда мы это знаем? Как мы узнаем, в каких случаях мы правы? Размышления побуждают нас сосредоточиться на системе аргументации, а также на качестве и достоверности тех фактов, на которых мы основываем свои суждения.
Курсы развития мышления должны стать приоритетными для каждой школы.
Источник здесь
Источник здесь
29 июля 2011
О романе "Синяя кровь": критик и я
«Главное свойство романа Юрия Буйды „Синяя кровь“ составило зависание между вымыслом и реальностью, подлинным именем и псевдонимом, лицом и маской, называнием и узнаванием. Отталкиваясь от истории самой юной лауреатки Сталинской премии, Буйда сочиняет роман в духе латиноамериканского магического реализма, проращивая его на советской и постсоветской почве, на отечественном, извините, глинозёме — и для этого переосмысливая факты биографии актрисы и даже город, в котором она прозябала» (Дмитрий Бавильский)
Роман меня увлёк по-настоящему (чего не было уже какое-то время: просто читаю, потому что учительница и надо). Я не ощутила той ирреальности, о которой говорит критик: всё мне привиделось реальным и живым, узнаваемым и вместе с тем оригинальным. Роман не похож на другие, исключая, может, описания нашей скотской жизни во все времена и при любых правителях. И всё же это не чернуха. В произведении есть, как мне кажется, светлое и заставляющее жить дальше... Синяя кровь, что ли, придающая жизненную твёрдость?!
Роман "Синяя кровь" номинирован на премию "Большая книга", и по нему сейчас идёт народное голосование на Имхонете.
Роман меня увлёк по-настоящему (чего не было уже какое-то время: просто читаю, потому что учительница и надо). Я не ощутила той ирреальности, о которой говорит критик: всё мне привиделось реальным и живым, узнаваемым и вместе с тем оригинальным. Роман не похож на другие, исключая, может, описания нашей скотской жизни во все времена и при любых правителях. И всё же это не чернуха. В произведении есть, как мне кажется, светлое и заставляющее жить дальше... Синяя кровь, что ли, придающая жизненную твёрдость?!
Роман "Синяя кровь" номинирован на премию "Большая книга", и по нему сейчас идёт народное голосование на Имхонете.
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Жильцы нашего дома постепенно впадают в тихую истерику оттого, что лифт всё ещё не включили. Правда, сегодня сделали обрамление дверей на этажах и смонтировали зеркало в кабине. Но ещё предстоит приём специальной независимой комиссией. И самое главное -- не хватает напряжения, особенно в такую жару, как сейчас. Отказываются работать даже домофоны в подъездах. А лифта придётся ждать до середины месяца -- как по нормативам. Вверх по лестнице, ведущей вниз...
Ещё беда случилась сегодня. Около шести утра отвалилась труба в кухне, и потекла холодная вода. Пока искала председателя ТСЖ (а она уехала провожать внучку в лагерь), пока перекрывали воду -- представляете, что было. Бегала вверх-вниз, даже в подвал спускалась вместе с В.П.
И наконец хорошее -- подключили домой цифровое телевидение. Всё у одного оператора (телефон, интернет и теперь телевидение). Резона в этом особого не вижу. Сказалась, наверное, моё постоянство и неумение отказать, если сильно уговаривают.
В Астрахани школьники вытащили из воды 4-летнего ребенка
Во вторник астраханские спасатели приехали с подарками в небольшой поселок Тулугановка под Астраханью. Они наградили двух 10-летних школьников, которые спасли тонущего мальчика. Ученики астраханской школы №8 Ваня Якущенко и Олег Николаев приехали в Тулагановку в родственникам на каникулы. В тот день они отправились купаться в речку Рыча рядом с поселком. Здесь же на пирсе резвился 4-летний Дамир, который пришел сюда с дядей и бабушкой.
Читать дальше
28 июля 2011
"Свобода говорить правду". Конкурс
"Свобода говорить правду" -- так называется конкурс уроков и методических разработок для проведения уроков в образовательных учреждениях по произведениям Лидии Чуковской.
ПРАВИЛА КОНКУРСА
Цель конкурса
Основная задача конкурса - способствовать развитию изучения литературного наследия Лидии Корнеевны Чуковской в средней и высшей школе, повышению читательского внимания к её произведениям.
Условия участия в конкурсе
К участию в конкурсе допускаются работы в следующих категориях:
Условия участия в конкурсе
К участию в конкурсе допускаются работы в следующих категориях:
1. Конспекты уроков по произведениям Лидии Чуковской: "Софья Петровна", "Спуск под воду", "Прочерк", "Памяти детства, "Открытые письма" и др.
2. Конспекты уроков о судьбе и творчестве Анны Ахматовой на основе "Записок об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской.
3. Презентации, проектные работы о личности и творческой судьбе Лидии Чуковской.
К конкурсу допускаются только ранее не обнародованные работы.
Участник конкурса должен заниматься педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, творческо-просветительских учреждениях либо быть студентом педагогического ВУЗа.
2. Конспекты уроков о судьбе и творчестве Анны Ахматовой на основе "Записок об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской.
3. Презентации, проектные работы о личности и творческой судьбе Лидии Чуковской.
К конкурсу допускаются только ранее не обнародованные работы.
Участник конкурса должен заниматься педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, творческо-просветительских учреждениях либо быть студентом педагогического ВУЗа.
Положение о конкурсе здесь
Жара сохранится до конца июля
Оперативное предупреждение ГУ МЧС России по Астраханской области: жара сохранится до конца июля.
По данным ГУ «Астраханский ЦГМС» с 29 июля по 1 августа на большей части территории Астраханской области днем ожидается сильная жара + 40-43°С. В связи с этим Главное управление МЧС России по Астраханской области предупреждает о необходимости соблюдать правила безопасности.
По данным ГУ «Астраханский ЦГМС» с 29 июля по 1 августа на большей части территории Астраханской области днем ожидается сильная жара + 40-43°С. В связи с этим Главное управление МЧС России по Астраханской области предупреждает о необходимости соблюдать правила безопасности.
Мы просто сходим с ума от жары. Животные не находят себе места. Компьютер отказывается работать...
О том, что мы видим.Очередная притча
Однажды к Хинг Ши пришёл его ученик и спросил:
— Учитель, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
— Учитель, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
Хинг Ши вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках папирус на незнакомом для ученика языке. Развернув его, он сказал:
— Что ты видишь?
— Что ты видишь?
Ученик, не желая выдавать своё незнание, ответил:
— Я вижу многовековую мудрость в этих словах.
Тогда Хинг Ши сказал:
— Я вижу многовековую мудрость в этих словах.
Тогда Хинг Ши сказал:
— На самом деле перед тобой — записка египетского купца, — а знаю и вижу я это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я чего-то не знаю, выучил этот язык.
ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
День Крещения Руси — памятная дата, законодательно установленная в Российской Федерации 1 июня 2010 года в память о крещении Руси (988 год). Отмечается 28 июля по григорианскому календарю — как день, соответствующий в XXI веке дню памяти киевского князя Владимира, почитаемого равноапостольным крестителем Руси. Как и все памятные даты в России, день крещения Руси не является выходным днём.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)