20 марта 2012

Что такое школа?

Вопрос, обозначенный в заголовке, наверняка имеет много разных ответов. Очень часто эти ответы формулируются сложно, на "птичьем" педагогическом языке. А что если попробовать попроще?
Кандидат в президенты РФ, миллиардер Михаил Прохоров ответил на этот вопрос так: "Школа должна быть местом, где воспитывают гражданское общество. Школа не только должна быть местом, где учится ребенок, но это должно быть место, где внедряется наша культура. Должны развиваться библиотеки, спортивные залы, чтобы школа работала 24 часа, чтобы могли приходить родители с детьми и вместе заниматься в кружках, заниматься спортом". 
Не сомневаюсь, что у большинства педагогов "кипит разум возмущенный" от мысли, что это предложение может воплотиться в жизнь. "Как так!? Давайте вообще всё переложим на школу, заставьте нас работать 24 часа, а сами развлекайтесь и отдыхайте - вот здорово". Несомненно, такую позицию можно понять, но, если попробовать отвлечься от идеи круглосуточной работы и посмотреть в суть, то...

19 марта 2012

Весенний букет

С праздником весны!
«С праздником весны!» на Яндекс.Фотках

Война в жизни моей семьи

Сочинение на городской конкурс 
"В жизни всегда есть место подвигам" 
Я не была участницей  войны,
Но по рассказам  бабушки и деда,
Хотя лишь мира, хлеба, тишины,
Сражаясь, наш народ ковал победу.
Юлия Агашкина
         Война – это горе и слёзы. В каждую семью она принесла беду: матери лишились сыновей, жёны – мужей, дети – отцов. Война в памяти людей, её переживших,  всплывает самым страшным воспоминанием. Мой прадедушка умер.  О нём  и о той войне я пишу по воспоминаниям бабушки.
         Великая Отечественная война не обошла   мою семью стороной. Она началась 22 июня 1941 года, а уже 10 августа моего прадеда  Горбунова Василия Михайловича  призвали в армию.  До войны он работал бухгалтером в  «Рыбснабе». Было у него всё:  уютная квартира, милая жена, прекрасные дети.  Счастливая  жизнь вмиг оборвалась в тот чёрный июньский день.
         Моя прабабушка была медсестрой в медицинском пункте по обслуживанию и эвакуации раненых солдат. Дальше  Автор Екатерина Ротанова, ученица 6 в класса МБОУ "СОШ № 49" города Астрахани.

ГИА: читайте и разбирайте тексты на уроках литературы

Экзамен по литературе выбирают немного выпускников 9-11 классов. И к сожалению, интерес к предмету  в школе, точнее, внимания урокам литературе сейчас уделяется меньше, чем раньше, когда экзамен по литературе был обязательным и все писали сочинение. Однако  знание литературы нынче проверяется на экзамене по русскому языку.  В контрольно-измерительных материалах ГИА используются тексты, которые мы читаем на уроках литературы в 5-9 классах. Например, в демоверсии-2012  используется текст рассказа Б. Васильева "Экспонат №....", который " проходят" в 8 классе по учебнику Т. Курдюмовой. В тренировочных вариантах встретились тексты из "Детства" М. Горького, "Приключений Электроника" Е. Велтистова, "Чучела"  В. Железникова, тексты из произведений А. Алексина, Ю. Бондарева и других авторов. Так что  читайте и разбирайте тексты на уроках литературы. Это поможет вам, во-первых, выполнить задание А1 -- правильно понять основную мысль текста, во-вторых, найти примеры лексических и грамматических явлений для сочинения на лингвистическую тему (С2.1). И в-третьих, если вы выберите задание С2.2, то сможете аргументированно объяснить содержание фрагмента  текста  и получить высокий балл.  

Требования к ГИА: видеоконсультация

По этой ссылке  http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html#more видеоконсультация "Требования к ГИА. Инструкция по выполнению работы". Это первая консультация. Будет продолжение.

18 марта 2012

О связи содержания и формы: задание С2.1


Известный лингвист Г.Степанов утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
К примеру, использование контекстуальных синонимов ("мужчина лет тридцати" и "приезжий" из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии. А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел. Автор Бузина Е.В. Источник здесь

Светить -- значит нести людям добро

Картинка 11 из 44Поэзия для Маяковского -- солнце, освещающее путь человека во тьме, мощное оружие в руках поэта, открывающего  людям путь к истине.
Солнцем русской поэзии был и остается А.С. Пушкин. Рядом с ним сияет солнце новой поэзии, не похожей во многом на прежнюю, но так же, как и во все времена, несущей людям свет. Достаточно сравнить строки:
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Стихов и света кутерьма -- сияй во что попало!
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Светить всегда, светить везде...
Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении "Необычайное приключение..." несут последние строки. Герой стихотворения  восклицает: "А тут не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!" В финале стихотворения звучит фраза, которая  объясняет необходимость таких усилий.
Светить -- значит нести людям добро и красоту, выполнять высокую миссию поэта. 

Современная лесенка


Продолжение здесь

О "лесенке" Маяковского и ещё кое о чём

Поэт писал с иронией: "А попробуй // в  ямб //  пойти и запихни // какое-нибудь слово, // например, млекопитающееся".
Преобразование ритмического рисунка ("лесенка") приводит к тому,  что  слова в потоке речи, во-первых, выделены в большей степени, чем в классике (за счёт пауз), и во-вторых, группируются по иному принципу.
Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, ещё более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение.
И ещё об одной особенности поэтики Владимира Маяковского.
В сто соРок соЛнц закат пыЛаЛ, // в июЛь катиЛось Лето, // быЛа жаРа, // жаРа пЛыЛа -- //  на даче быЛо это. // ПРигоРок Пушкина гоРбил АкуЛовой гоРою, // а низ гоРы -- // деРевней быЛ, // кРивиЛся кРыш коРою.
Слова, несущие основную смысловую нагрузку, акцентированы при помощи аллитераций. Таким образом создаётся особое звучание стихотворения  -- торжественное, приподнятое.

17 марта 2012

Составное глагольное сказуемое: и лексика, и грамматика

Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
          «Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
  В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
          Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.          (104 слова)
Автор Беспалова Т.В. Источник здесь.  А также на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений".

...Ты теперь всегда будешь делать домашние задания?

Ещё один сценарий фильма об Электронике.
Электроник входит в класс, осматривается и с восторгом говорит: "Какое необычное место! Какая уютная обстановка!" Одноклассники в недоумении оглядываются на него. Кто-то  удивленно вопрошает: -- Ты что, Сыроежкин, с дубу рухнул? Можно подумать, что никогда в кабинете математики до сих пор не был.
-- Конечно же, был, -- догадываясь о своем промахе, оправдывается Электроник. -- Мне кажется, что здесь  что-то изменилось.
-- Просто мы с девочками тут убрались, -- сообщает Верочка.
Звенит звонок. Все рассаживаются по своим местам, Электроник садится за третью парту первого ряда, достает учебник, тетрадь, дневник, кладёт на стол пенал. Сосед в недоумении: Сыроежкин ли это? У него отродясь  на парте, кроме листка бумаги, ничего не было. Санёк, так зовут соседа по парте,  успевает сообщить, что он вчера был с отцом на рыбалке и поймал огромадного сома. Электроник отвечает: -- А я маме с уборкой квартиры помог. 
Мальчики получают замечание от учительницы Тамары Львовны, а Сыроежкина она к тому же вызывает к доске, чтобы он объяснил, что такое пропорция и привёл пример.
Электроник начинает:
-- Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует насколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и другие.  В математической равенство двух отношений выражается формулой a : b = c : d, и каждый член её может быть определён через остальные три.  (Учительница в восхищении, ребята недоуменно переглядываются между собой). Электроник продолжает: -- В гармонической пропорции три элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами. Например... Он бойко заполняет пространство доски примерами. Тамара Львовна на седьмом небе от счастья и  ставит Сыроежкину пятерку в журнал.
Одноклассники живо обсуждают  это уникальное событие.
-- Да ему просто повезло, --   заявляют одни.
-- Может, Серёжка за ум решил взяться, -- предполагают другие.
-- Серый, ты что теперь всегда домашние задания будешь делать? -- спрашивает Санёк.
-- Всегда. Я теперь другой! -- гордо отвечает Электроник-Сыроежкин.
                                                                                        Светлана Х. 7 класс

Северное сияние

Северное сияние
«Северное сияние» на Яндекс.Фотках

Как стать активным читателем блога?

Уважаемые гости блога!
Я рада Вашему визиту! Если Вам здесь понравилось, если Вас заинтересовали посты (сообщения) блога, если Вы хотите предложить сотрудничество или что-то посоветовать для совершенствования блога, Вы можете стать АКТИВНЫМ читателем блога!  
Что для этого нужно?
Создать аккаунт, если его еще нет. Здесь - инструкция  https://accounts.google.com/signup?hl=ru 
После этого Вы сможете оставлять комментарии после поста, вызвавшего Ваш интерес. Нажмите на слово "коммент." внизу поста, откроется окно, там Вы увидите инструкцию. Можете добавить себя в список постоянных читателей блога, нажав на слово "Войти". Дальше - по появляющимся окнам. 
Надеюсь обрести в Вашем лице новых друзей!

"Слово -- одежда всех мыслей и фактов"

Этими словами М. Горький указал на обязательную связь между формой и содержанием высказывания, словом и его значением. Такую "одежду" необходимо подбирать "по мерке" и "со вкусом". 
В литературном языке за отдельными словами закрепляются вполне определенные значения. Говорить и писать точно — это значит сохранять те значения, которые в языке установились.  Источник здесь
Тезис вполне уместно использовать в сочинении на экзамене.

16 марта 2012

Колокольчик

***
«***» на Яндекс.Фотках

Тезис к сочинению на лингвистическую тему (С2.1)

Автор -- академик Г.В. Степанов. Взято из Введения к Энциклопедическому словарю юного филолога (М., 1984). Отрывок начинается словами одного из героев романа Ф.И. Достоевского "Подросток".
"А, и ты иногда страдаешь что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и даётся лишь избранным, дурак всегда доволен всем, что сказал". Сказано сильно, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень ёмко. О том, что мысль крепко-накрепко связана. со словами, что выразить её в слове дело нелёгкое, требующее усилий, мучительных  поисков наилучшего выражения.

15 марта 2012

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;
— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
— места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
— времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Источник здесь

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные и местоименные
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают на них, ср.: справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда.
Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. местоимение).
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда — указательные, где, куда, зачем — вопросительно-относительные, везде, всюду — определительные и т. д.
Источник здесь

14 марта 2012

Картинки к лексическим явлениям


Муська и Рыжик

Мартовские страдания.
«Мартовские страдания.» на Яндекс.Фотках

Пишем сценарный план

Попробовали написать сценарный план для нескольких кадров новой серии об Электронике. У Ефима Г. из 7 б это получилось вот так.
Сцена 5. Дубль 1.
Электроник входит в класс.
Э.: -- Здравствуйте! Можно войти?
У.: -- Да, заходи, Серёжа.
Электроник садится за парту.
У.: -- открываем тетради, записываем число, классная работа. Серёжа Сыроежкин с домашним заданием  к доске!
Электроник выходит к доске.
Э.: --А Вы не могли бы напомнить мне условие задачи?
У.: -- Задача 228.
Через считанные секунды Электроник решает задачу и записывает её на доске.
Учитель  с большим удивлением:
-- Так быстро! Как ты сумел? Мы ведь ещё и тему такую не проходили, с помощью которой ты решил задачу.
Электроник неожиданно просит разрешить ему выйти из класса и быстро выходит в коридор.
Через несколько минут в дверях появляется  настоящий Серёжа Сыроежкин.
У.: -- О-о-о, Серёжа! Так ты расскажещь нам, как ты решил задачу?
Серёжа: -- Что? Какую задачу? Я же только вошёл в класс.
(Все застывают в недоумении)
-- Сцена снята,-- объявляет  режиссер.

13 марта 2012

Сегодня День рождения у Аллы

Картинка 3 из 31167
Этот букет из весенних цветов 
я дарю моей родной сестрёнке.
 С Днём рождения тебя, моя дорогая!
Как неразгаданная тайна, 
Святая прелесть дышит в ней. 
Мы смотрим с добрым ожиданьем 
На тихий свет ее очей. 
Земное ль в ней очарованье, 
Иль неземная благодать? 
Душа открылась ей признаньем, 
И сердце рвется обожать...


12 марта 2012

Сочинение: тезис о единстве содержания и формы языка

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Читать дальше
Образец № 4 сочинения  по заданию С2.1 интересен своей  лаконичностью и легко запоминающимся тезисом, с которого начинается сочинение. Итак, смотрите страницу-вкладку "ГИА: образцы сочинений".

СОБАКА

Собака
«Собака» на Яндекс.Фотках

Читаем рассказ Куприна "Allez!"

Французское слово "аllez", ставшее лейтмотивом рассказа, было одним из распространённых в старой цирковой терминологии. Оно обычно произносилось перед осуществлением наиболее опасного и эффектного трюка.
Почему Нора первый раз в жизни сама себе приказала: "Allez!"?
Это слово героиня слышала много раз, всегда испытывая страх перед неизвестностью. Когда трюк заканчивался -- становилось нестрашно.
И теперь Нора должна была выполнить этот трюк, чтобы преодолеть страх и боль обиды и одиночества.
Холодное и колючее слово  "аllez" вполне созвучно миру жестокости, подлости, равнодушия, в котором живёт беззащитная Нора.  В рассказе вся горькая судьба героини и её смерть сопровождаются словом "аllez", и это придаёт удивительную цельность произведению.  Оно как бы заключено в рамки этого слова, выполняющего, таким образом, важную композиционную функцию.