13 июля 2012

В Астрахани есть Лебединое озеро

Лебедь
«Лебедь» на Яндекс.Фотках
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою -- глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой - Эфир бездонный
С яркой Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный
Отраженной красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!
                          ( К.Бальмонт)
Лебединка
«Лебединка» на Яндекс.Фотках

Вероятный -- сложное слово?

Вслушайтесь в звучание слова вероятный. Сначала кажется, что корень в этом слове равен основе вероятн-.
Повторим это прилагательное ещё несколько раз, словно бы катая его во рту, как леденец. И вот мы уже начинаем различать знакомые контуры морфем: корень вер- (вера, верить); соединительная гласная -о-; суффикс прилагательного -н- и нечто не совсем понятное: -ят-.
Что же такое этот самый -ят-? Где мы его уже слышали? Это один из вариантов корня -им-, который встречается, например, в слове приятный.
Слово вероятный образовалось в древнерусскому языке из двух слов: веру яти, что означало "принять веру", "уверовать". Современное его значение -- "возможный, допустимый". Так что  с точки зрения этимологии вероятный -- сложное слово.

Бойтесь низких людей в жёлтых плащах...

Стивен Кинг.
Низкие люди в жёлтых плащах
Прочитала две вещи. Сначала о той, которую прочла последней. Это повесть Стивена Кинга "Низкие люди в жёлтых плащах". 
Признаюсь, что я небольшая любительница именно такой фантастики, но  произведение мне понравилось. Оно об Америке шестидесятых годов со всеми реалиями, которые ворвались  позже, чем там, в нашу жизнь и господствуют теперь в ней повсеместно и, кажется, так будет всегда. Фантастика (тёмная башня, лучи, разрушители и пр.) как антураж -- вполне приемлемый и использованный талантливо. 
А ещё это рассказ о кусочке детства, о том, что можно увлечься литературой, чтением и какие всё же были в те годы в Америке (и у нас!) заядлые, умные, вдумчивые читатели. 
Рекомендую не только взрослым, но и детям. Прочитать можно, например, здесь

12 июля 2012

ЕГЭ: А4. Построение предложения с деепричастным оборотом

Это задание проверяет умение строить предложение с деепричастным оборотом. Чтобы выработать такое умение, надо знать следующее.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие, и если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что
1) основное действие, выраженное  глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету: Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над водой (стая поднялась, и стая же испугалась); 
часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определённо-личном предложении (где подлежащее легко восстанавливается): Перелистывая страницы этой книги, обнаружил  много  интересных стихов (говорящий (я) обнаружил, и говорящий (я) же перелистывал);
2) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.
ПОМНИ!
Деепричастный оборот НЕЛЬЗЯ  употреблять в следующих случаях:
1) если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам)): Спрыгнув с подножки трамвая, с меня слетела шляпа.;

Об истории слова АРСЕНАЛ

У существительного арсенал редкая история. Возникло оно в арабском языке и означало "мастерская, фабрика" Из арабского оно попало  не в испанский язык, хотя именно испанцы в течение столетий жили бок о бок с арабами, а во французский. Там оно стало обозначать предприятие, изготовляющее оружие и военной снаряжение.
Из этого значения выросло новое: "склад оружия и военного снаряжения". Оба значения проникли в другие языки, в том числе в русский.
И совсем недавно -- если судить с точки зрения истории языка -- у арсенала появилось переносное значение. Так стали называть большое количество, запас чего-нибудь, например? Учёный, с которым мне пришлось дискутировать, обладал богатым арсеналом знаний.

11 июля 2012

Июль. Дорога. Облака

Июль
«Июль» на Яндекс.Фотках

Рациональные приёмы чтения

Как  работать с книгой. Ч 1.
Как работать с книгой. Ч.2

Что такое морфологические нормы?

Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические нормы и синтаксические нормы. 
Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи. Морфологические нормы регулирует морфология – раздел языкознания, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках. 
Основная трудность изучения морфологических норм состоит в наличии вариантов, которые появляются из-за постоянного взаимодействия старых и новых способов образования грамматических форм.
О морфологических нормах современного русского языка по этой ссылке --  всё по заданию А3.  

А3. Употребление форм глагола

1. У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться, пронзить, висеть, дерзить, чудить, дудеть, колоситься, отняться, горчить, отпочковаться, бузить, ржаветь  и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.
2. Будьте внимательны при образовании формы повелительного наклонения глаголов  бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги, поезжай, пеки, ляг, заляг.
3. Запомни! Класть (что делать?) -- кладу, кладёшь. Положить (что сделать?) -- изложить, сложить, отложить.
4. Нормой является выпадение суффикса -НУ- во всех формах прошедшего времени ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов: промокнуть -- промок, промокший.
5. БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы (по данным словарей, виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, зябнуть, мокнуть, никнуть, слепнуть, сохнуть, хрипнуть, чахнуть и др.) в формах прошедшего времени имеют суффикс -НУ-: мокнуть -- мокнул, мокнувший.
6. Без суффикса -НУ- образуют форму прошедшего времени глаголы со связанной основой: ввергнул  -- вверг.
И теперь таблица с примерами для наглядности.
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я ощутю. висю. очутюсь. бузю. чудю. пронзю.
бежи. ляжь. приедь. приехай, закончь. замолчь. едь. ехай.
хоти. ложь. ложить. положь. 
весить. ездиет. испортиит.
охрипнул. поникнул. поникнувший. ослепнул.
ослепнувший. погаснувший.
Дети ИГРАЛИСЬ во дворе.

В каждом задании ЕГЭ "зашифровано" до десяти правил...

Много спорят о том, нужен ли единый государственный экзамен. Некоторые утверждают, что проверка знаний с его помощью не требует от учащихся глубины  знаний, что можно  "методом тыка" угадать правильные ответы. Не соглашалась  с подобными утверждениями  с самого начала внедрения новой формы аттестации  выпускников. Уверена, что на ЕГЭ по русскому языку  достаточно основательно проверяются языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции  обучающихся.
Читатели блога заметили, что  пять дней подряд я публикую  справочные материалы по одному и тому же заданию -- А3 ("Морфологические нормы"). В следующем посте будет ещё одна консультация по этому заданию. И так в каждом  задании ЕГЭ "зашифровано" по 5, 6, 7 и даже более правил. Посчитайте, если хотите.  
Чтобы успешно  сдать экзамен, получить высокий балл, необходимо проштудировать грамматику русского языка (не отдельный раздел, а имеется в виду весь курс) очень и очень основательно.  Если это сделать, то грамотность свою можно значительно повысить и добиться на ЕГЭ высокого результата.
В следующем посте об  употреблении форм глагола.

10 июля 2012

Привет, ромашки!

Привет, ромашки!
«Привет, ромашки! » на Яндекс.Фотках

А3. Употребление местоимений. "Самое слабое звено"

-- Я к ей с душой. А она? Ейное отношение к игрокам возмутительно. От ней что угодно можно ожидать... Эта ведущая, она сама -- слабейшее звено... она ничего не представляет!.. Позволю перейти к следующему вопросу. У тех, кто выступают против меня, будут проблемы... У скольки человек теперь будут проблемы! Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру. А я знаю... Аркадий и Борис заспорили,  и его не удивило, почему я его не поддержал...
-- ВОЗМУТИТЕЛЬНО! Вы самое  слабое звено!
--  Следите за своей речью, господа! Сколько  же ошибок  допустил наш горе-игрок в своей речи? (Экзаменационные "ловушки").

ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я гостил У ИХ. ЕЙНОЕ платье. На СКОЛЬКИ страницах. 
Я был в гостях У НЕЙ. Я еду ОТ НЕЙ

Правильно только так:
у неё, её  платье, от неё, у неё,  на скОльких страницах
Правила употребления местоимений в речи можно найти здесь

09 июля 2012

А3. Употребление числительных


  • Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных (кроме названий детеныше животных) и лиц женского пола.
НАДО:
две гимнастки,  пять девочек; три зайца, но трое зайчат.
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
ДВОЕ  ГИМНАСТОК, ПЯТЕРО ПОДРУГ, ТРОЕ ЗАЙЦЕВ
  • Собирательные числительные ОБА, ОБОИМ, ОБОИМИ, ОБ ОБОИХ – употребляются только с существительными мужского и среднего рода: оба друга, обоими студентами, обоих мужчин. ОБЕ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ, ОБ ОБЕИХ – употребляются только с существительными женского рода: обе подруги, обеими руками, обеим дочерям.

НЕЛЬЗЯ  (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
в ОБОИХ  квартирах, ОБОИМИ подругами, ОБОИМИ школьницами
  • При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января; перед первым сентября

НО!
К празднику (дню, дате) Восьмое марта (им.п.)
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
К  ПЯТОМУ ЯНВАРЮ, перед ПЕРВЫМ СЕНТЯБРЁМ, к празднику ВОСЬМОМУ МАРТУ

Правила употребления числительных здесь

А3. Компьютер в награду! Но увы... и ах!

Произнеси фразу: "К 2013 году библиотека будет владеть 856790 книгами".
Как-то ведущие одной известной телепередачи прошли с видеокамерой по улицам столицы, предлагая в качестве приза компьютер человеку, который... всего лишь правильно прочитает одно предложение, которое вы видите выше. Приз... не достался никому!
Попробуйте -- может, этот компьютер ждёт вас?
Чтобы правильно произнести данную фразу, нужно безукоризненно знать правила склонения числительных. Эти правила можно  найти здесь и здесь.  (С.Ю. Иванова. Экзаменационные "ловушки". Самара, 2006)