13 декабря 2012

Читают ли Чехова в школе?

Сегодня получила комментарий на статью Татьяны Боровой о том, в какой форме лучше сдавать экзамен по литературе в школе. Письмо любопытное и, может  быть, кто-то захочет на него откликнуться...  

Я не учитель, но всю жизнь литература - мой любимый предмет. С удовольствием прочитала Вашу статью. Согласна во всём. Вспомнила свою учительницу по русской литературе, свои сочинения. У меня есть стишок, я его приведу, если не возражаете: Училась я будто неплохо, и книги иные "глотала", и в рамках учебной программы/по Чехову "пролетала". Казалось мне это скучным, и выбрав лишь "нужные строки"/сдавала свои сочиненья, за них получая пятёрки. Летели обычные годы, им счёт я тихонько теряла, и как-то в один скучный вечер/ я Чехова с полки достала. Слова его - омут глубокий! Забыв о делах своих всуе, теряясь в "ненужных" мне строках/той ночью я глаз не сомкнула. Измеряв всё мерой иною, пройдя чрез "Палату шестую", глотала я горькие слёзы - по жизни прошла я вслепую. В глубокие воды не лезла, трущобы свои разгребала...И вот - слишком поздно поняла: Я...Чехова - не читала! 
С уважением Татьяна.

11 декабря 2012

ЕГЭ на Яндексе

Тренировочный ЕГЭ по русскому языку на Яндексе по ссылке. Возможно, кто-то уже и решал эти задачи. Обращаем внимание остальных. Хорошая тренировка к экзамену.

10 декабря 2012

Составное глагольное сказуемое или определение?

Писали в классе диктант, и в грамматическом задании был синтаксический разбор предложения: "В бору была та особенная, дремучая тишина, полная холодной свежести тумана, когда ясно слышалось, как с длинных зелёных щетинок сосен капает роса".
Слова "особенная" и "дремучая" я подчеркнул как определения, мне исправили на сказуемые (составное-именное сказуемое (СИС)). Я не уверен, но мне кажется, что вполне возможно, что это всё-таки не СИС. "Особенная" и "дремучая", мне кажется, больше относятся к подлежащему, нежели к сказуемому. Если сказуемое - "быть", и есть определения к подлежащему, то это же не обязательно значит, что перед нами СИС, верно?

07 декабря 2012

Семинар по подготовке к ЕГЭ и ГИА

Материалы  семинара для учителей русского языка "ЕГЭ и ГИА по русскому языку 2013 года: рекомендации по подготовке выпускников к итоговой аттестации" можно скачать здесь. Семинар состоялся в  Омске. Провёл его кандидат филологических наук, преподаватель Таганрогского государственного университета  А.Г. Нарушевич, автор пособий по подготовке к экзаменам издательства "Легион".

02 декабря 2012

О современном крестьянине и молодом горожанине


Прочитала  роман Андрея Дмитриева "Крестьянин и тинейджер", который, как известно, вошёл в шорт-лист премии "Большая книга" 2012 года. Вот здесь две  противоположные рецензии на это произведение. 
Я согласна, как ни странно, с авторами обеих рецензий, и роман мне скорее понравился, чем не понравился. Да, в романе действительно очень реалистично описана "ужасть" житья-бытья современной деревни. Кстати, именно так  там  и живут: скучно, спиваясь опять-таки от скуки, от безделья, пребывая в  вечном рабстве и униженности. Скажите, что изменилось с тех пор, когда у колхозников даже паспортов не было и они никуда из  своей деревни  уехать не могли?

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Образцы контрольно-измерительных материалов  по русскому языку ГИА уже опубликованы. Их можно найти и в интернете. Данный материал можно использовать при подготовке к заданию С2. Цитаты сгруппированы по разделам лингвистики. И это поможет выпускникам верно построить свое рассуждение и подобрать подходящие примеры для его  доказательства. 
ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
...только в живой речи как человек сказал превращается в что че­ловек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...(М.Л.Андроников)

Что популярно в блоге?

Совсем забросила свой блог. Может быть, потому, что посетителей, как мне кажется, достаточно. В ноябре побиты все рекорды --  34 тысячи с лишним. 
Наиболее популярны образцы сочинений, материалы к ГИА и ЕГЭ,  интересные факты из жизни Гоголя, о бессуффиксальном способе словообразования, то есть блог приобрёл сугубо узкую направленность --  поддержка школьных экзаменов по русскому языку. И то хорошо, я полагаю.

28 ноября 2012

Гиперактивность ребёнка и консерванты


Красители и консерванты, используемые пищевой промышленностью, могут негативно влиять на настроение и поведение детей. К такому выводу пришли английские учёные из исследовательского центра по изучению астмы и аллергии Речь — о, так называемом, синдроме гиперактивности.
 Заболевание это своеобразное — видимых изменений мозга при нём нет. Но вот, его функционирование — нарушается весьма ощутимо.Дети с таким синдромом становятся просто неуправляемыми. Они, как будто, не слышат ни родителей, ни педагогов, ни сверстников.И, естественно, не реагируют на них, живя в бешеном и бестолковом ритме.Всё это сопровождается немотивированными приступами неадекватного поведения, которые часто сопровождаются агрессией.
Будучи очень моторными — неусидчивыми, подвижными, капризными — они изводят учителей и друзей. Все эти симптомы часто начинаются в раннем детстве. Но главные проблемы возникают, когда ребёнок идёт в школу.
Им труднее учиться, у них, обычно, жуткий почерк, неправильная речь. Они не могут сосредоточиться на учёбе.
К подростковому возрасту, гиперактивность нередко уходит, но неспособность к учению, обычно, сохраняется. У 15-20% эти симптомы остаются и во взрослой жизни. Психологи обнаруживают у них склонность к асоциальным действиям и другим расстройствам настроения.
По разным данным, гиперактивность встречается у 2-20% школьников.

27 ноября 2012

Даниил Гранин стал лауреатом национальной премии "Большая книга"

Даниил Гранин стал лауреатом Национальной литературной премии "Большая книга"
Даниил Гранин стал сегодня лауреатом Национальной литературной премии "Большая книга". Его роман "Мой лейтенант..." получил первую премию конкурса.
Второй премии были удостоены авторы романа "Аксенов" Александр Кабаков и Евгений Попов. Третья премия присуждена Марине Степновой за произведение "Женщины Лазаря".

Современные проблемы образования

В завершение, и только в завершение, можно кратко поговорить об основных проблемах, с которыми столкнулась существующая система образования. Для начала попробую их просто перечислить:
- низкое качество получаемых знаний;
- низкая эрудированность детей;
- потеря креативности, инциативности, способности к творчеству;
- десоциализация, атомизация;
- развитие дедовщины и насилия среди детей;
- повальное нарушение физического здоровья за время учебы;
- бесконтрольность детей, отсутствие средств влияния у учителей;
- проблемы с молодыми кадрами;
- проблемы с квалифицированным кадрами;
- потеря понимания между детьми и учителями;

25 ноября 2012

21 ноября 2012

Рисунки наших детей на сайте АБЛ

Я уже писала о том, что мы с учениками 5-7 классов в субботу участвовали в большом празднике баскетбола, который был приурочен к открытию чемпионатов Астраханской баскетбольной лиги и Ассоциации студенческого баскетбола нашего региона. 
Ребята к этому мероприятию приготовили  рисунки на тему "Баскетбол глазами детей". Эти замечательные работы представлены на официальном сайте АБЛ. Пройдитесь по ссылке и увидите. Скриншот, к сожалению,  получился не самый хороший.

17 ноября 2012

И спорт, и отдых, и любовь

Три  события, которые вызвали положительные эмоции, произошли за два последних дня. Сегодня со своим классом и ещё четырьмя классами нашей школы приняли активное участие в празднике, который проводила Астраханская баскетбольная лига. Отдыхали  именно активно: бегали, прыгали, водили мяч, болели за баскетболистов и радовались выступлениям команд уличной культуры.
Второе событие -- получила сертификат  ежегодного  образовательного конкурса  сайтов "Я учитель". 
И третье (я считаю, что это также важное событие) -- мне наконец-то попалась  книга, и я её прочитала,  с жизнеутверждающим финалом. Это роман Марины Степновой "Женщины Лазаря". Если получится, напишу отзыв. Роман вошёл в список финалистов  премии "Большой Букер" 2012 года.

14 ноября 2012

Подлежащее и сказуемое: ссылки на теорию

На странице- вкладке "ГИА" моего блога по ссылке  справочный  теоретический материал по темам: "Грамматическая основа предложения", "Способы выражения подлежащего!", "Способы выражения сказуемого". То, что недавно "прошли" или "проходят" сейчас  восьмиклассники на уроках русского языка.

13 ноября 2012

Сочинение на литературную тему


Готовясь к уроку литературы  на тему "Сочинение по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе, решила "освежить" свои знания  и посмотрела, как готовить учеников к выполнению такого вида работы. Хорошо осознаю, что результат будет мизерный, потому что дети мои (впрочем, как и многие другие) просто скачают  тексты из Интернета и будут недовольны полученными "тройками". Однако, что же такое есть СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ? Привожу  несколько ссылок.

10 ноября 2012

"Дело волчат" и "Каменный мост": размышления о прочитанном


В 1942-1943 годах группа учащихся "правительственной" 175-й школы под руководством Владимира Шахурина (на фото), сына наркома авиационной промышленности СССР Ивана Шахурина, создала подпольную организацию "Четвертая империя": они восхищались эстетикой Третьего рейха, образовали теневое правительство, именовали друг друга группенфюрерами и рейхсфюрерами. После загадочной гибели в июне 1943 года на Каменном мосту в Москве ученицы этой школы — дочери посла СССР в Мексике Нины Уманской, которую, по официальной версии, застрелил Шахурин, а затем выстрелил в себя — были арестованы восемь подростков.

Сочинение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013 года

Учитель русского языка и литературы, автор  блога "По уши в ГИА" Марина Анатольевна Крюкова  по этой ссылке  даёт  рекомендации, как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013 года. Очень полезный материал!
Копию можно посмотреть здесь

Мотивация ученика с помощью ИКТ-серверов

Как "заставить" ученика учиться?. Это проблема, думаю, не только моя.
Пять способов мотивации к получению знания с использованием Интернета:
  • интерес к предмету через нестандартные задания с использованием ИКТ-серверов;
  • доступность информации в Интернете, возможность поиска и использования её в проектах, исследовательских работах, творческих заданиях;

09 ноября 2012

Критерии оценивания задания С2 (ГИА 2013)

Для того чтобы набрать максимальное количество баллов за выполнение задания С2 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) на ГИА по русскому языку, нужно знать критерии, по которым оценивается этот вид работы.

07 ноября 2012

Зачем школе управляющий совет?

Во многих астраханских общеобразовательных заведениях успешно действуют управляющие советы, куда входят родители, сотрудники школ и ученики. В некоторых образовательных учреждениях они стали эффективной формой общественного самоуправления и способом формирования гражданского заказа в образовании.
Школьные управляющие советы — прекрасная возможность для всех участников учебного процесса (родителей, педагогов, учащихся) согласовать свои интересы по различным вопросам: на что в первую очередь потратить внебюджетные деньги, какие профильные предметы или направления подготовки будут в школе, какие дополнительные образовательные услуги ей оказывать, во сколько начинать уроки, носить или не носить школьникам форму.

06 ноября 2012

Об отключении Интернета и зависимости от него

Двое суток без Интернета как без рук. Поломка случилась у нас в доме. Операторы  клятвенно обещали исправить её через два часа, записали номер мобильного телефона, чтобы известить об окончании ремонтных работ. Однако   Веб-страницы  были недоступны и в ночь, и на  утро, и  весь следующий день, и ещё одну ночь, и новое утро... Звонила второй и третий раз, грозилась сменить  компанию (благо,  ещё какая-то из них на днях каблировала дом). 
Всё оказалось до банальности просто:  ключ от щитовой, где оборудование это самое поломалось, жильцы потеряли и, вообще, пускать специалистов на порог  не хотели. У них нет Интернета, а до других им и дела нет. Сказала председателю товарищества, что пойду "громить" этих самых жильцов...

04 ноября 2012

Серия "Метро 2033": самое популярное в этом месяце

Роман Дмитрия Глуховского "Метро 2033" остаётся по-прежнему культовым. Серия «Метро 2033» объединяет вдохновленных Глуховским авторов, которые несут и несут каждый свою лепту в общую пост апокалиптическую историю. Герои их книг выходят из подземки, потому что самое страшное теперь на поверхности Земли, почти уничтоженной ядерной войной. Борьба ведется повсюду, но главным образом — внутри каждого человека.
Особой популярностью в этом месяце пользуются:
  • Тимофей Калашников. «Изнанка мира»,
  • Денис Шабалов. «Право на силу»,
  • Сурен Цормудян. «Наследие предков»,
  • Захар Петров. «Муос»

02 ноября 2012

Зачем хорошо учиться?

Зачем хорошо учиться? Такой вопрос встал сегодня на родительском собрании в пятом классе. Точнее, родители-то понимают, что знания -- вещь нужная, а у детей другое на уме. И мамы, как говорится теперь, "озвучили" высказывания своих чад. Примерно такого свойства: вот ты, мамуля, школу с золотой медалью закончила, институт -- с красным дипломом, кандидатскую защитила, докторскую диссертацию пишешь, а зарплату получаешь  маленькую -- ну, ничего на неё не купишь! А мальчик с тобой  на двойки учился,  теперь и квартиры у него, и машины, и бизнес. (Чистая правда, именно так рассуждал один из пятиклассников). 

01 ноября 2012

"Раскрутка" блога

В октябре побит рекорд  просмотров моего блога -- 18754. В сентябре было на 5 тысяч просмотров меньше. Наиболее востребованными являются экзаменационные материалы по русскому языку, образцы сочинений, информация о грамматических категориях,  языковых явлениях. Читатели регулярно посещают также страницы "Круг чтения", "Творческие работы учащихся", "Для уроков".
К вопросу о раскрутке  блога. Образовательный блог всё-таки специфическое явление в блогосфере.  Круг его читателей ограничен.