03 декабря 2014

Все темы сочинений (одним списком)

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
104. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
105. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

Все темы сочинений 3 декабря

Все темы сочинений 3 декабря ссылка

02 декабря 2014

УДАЧИ!

3 декабря 2014 года более 600 тыс. выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории России, напишут итоговое сочинение (изложение).

01 декабря 2014

Алгоритм работы над сочинением

  Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
 Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.  
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.
Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
 Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
 Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения
 Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их; переписываю в чистовик.

28 ноября 2014

Лауреаты премии "Большая книга"

Захар Прилепин – прозаик, публицист, музыкант – стал лауреатом Девятой Национальной литературной премии «Большая книга – 2014» со своим манифестом о силе человеческого духа «Обитель». Второе и третье место заняли Владимир Сорокин с романом-антиутопией «Теллурия» и Владимир Шаров с его историей в письмах «Возвращение в Египет». Книги-лауреаты Прилепина и Сорокина также доступны в аудиоформате!

27 ноября 2014

В интернете нет комплектов тем сочинений, и быть не может

Рособрнадзор в рамках мониторинга социальных сетей по выявлению разного рода мошеннических предложений, связанных с итоговой аттестацией, обнаружил предложения о продаже якобы реальных тем итогового сочинения.
 Рособрнадзор обращает внимание школьников и их родителей, что никаких комплектов тем сочинений, подготовленных на 3 декабря заблаговременно нет, и быть не может. Технология исключает такую возможность. Темы будут раскрыты за 15 минут до начала проведения сочинения, при этом при этом будет учтено, в каком часовом поясе находится регион.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/244-v-internete-net-komplektov-tem-sochineniy-i-byt-ne-mozhet.html

Типичные ошибки, допущенные выпускниками в сочинении, и советы по подготовке к экзамену

Качественная характеристика работ

Тема (код и название)
Типичные ошибки по теме
004.
Какие произведения М.Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям
М.Ю. Лермонтова)
·      Часто отсутствовал ответ на вопрос: почему именно это произведение посоветовали бы прочитать?
·      Отступление от темы, отсутствует тезис, который необходимо доказать. Недостаточно убедительные аргументы.
·      Смысловой анализ «Героя нашего времени» не становится полноценным доказательством тезиса.
·      Литературный материал используется на уровне пересказа произведения. Отсутствие знаний о биографии писателя. Искажение содержания произведений.  Непонимание литературоведческого понятия "Лирический герой". Низкий уровень осмысление художественных тестов.
·      Были работы однотипные по строению и содержанию (будто пересказ прослушанного текста)
·      Нарушение логики рассуждения.
·      Фактические ошибки в цитатах.
·      Стилистические и речевые ошибки, нет разнообразия лексических оборотов. Нарушены правила надежного управления, нормы словоупотребления. Однообразные синтаксические конструкторы, допускают использование речевых штампов. Неоправданные повторы слов, нарушение лексической сочетаемости.
·      Грамматические ошибки: Правописание безударных гласных в корнях слов, правописание личных окончаний глаголов, правописание производных предлогов, согласование падежных окончаний прилагательных и существительных. ошибочное образование форм различных частей речи ; орфографические : правописание корней с чередованием гласных и безударных окончаний глаголов; правописание окончаний глаголов во 2 л. ед.ч; тся-ться ; правописание частиц ; не с глаголами и причастиями; правописание безударных гласных в корне слова.
·      Пунктуационные ошибки: необоснованные запятые в простом предложении, знаки препинания в СПП (сложноподчиненное предложение), ССП (сложносочиненное предложение), БСП( бессоюзное сложное предложение); знаки препинания, при деепричастном обороте.

018.
Можно ли обойтись без книг?
·      Рассуждения сводятся к вопросу: что такое книга?
·      Литературный материал используется на уровне пересказа произведения, поверхностный уровень анализа произведения. Учащиеся приводят аргументы из литературных произведений, но показывают низкий уровень осмысления художественных произведений, в основном опираются на пересказ основных сюжетных линий.
·      Желание указать более двух произведений ведет к поверхностному анализу.

Инфографика об итоговом сочинении


Инфографика об итоговом сочинении

25 ноября 2014

Подборка текстов к итоговому сочинению

     
Направление первое «Недаром помнит вся Россия…»

Статья Андроникова о М.Ю.Лермонтове
Стихи о М.Ю.Лермонтове
Высказывания о М.Ю.Лермонтове
Информация о творчестве

Направление второе «Вопросы, заданные войной»

Память.  Фрагменты рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Память.  Р. Рождественский. «Реквием» (фрагмент поэмы)
Память.  Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном». «Четвертое измерение»
К. Симонов. Стихотворение «С чего начинается память?»
Д.С.Лихачев. «Память …»
Героизм (мужество). Б. Пастернак. «Смерть сапёра»

23 ноября 2014

10 правил творчества

Искала в Сети текст для изложения о творчестве и творческих людях, "набрела" на вот ЭТО  -- "10 правил творчества. Манифест о жизни, работе, Интернете, общении, творчестве". Весьма любопытно. Кое-что хочется процитировать.
Анонс. Остин Клеон, художник и поэт, автор сборника Newspaper Blackout Poems, сформулировал правила эффективного творчества, которые мгновенно его прославили. Вы не пожалеете, что прочитали эту статью. 

Тренировочное сочинение: как это получилось у нас

Выпускникам на тренировочном итоговом сочинении 20.11.14 года было предложено 3 темы: одна из списка заявленных направлений («Какие произведения М.Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова») и две темы вне заявленных направлений («Можно ли обойтись без книг» и «Почему важно сострадать другому?»)
 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается  невыполненной и оценивается 0 баллов. Комиссия тем не менее проверила и такие работы, для того чтобы оценить выполнение задания по всем критериям. С другой стороны, учащимся следует избегать излишнего многословия, детального пересказа произведения, что может затруднить  понимание экспертом коммуникативного замысла ученика, может «потеряться» рациональное зерно его рассуждений.
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Выставление «незачёта» по одному из них автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом.
Критерий № 1  «Соответствие теме». По этому критерию выпускники рассуждали на предложенную тему, выбрав один из путей её раскрытия: либо отвечали на поставленный в теме вопрос, либо размышляли над предложенной проблемой, либо строили высказывание на основе связанных с темой тезисов. По первому критерию все учащиеся получили «зачёт». Однако им следует обратить внимание на точность и ясность формулировок тезиса, соблюдение речевых норм, необходимо избегать повторения одной и той же мысли разными способами её выражения.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Ученики, справившиеся с этой задачей, показали разный уровень осмысления литературного материала, проанализировав, например,  проблематику произведения, характеры персонажей. Есть достаточно  хорошо аргументированные работы. Мы советуем учащимся использовать  и такой путь, как комплексный анализ текста в единстве его формы и содержания и его интерпретацию в аспекте выбранной темы.
Работы, оцененные оценкой «незачёт», не зачтены как раз по критерию № 2. Есть  сочинения, либо написанные без привлечения литературного материала, либо в них просто названо произведение, но оно не стало опорой для рассуждения.

Вузы будут обязаны публиковать сочинения абитуриентов

Вузы в России обяжут опубликовать на своих сайтах все итоговые сочинения, представленные абитуриентами, с обоснованиями выставленных за них оценок, сообщил в интервью РИА Новости глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
"Для обеспечения общественного контроля вузы обязаны будут разместить результаты проверки сочинений на своих сайтах. Тот вариант, который сейчас обсуждается, предусматривает, что вузы размещают сочинение и пояснение, как они его оценивали, по каким критериям поставили тот или иной балл. Это будет делаться для каждого представленного абитуриентами сочинения", — сказал Кравцов.
Он добавил, что Рособрнадзор технологически обеспечит всем вузам, которые решат учитывать это вступительное испытание, доступ к оригиналам сочинений, а также даст свои рекомендации по проверке /проект опубликован/ и по привлечению для этой работы проверяющих экспертов. "Я думаю, что большинство вузов этими рекомендациями воспользуются", — отметил Кравцов.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/126-vuzy-budut-obyazany-publikovat-na-saytah-sochineniya-abiturientov.html

За изложение дополнительнных баллов не будет

Выпускники школ с ограниченными возможностями смогут писать изложение вместо сочинения, но в этом случае не получат дополнительных баллов при поступлении в вуз, сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе онлайн-консультации для студентов и абитуриентов.
"Не предусмотрен зачет изложения в качестве баллов для поступления в вузы, только сочинение", — сказал Кравцов.
Ранее он говорил, что российские вузы обяжут опубликовать на своих сайтах все итоговые сочинения, представленные абитуриентами, с обоснованиями выставленных за них оценок. В свою очередь Рособрнадзор технологически обеспечит всем вузам, которые решат учитывать это вступительное испытание, доступ к оригиналам сочинений, а также даст свои рекомендации по проверке и по привлечению для этой работы проверяющих экспертов.
Для детей-инвалидов и сирот в 2014/15 году была введена новая льгота — 10%-ная квота на бюджетные места в вузах.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/213-za-izlozhenie-dopolnitelnyh-ballov-v-vuzah-ne-budet.html