Выпускникам на тренировочном итоговом
сочинении 20.11.14 года было предложено 3 темы: одна из списка заявленных
направлений («Какие произведения М.Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?
По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова») и две темы вне
заявленных направлений («Можно ли обойтись без книг» и «Почему важно сострадать
другому?»)
 Если в
сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные),
то такая работа считается  невыполненной
и оценивается 0 баллов. Комиссия тем не менее проверила и такие работы, для
того чтобы оценить выполнение задания по всем критериям. С другой стороны, учащимся следует
избегать излишнего многословия, детального пересказа произведения, что может
затруднить  понимание экспертом
коммуникативного замысла ученика, может «потеряться» рациональное зерно его
рассуждений.
Критерии
№ 1 и № 2 являются основными. Выставление «незачёта» по
одному из них автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом.
Критерий
№ 1  «Соответствие теме».
По этому критерию выпускники рассуждали на предложенную тему, выбрав один из
путей её раскрытия: либо отвечали на поставленный в теме вопрос, либо
размышляли над предложенной проблемой, либо строили высказывание на основе
связанных с темой тезисов. По первому критерию все учащиеся получили «зачёт».
Однако им следует обратить внимание на точность и ясность формулировок тезиса,
соблюдение речевых норм, необходимо избегать повторения одной и той же мысли
разными способами её выражения.
Критерий
№ 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный
материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации
своей позиции. Ученики, справившиеся с этой задачей, показали разный уровень
осмысления литературного материала, проанализировав, например,  проблематику произведения, характеры
персонажей. Есть достаточно  хорошо
аргументированные работы. Мы советуем учащимся использовать  и такой путь, как
комплексный анализ текста в единстве его формы и содержания и его интерпретацию
в аспекте выбранной темы.
Работы, оцененные оценкой «незачёт», не
зачтены как раз по критерию № 2. Есть 
сочинения, либо написанные без привлечения литературного материала, либо в
них просто названо произведение, но оно не стало опорой для рассуждения.
В ряде
сочинений литературный материал 
привлечён формально (вне глубинной связи с рассуждениями выпускника),
примеры не прокомментированы (пример с героем из драмы «Гроза»  Кулигиным). В ряде сочинений аргументация
подменяется  общими словами, штампами. В
сочинении по рассказу А.П. Платонова «Юшка» не названы ни произведение, ни
автор. 
Все работы получили «зачёт» по остальным
основным критериям. Критерий № 3
«Композиция» -- грубых логических нарушений нет,  тезисно-доказательная часть  и вывод присутствуют.  Критерий
№ 4 «Качество речи» -- выпускникам следует обратить внимание на то, что
необходимо в сочинении использовать разнообразную лексику и различные
грамматические конструкции, 
литературоведческие термины, в частности, точно указывать жанры
художественных произведений. Критерий №
5 «Грамотность» в пределах нормы в большинстве работ.  Следует обратить внимание на точность
словоупотребления, соблюдение грамматических норм  языка.
Результаты сочинения выявили типичные
недостатки в литературном образовании учащихся: узкий читательский кругозор,
неумение анализировать и интерпретировать художественный текст и создавать по
нему письменное высказывание. Как невысокий можно оценить и уровень
сформированности   надпредметных 
навыков и умений: в частности таких, как умение извлекать из текста
нужную информацию, строить логичное рассуждение, формулировать тезис и доказывать
его и др.
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий