27 ноября 2014

Типичные ошибки, допущенные выпускниками в сочинении, и советы по подготовке к экзамену

Качественная характеристика работ

Тема (код и название)
Типичные ошибки по теме
004.
Какие произведения М.Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям
М.Ю. Лермонтова)
·      Часто отсутствовал ответ на вопрос: почему именно это произведение посоветовали бы прочитать?
·      Отступление от темы, отсутствует тезис, который необходимо доказать. Недостаточно убедительные аргументы.
·      Смысловой анализ «Героя нашего времени» не становится полноценным доказательством тезиса.
·      Литературный материал используется на уровне пересказа произведения. Отсутствие знаний о биографии писателя. Искажение содержания произведений.  Непонимание литературоведческого понятия "Лирический герой". Низкий уровень осмысление художественных тестов.
·      Были работы однотипные по строению и содержанию (будто пересказ прослушанного текста)
·      Нарушение логики рассуждения.
·      Фактические ошибки в цитатах.
·      Стилистические и речевые ошибки, нет разнообразия лексических оборотов. Нарушены правила надежного управления, нормы словоупотребления. Однообразные синтаксические конструкторы, допускают использование речевых штампов. Неоправданные повторы слов, нарушение лексической сочетаемости.
·      Грамматические ошибки: Правописание безударных гласных в корнях слов, правописание личных окончаний глаголов, правописание производных предлогов, согласование падежных окончаний прилагательных и существительных. ошибочное образование форм различных частей речи ; орфографические : правописание корней с чередованием гласных и безударных окончаний глаголов; правописание окончаний глаголов во 2 л. ед.ч; тся-ться ; правописание частиц ; не с глаголами и причастиями; правописание безударных гласных в корне слова.
·      Пунктуационные ошибки: необоснованные запятые в простом предложении, знаки препинания в СПП (сложноподчиненное предложение), ССП (сложносочиненное предложение), БСП( бессоюзное сложное предложение); знаки препинания, при деепричастном обороте.

018.
Можно ли обойтись без книг?
·      Рассуждения сводятся к вопросу: что такое книга?
·      Литературный материал используется на уровне пересказа произведения, поверхностный уровень анализа произведения. Учащиеся приводят аргументы из литературных произведений, но показывают низкий уровень осмысления художественных произведений, в основном опираются на пересказ основных сюжетных линий.
·      Желание указать более двух произведений ведет к поверхностному анализу.

·      Поверхностное знание сюжета (на уровне краткого содержания произведения). Ошибки в определении жанра произведения, сюжета.
·      В сочинении, посвященном книгам, не было литературных примеров
·      Выпускники не продемонстрировали собственных читательских предпочтений.
·      Фактические ошибки в определении жанра произведения, ошибки в именах собственных, искажение историко-литературных фактов
·      Нарушение логики рассуждений.
·      Нечеткая формулировка тезиса.
·      Формальное привлечение материала, аргументация подменяется общими фразами, недостаточно убедительные аргументы из литературного материала.
·      Речевые ошибки: Обилие речевых ошибок затрудняет понимание смысла сказанного. Прослеживается однообразие синтасинтаксических конструкций, частое употребление слов. Прослеживается логическая связь между вступлением и основной частью. Нарушение последовательности изложения материала
·      Грамматические ошибки: Правописание безударных гласных в корнях слова, падежные окончания существительных, причастий, отсутствуют знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, вводных словах, в сложных предложениях, тире между подлежащим и сказуемым.
·      Пунктуационные ошибки: знаки препинания в ССП(сложносочиненное предложение), при деепричастном  обороте, при вводных словах, тире между подлежащим и сказуемым.
·      Маленький объём работ.
030.
Почему важно уметь сострадать другому?
·       Отсутствует исходный тезис: не формулируется ответ на вопрос «Почему?», доказательная часть подменяется размышлениями, что такое сострадание
·       Литературный материал используется на уровне пересказа произведения. Приведены примеры из жизни, личного опыта, а не литературного произведения
·       Нарушение логики в аргументации, подмена одного тезиса другим (Чем люди живы?)
·       Речевые: Нет разнообразия лексики, речевых оборотов. Однообразие синтаксических конструкций. Недостаточное раскрытие темы. Во многих работах нет конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
·       Грамматические ошибки: правописание безударных гласных, правописание гласных и согласных в корне слова, правописание окончаний глаголов, не с разными частями речи.
·       Пунктуационные ошибки: пропущены знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, в сложных предложениях, знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах, ССП (сложносочиненное предложение), СПП (сложноподчиненное предложение). Постановка тире, двоеточие в ПП.
·       Речевые ошибки: недостаточно убедительная аргументация, использование штампов и общих слов, использование заготовок под другие задачи, неправильное построение предложений. Отсутствует творческий нестандартный подход к раскрытию темы, речь характеризуется однообразием грамматического строя, нет композиционной связи. Употребление слов в несвойственных им значениях. Часто встречается нарушение композиционной связи, ошибки в формулировке проблем.

 Комментарии, выводы, рекомендации 
по подготовке учащихся к написанию итогового сочинения (изложения)
1.      В работах используются заготовки, не соответствующие темам.
2.      Обратить  внимание на разницу в структурах сочинения.
3.      Обратить внимание на более осмысленную формулировку тезиса, логичность доказательств и связанный с тезисом вывод, выпускники в сочинении должны продемонстрировать собственное видение проблемы
4.      Необходимо учить правильно «видеть» ключевые слова темы, правильно отбирать литературоведческий материал для анализа, необходимо акцентировать внимание на выборе более точных литературных примеров.
5.      Работать над композицией сочинения, обучать приемам работы над вступительной и заключительной частями сочинения, способом аргументации. Работать над речевым оформлением сочинения, учить пользоваться орфографическим словарем.
6.      Необходимо заострить внимание на том, что литературные произведения должны стать опорой для рассуждения.
7.      Нацеливать учащихся опираться на классическую русскую и зарубежную литературу, а не на низкопробные произведения - «однодневки». Повысить читательскую активность.
8.      Необходимо обратить внимание на нарушение абзацного членения текста, на соотношение объема вступления и основной части, на отсутствие предложений переходов от одной смысловой части к другой.
9.      Усилить работу над грамматическим и речевым строем речи учащихся.
10.  Обратить внимание на речевые, фактические ошибки, допускаемые учащимися (произведение М.Ю. Лермонтова «На дне», баллада «Сотников», Бредбери, «учительница предложила сыграть в карты на деньги» («Уроки французского»), ПечЁрин, В.О.В.), напомнить о необходимости указывать инициалы поэта или писателя.
11.  Большинство пунктуационных ошибок было допущено в БСП ( бессоюзное сложное предложение), СПП (сложноподчиненное предложение), при  вводных конструкциях, при причастных и деепричастных оборотах.
12.  Организаторам разработать единые требования оформления бланков, т. к. в разных источниках есть разночтения.
13.  Рекомендовать учащимся заполнять бланки ( фамилия , имя отчество) и писать работу четким , разборчивым почерком.
14.  Критерий "грамотность": много ошибок на обособление определений и обстоятельств на согласование определяемого слова с главным, неточное употребление значения слова.
15.   В целом учащиеся готовы к написанию итогового сочинения . В большинстве случаев справились с поставленной задачей (К1-К3) , но не всегда умело включают литературный материал в текст своего сочинения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий