08 июня 2016

Поделить поровну или раздать бедным? Тест про справедливость

Тест здесь
У меня получилось так.
Для разных случаев — разная справедливость. Вам не кажется, что существует один принцип справедливости, который позволяет найти верное решение в любой жизненной ситуации. Иногда можно поделить все поровну, иногда — помочь отстающему, поощрить самого трудолюбивого или оставить все как есть. Справедливость должны диктовать обстоятельства, а не абстрактные идеи. У такого подхода много достоинств, но есть и одна проблема: он слишком субъективен. В отсутствие четких правил каждый будет судить и рядить по-своему. 

Почему пишется предынфарктный, но постинфарктный?

Дело в том, что эти приставки различаются по происхождению. После приставок иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс- для передачи звука [ы] пишется буква и, например: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный. А после русских приставок, кончающихся на согласный, пишется, в соответствии с произношением, буква ы, например: безыскусный, безысходный, сыскать, изыскивать, подыгрывать, предынфарктный, предыстория, розыск, сымпровизировать. В каждом уважающем себя правиле должны быть исключения, и здесь они тоже есть. После русских приставок меж-и сверх- пишется имежиздательский, сверхинтересный.

Я никаких правил не знаю, а пишу грамотно!

Поздравляем. Действительно, можно писать слова без ошибок, даже если вы не знаете, какое правило тут действует. Это так называемая врожденная грамотность (обратите внимание: слова, следующие послетак называемый, не заключаются в кавычки). Конечно, никакая она не врожденная: если ребенок никогда не видел ни одного русского текста, он не напишет без ошибок слова девчонка, серебряный, майонез. Механизм «врожденной грамотности» такой: когда ребенок много читает, он просто выучивает, как пишутся слова. Сотни раз увидев в книгах слово серебряный, человек запоминает его графический облик, и ему не надо вспоминать правило «-н-/-нн- в суффиксах прилагательных». Но, конечно, достичь идеальной грамотности, ни разу не открыв учебник русского языка и справочник по правописанию, невозможно.

07 июня 2016

Офшор или оффшор? Какое здесь действует правило?

Правил написания двойных согласных в корнях заимствованных слов нет. Точнее, есть только одно правило: такое написание определяется в словарном порядке (по орфографическому словарю). Например, пишутся с одиночной согласной слова алюминий, галерея, балюстрада, дилетант, импресарио (да-да!), капучино, офис, офшор, тореро. Но пишется двойная согласная в словах аббревиатура, аккомпанемент, апелляция, коррозия, стеллаж, терраса, триллер, хлорофилл. Словом, каждый раз, если сомневаетесь, надо смотреть в словарь.

В каких словах люди чаще ошибаются?

Можно назвать несколько «горячих точек» русского правописания. Это написание одной и двух букв н в причастиях и прилагательных, написание двойных согласных в русских и заимствованных словах, написание и/ы после приставок, употребление твердого и мягкого знаков, особенно в глаголах на -тся/-ться, слитное/дефисное/раздельное написание сложных слов, употребление прописных и строчных букв.
Источник

А сколько всего правил правописания в русском языке?

Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.
Источник
Все правила по русскому языку с 1 по 11 класс https://russkiypro.com/rules на сайте Русский Про!

Надеть или одеть? Не самый простой тест на знание русского языка

Тест здесь

06 июня 2016

Неизвестный Пушкин: 10 фактов о великом поэте

Источник
6 июня – важнейшая дата в истории русской культуры: день рождения великого Александра Сергеевича Пушкина. Творчество Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Произведения великого русского поэта объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Пушкина любят, читают не только в России, но и во всех уголках нашей планеты.
О жизни и творчестве Александра Сергеевича, наверное, сказано и написано практически все. И все-таки представим здесь некоторые малоизвестные факты из жизни великого поэта.
 

05 июня 2016

Завтра -- "Пушкинский диктант"

Дорогие ценители русского языка!
Отмечать государственный праздник – День русского языка – участием в «Пушкинском диктанте» стало хорошей традицией.
2016 год – это год кино.  
Предлагаем Вашему вниманию задания, посвященные творчеству А.С. Пушкина и постановкам его произведений в киноискусстве.

Задания «Пушкинского диктанта» 2016 года составлены из материалов российских учителей, специально созданных для проведения этой общественной акции.  Всего в разработке заданий участвовало 57 учителей России из Республики Алтай и  Чувашской республики, Астраханской, Волгоградской, Пензенской, Самарской, Тамбовской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, Пермского и Ставропольского краев[1]. В разработке заданий принимала участие кафедра филологического образования Московского института открытого образования.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1.     Участие в «Пушкинском диктанте» позволит проверить грамотность его участников, знание ими текстов великого писателя и кинопостановок его произведений.
2.     Для проведения диктанта предложено 5 вариантов работ, адресованных участникам различных возрастных категорий: а) учащимся 3-4 классов; б) учащимся 5-6 классов; в) учащимся 7-8 классов; г) учащимся 10-11 классов; д) взрослым участникам акции.
3.     Количество заданий возрастает по мере взросления участников. (для 3-4 классов 3 задания; для 5-6 классов – 4; для 7-8 – 5; для 9-11 – 6; для взрослых – 7).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

1.     Диктант проводится в течение 45 минут.
2.     Необходимо обеспечить предельно честное выполнение работ, для чего требуется исключить пользование телефонами, планшетами и справочной литературой.

3.     Для проведения диктанта необходимо предварительно скачать и распечатать бланки заданий – по 1 экземпляру на каждого участника акции (в соответствии с его возрастной категорией).
4.      В 2016 г. «Пушкинский диктант» впервые проходит в режиме вебинара, поэтому необходимо будет в 9.30 по московскому времени осуществить пробные подключения к вебинарной комнате: http://connect.mioo.ru/webinar
Код доступа комнаты: mioo
Для подключения рекомендуется использовать браузеры Google Chrome и Mozilla Firefox.
Перед подключением следует убедиться, что установлена последняя версия Flashplayer: 
https://get.adobe.com/ru/flashplayer/
Кроме того можно проверить соединение с сервером и установить плагин Adobe Connect, перейдя по ссылке: 
http://connect.mioo.ru/common/help/ru/support/meeting_test.htm
5.      Ключи на сайте кафедры филологического образования МИОО и АССУЛ будут открыты 6 июня в 12.00 по московскому времени. О
6.     Требуется проверить работы с опорой на ключи и заполнить общий протокол. Протокол проверки необходимо выслать на адрес Ассоциации не позже 9 июня 2016 года по почте : aurilm@yandex.ru c пометкой «Пушкин».
 По всем содержательным вопросам Общероссийской общественной акции  «Пушкинский диктант» просим обращаться к Левушкиной Ольге Николаевне
 (8-916-249-11-10, levuskinaon@mail.ru)
По техническим вопросам подключения к вебинару держим связь с Ильей Михайловичем Безбородовым - bezborodovim@mioo.ru

Время проведения вебинара 6 июня 2016 года с 10.00 до 10.45
по московскому времени.
До встречи на вебинаре!
Желаем успеха!


[1] Всех участников конкурса можно увидеть в прилагаемом списке.

04 июня 2016

Тест "КП": знаешь ли ты на самом деле русский язык?

Предлагаем вам проверить свои знания великого и могучего
Проверьте, хорошо ли Вы знаете русский язык. Тест

Всероссийский конкурс сочинений -- 2016

Областной конкурс сочинений «Мой любимый учитель»Школьников, а также студентов колледжей и техникумов приглашают к участию во Всероссийском конкурсе сочинений. Региональный этап проходит до 5 сентября, федеральный этап – до 11 сентября 2016 года. Награждение победителей планируется 15, 16 сентября в Москве. Уже сейчас школьники и студенты могут выбрать для себя наиболее интересную тему для написания сочинения: «Русская литература в отечественном кинематографе», «Дорога в Космос – мечта человечества», «Культурное наследие В. Шекспира», «Юбилейные даты писателей региона», «История света: от угольной лампочки до высоких световых технологий».

За нарушения правил ЕГЭ аннулировали более 200 работ по русскому языку

За нарушения правил проведения ЕГЭ в ходе единого экзамена по русскому языку в 2016 году было аннулировано 202 работы, что меньше аналогичных показателей прошлых двух лет, заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
"На ЕГЭ по русскому языку в этом году аннулировано 202 работы. В 2015 году таких работ было 211, а в 2014 году – 320", — сообщил журналистам в четверг Кравцов. ЕГЭ по русскому языку прошел 30 мая, его писали более 680 тысяч человек. Это один из обязательных предметов для получения аттестата об окончании школы.
Минимальное количество баллов, необходимое для получения аттестата, составляет 24 балла. Экзаменационная работа содержит 25 заданий. Продолжительность экзамена составляет 3 часа 30 минут (210 минут).
Кроме того, результаты ЕГЭ по русскому языку необходимо представить при поступлении в вуз на любое направление подготовки (специальность). Результаты экзамена станут известны участникам не позднее 15 июня.
РИА Новости

02 июня 2016

Три мифа о сочинении 15.3

Скорее всего, вы об этом не знали...
МИФ 1.  Определение понятия может находиться только в начале сочинения.
Реальность: определение понятия можно написать в начале сочинения или в конце.
Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 59)

МИФ 2. Второй аргумент нельзя приводить тоже из прочитанного текста, как первый.
Реальность: оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста, НО не во всех текстах можно найти второй аргумент.
Официальное подтверждение: Критерии оценивания задания 15.3. (см. критерий С3К2)

МИФ 3. Второй аргумент можно приводить только из личного жизненного опыта.
Реальность: второй аргумент можно приводить из прочитанного тексталитературного произведениякинофильмовСМИ (в том числе из Интернета), личного опыта, опыта других людей.
Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 60)
Ссылка здесь

Истории людей, которые доказали, что нет ничего невозможного

Людвиг ван Бетховен, Альберт Эйнштейн, Мигель де Сервантес Сааведра -- эти имена мы слышим с детства. Но мало кто знает, через какие испытания им пришлось пройти. Они добились успеха только благодаря силе воли.
AdMe представляет истории людей, показавших миру, что для тех, кто верит в себя, нет никаких преград.
Источник:
Эту информацию можно использовать в качестве жизненного аргумента в сочинении на ОГЭ.

20 мая 2016

Цитата дня

Считай несчастным тот день или тот час, в который 
ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил 
к своему образованию.

Ян Амос Коменский

09 мая 2016

Бессмертный полк

Сегодня прошла в строю Бессмертного полка. Вместе со своими родителями: Ниной Ивановной и Василием Фёдоровичем Саблиными, которые воевали в ту страшную войну. Мама служила в авиационном полку сначала в батальоне аэродромного обеспечения, потом на КПП, где следила за показаниями радара. Победу встретила на Западной Украине, во Львове. Трудная участь выпала на долю рядового Василия Саблина: вступление в бой почти безоружными, плен, счастливая случайность, когда благодаря другу отцу удалось избежать газовой камеры. Потом наш лагерь для побывавших в немецком плену... 
Уже проходя по главной площади города, перед трибунами ветеранов, встретилась с родственниками мужа: Они шли с портретом моего свёкра -- Александра Петровича Толчаницына, Александр Петрович прошел войну от Волги до Берлина.
Так встретились в колоннах Бессмертного полка мои  близкие люди. Помним, чтим, славим! И внукам своим о них уже рассказали и ещё расскажем.

Критерии оценивания и изменения в КИМах в картинках

ЕГЭ по русскому языку 2016

ЕГЭ по русскому языку: критерии оценивания

По этой ССЫЛКЕ критерии оценивания ЕГЭ, перевода первичных баллов в тестовые, изменения в КИМах 2016 года. по русскому языку.

05 мая 2016

ЕГЭ: как без ошибок выполнить задание 19

Наибольшую сложность для экзаменуемых традиционно составило выполнение задания 19, требующего анализа сложной синтаксической конструкции с разными видами связи: союзной сочинительной, союзной подчинительной, бессоюзной. Это задание, в отличие от заданий 16 и 17, требует анализа синтаксических отношений, которые установлены не между отдельными членами предложения, а между простыми предложениями в составе сложных, что делает задачу более трудной. С этой задачей успешно справились немногим более половины экзаменуемых, причём значительные трудности испытали не только испытуемые с минимальным и удовлетворительным уровнем подготовки (12% и 20% выполнения соответственно), но и те, кто получил баллы выше 32 п.б. Только разобравшись в синтаксических особенностях предложения, выпускник мог избежать ошибок. Самая распространённая из них – это неверная характеристика предложения по количеству грамматических основ, т.е. выпускники принимают сложное предложение за простое и наоборот. Для того чтобы не ошибиться при решении пунктуационной задачи, экзаменуемому необходимо выполнить следующие операции:
 найти все грамматические основы предложения, чтобы определить, простое оно или сложное;

02 мая 2016

Благодарность за участие в организации ТД

Штаб Тотального диктанта выразил мне  благодарность  за помощь в организации акции по проверке грамотности "Тотальный диктант" в 2016 году в городе Астрахани.  Благодарственное письмо подписано руководителем проекта "Тотальный диктант", директором фонда поддержки языковой грамотности Ольгой Ребковец.
В этом году в Астрахани  в Тотальном диктанте участвовали более 750 человек, в прошлом было 450. Из моих шести учеников двое получили "четвёрки".