13 января 2017

Языковые средства выразительности (задание 24)

По указанным ссылкам видео с разбором средств художественной выразительности к заданию 24, подготовленные опытным консультантов Юлией Сергеевной Красовских. На мой взгляд, это хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ

Языковые средства выразительности https://www.youtube.com/watch?v=bs8UsyWqNTU&list=TLGGQ2Obyeay7c0xMzAxMjAxNw&index=5


Метонимия 

Метафора 

Сравнение https://www.youtube.com/watch?v=6Y9I7gQ1KCU&list=TLGGQ2Obyeay7c0xMzAxMjAxNw&index=3

Гипербола https://www.youtube.com/watch?v=oJaXMZtJePU

12 января 2017

Какие изменения будут в сдаче ЕГЭ в 2017 году

Сдача ЕГЭ из года в год меняется – в контрольно-измерительные материалы постоянно вносятся изменения. Это заставляет нервничать и будущих выпускников, и их учителей. К чему готовиться, если еще неизвестно, что и как придется сдавать в конце учебного года? Однако ситуация изменилась к лучшему: к началу учебного года Федеральный институт педагогических измерений озвучил запланированные изменения в сдаче ЕГЭ-2017 по всем предметам. Какими они будут?

Обязательные предметы на ЕГЭ-2017
Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.
Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не поступало. Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:
русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);
математика – базовый или профильный уровень на выбор.
Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».

ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях
Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в девятых классах.

  • В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:в задании № 17 (пунктуация в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;
  • в задании № 22 (лексический анализ слова в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания;
  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти  в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.

Читать -- надо читать!

Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание.
Владимир Даль

07 декабря 2016

Буклеты к итоговому сочинению

Опыт заслуживает нашего внимания. Сколько материала накопилось, пока шла подготовка к сочинению! (ВВ).
Подготовка к итоговому метапредметному сочинению во время непрерывного учебного процесса - дело нелёгкое. Работа со словом – весьма кропотливое занятие. Времени в обрез, а сделать надо многое. Все словари и книги в одиночку не перешерстишь! Одиннадцатиклассники петрозаводского "Лицея №1" знают об этом не понаслышке. 
Вдохновлённые одним из материалов по направлению "Разум и чувство", ребята методом проекта сделали свои буклеты, которые наверняка окажутся полезными тем, кто готовится к экзамену и дорожит временем. 

Выпускное сочинение напишут 625 тысяч человек

"Сочинение напишут более 625 тысяч участников, в том числе 621 тысяча выпускников текущего года и более 3,5 тысяч участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Около 14,5 тысяч человек будут писать итоговое изложение", - сообщили в Рособрнадзоре. Свои результаты ребята узнают не позднее 21 декабря, подчеркнули в ведомстве.
По мнению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, возвращение итогового сочинения в число выпускных испытаний для школьников себя оправдало. "Мы видим это в улучшении результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также по другим предметам, так как оно прививает школьникам умение рассуждать и излагать свои мысли. Модель проведения сочинения в этом году не менялась, выпускники и учителя знают, к чему готовиться, и мы рассчитываем, что сочинение пройдет в штатном режиме", - отметил Кравцов.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/554-vypusknoe-sochinenie-napishut-625-tysyach-chelovek.html

Российские школьники по итогам PISA показали рост читательской, математической и естественнонаучной грамотности

Средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста в читательской, математической и естественнонаучной грамотности улучшились по всем трем направлениям по сравнению с 2012 годом, свидетельствуют опубликованные сегодня данные последнего международного исследования качества образования PISA.
Результаты российских участников по читательской грамотности продемонстрировали существенный подъем: средний результат вырос на 20 баллов (с 475 до 495 баллов) по сравнению с данными предыдущего исследования. Средний результат по странам ОЭСР составил 493 балла.

04 декабря 2016

О поколении Z. «Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»

Источник 
Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.

Лекция федерального эксперта ЕГЭ М.Г. Павловца об итоговом сочинении


...для снятия стресса...


07 ноября 2016

Замена слов стилистически нейтральными синонимами (из ОБЗ)

Задание. Подберите стилистически нейтральные синонимы к следующим словам. (Задания из Открытого банка заданий ОГЭ).

1.      Парень. (Они стояли, прижавшись друг к другу, -- молоденький парень и девушка).
2.      Разом. (8)Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится. (9)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится. (10)Семнадцать лет. (11)Жить хочется. (12)Красивая... уж больно девка-то красивая!)
3.      Окоченев. (Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки)
4.      Облезла. (Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла,)
5.      Примостясь. (И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе).

Ещё тексты для сжатого изложения

Ещё тексты для сжатого изложения из Открытого банка заданий ОГЭ ссылка Тексты размещены в разделе "Языковые нормы.

05 ноября 2016

29 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году

Хотите получить на экзамене за сжатое изложение максимальный балл? Тогда действуйте!

На сайте ФИПИ выложены 29 аудиозаписей текстов для написания сжатого изложения на реальном ОГЭ 2017.

По одной из этих аудиозаписей вам предстоит написать сжатое изложение на реальном экзамене )) 
!!! 10 новых текстов вы найдёте в конце статьи под номерами 21-30.

Поэтому у вас есть возможность как следует подготовиться к данному заданию!

Подборка материалов для подготовки к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году

Данная статья содержит 26 ссылок на материалы, которые можно активно использовать для подготовки к итоговому сочинению в 2016/2017 учебном году.
Ссылки сгруппированы по следующим темам:
1. общие материалы
2. материалы по каждому из направлений итогового сочинения
3. образцы готовых сочинений

Анализ сочинений в соответствии с требованием №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения»

В соответствии с требованием №2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 
Большинство обучающихся пишут сочинение самостоятельно. Вместе с тем отмечаются случаи списывания текста работ с готовых источников. Наиболее часто в несамостоятельных сочинениях заимствованный материал используется фрагментарно, в разных пропорциях и сочетаниях (чаще во вступлении к работе или в характеристике литературных произведений). 
Помимо разного рода сборников «золотых сочинений» существует огромный сетевой ресурс, изобилующий «конструкторами» сочинений и готовыми работами-матрицами, толкающими учащихся на откровенный подлог вместо необходимой работы по созданию самостоятельного текста. 
Анализ большого количества работ позволяет выделить несколько типов сочинений, написанных несамостоятельно. 
1) Работа списана целиком.

Одна из форм работы над направлением «Дружба и вражда» в 11 классе

Работая над итоговым сочинением, учитель может использовать различные формы: 
- пошаговую работу над сочинением в классе, - коллективное и самостоятельное составление простого или развёрнутого плана сочинения, 
- написание сочинения в классе с помощью учителя и самостоятельная работа над сочинением дома или в классе, 
- рецензирование своей и чужой работы с опорой на критерии. 
Есть ещё одна форма работы над сочинением. Она перед Вами. Ученики учатся формулировать тезис, опираясь на конкретную тему. 
Автор: Ирина Анатольевна Суязова.

12 сентября 2016

Памятка для участников итогового сочинения

1.            Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из предложенных тем только одну.
2.            Определите, какие фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.
3.            Выберите литературный материал, на который вы будете опираться при написании сочинения. Наряду с художественными произведениями отечественной или мировой литературы можно использовать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.
4.            В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
 5.           Напишите сочинение-рассуждение на выбранную вами тему. Рекомендуемый объём сочинения - не менее 350 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».
 6.           Выполняйте работу самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его отдельных фрагментов из любых источников (работы другого участника, чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и др.). Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за работу в целом выставляется «незачёт».
7.            Допускается использование прямых или косвенных цитат. Не забывайте ссылаться на источник цитаты (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём цитирования не превышал ваш собственный текст.
8.            Хорошо продумайте композицию сочинения и логику его построения. Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами.
 9.           Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
10.          Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и орфографических норм. Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых штампов. Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.

11 сентября 2016

Сказание о граде Китеже в Астраханском кремле

В пятницу слушала и смотрела оперу Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", которую поставили артисты нашего театра оперы и балета. Спектакль проходил под открытым небом на соборной площади Астраханского кремля. Очень зрелищно и необычно. Это уже третья постановка у нас в кремле. Свободных мест не было. Даже были зрители из Волгограда, Петербурга и ещё из какого-то города. Они купили тур  на три дня "Астрахань театральная", приуроченный к  спектаклям оперы  9 и 10 сентября. В программе тура также  осмотр достопримечательностей города и экскурсия на лотосовые поля. Есть чем похвалиться астраханцам.

08 сентября 2016

Выбор произведений по направлениям

«РАЗУМ И ЧУВСТВО» 
Литература 
Шекспир «Гамлет» 
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» 
А.Н. Островский «Гроза» 
Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» 
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 
А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре» 
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 
Темы
Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? 
«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин). 
«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь). 

30 августа 2016

Итоговое сочинение: объявлены направления тем на 2017 год

В декабре 2016 года одиннадцатиклассники уже в третий раз будут писать выпускное сочинение. Традиционно перед началом учебного года Совет по сочинению при Минобрнауки объявляет тематические направления, в соответствии с которыми и будут разрабатываться конкретные темы. На этот раз эти направления сформулированы в виде понятийных «двойчаток»:
  1. «Разум и чувство»
  2. «Честь и бесчестие»
  3. «Победа и поражение»
  4. «Опыт и ошибки»
  5. «Дружба и вражда»
Как видно, отношения между членами каждой пары разнообразны, перед нами не обязательно антонимы («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень»). Исследованию этих отношений, выявлению сути понятий, определению смыслового поля, которое они задают, можно посвятить предэкзаменационное время.
Важно, что «двойчатка» создает определенную разность потенциалов, а значит служит стимулом для возникновения электрического разряда мысли. Этим она отличается и от проблемного вопроса, уже сформулированного за ученика, и от темы-понятия, строящейся вокруг одного семантического центра.
Напомним, что темы сочинений по предложенным направлениям будут сформулированы так, чтобы их можно было раскрыть с опорой на литературный материал. Поэтому к экзамену неплохо перечитать книги, в которых затрагиваются вопросы, связанные с перечисленными в направлениях понятиями. Это вовсе не обязательно произведения из школьной программы. Интереснее всего получаются сочинения, в которых ученик берет ту книгу, которая его действительно затронула – независимо от наличия в программе.

Объявлены направления тем выпускных сочинений 2016 года


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/obschestvo/3577808

Министр образования Ольга Васильева провела Общероссийское родительское собрание

30 августа в школе с углубленным изучением иностранных языков № 1288 имени Героя Советского Союза Н.В. Троян состоялось Общероссийское родительское собрание. Новый руководитель Министерства образования и науки Ольга Васильева рассказала
про инклюзивное образование, трудовое воспитание и изменения в процедуре ЕГЭ.
Качественно улучшить учебный процесс способна только слаженная работа педагогов и родителей. С этой целью третий год подряд в России проходит Общероссийское родительское собрание.
Во вторник, 30 августа, родители школьников из Москвы и регионов задали руководителю Министерства образования и науки Ольге Васильевой волнующие их вопросы.
— Мы должны пересмотреть, оценить то, что было, взять лучшее и идти вперед, — открыла встречу Ольга Васильева.

Читайте еще:
Ольга Васильева против натаскивания детей на ЕГЭ
Ольга Васильева против натаскивания детей на ЕГЭ
Новый министр образования призвала учителей посвящать внеурочное время воспитанию детей, а не только подготовке к экзаменам
По заявлению министра, многие дети 1 сентября этого года пойдут в новые школы. Всего в России заработают 92 новых учебных учреждения, в том числе в удаленных регионах.
Столичные родители поинтересовались, как быть, если в школе требуют приобретать определенные рабочие тетради, но не все могут себе это позволить.
— Если школа включает учебные тетради в перечень, то она должна ими всех и обеспечить, — заявила Ольга Васильева.
Еще один вопрос также касался финансовой стороны — активисты из Иркутска узнали про возможность софинансирования завтраков и обедов для учеников.
— Питание для сирот, детей из неполных семей у нас есть, — сказала Ольга Васильева. —
Но пока эта программа затрагивает Москву и область. А регионы должны приложить все усилия, чтобы помочь определенным категориям школьников.
Родители из Якутска спросили министра, предполагается ли трудовое воспитание в школах.
— Без трудолюбия, навыков трудиться невозможно жить. В этом году будут разрабатываться методические рекомендации по трудовой деятельности, а вводиться — со следующего. Мы должны воспитать человека, который будет готов к жизни, — заверила министр.
В рамках онлайн-включения из Екатеринбурга прозвучал вопрос: планируется ли введение закона по защите профессиональной чести и достоинства учителей?
— Для этого есть Конституция. Но главное — изменить отношение общества к служению учителя. За последнее время у нас не сняли ни одного хорошего, позитивного фильма об учителях, — сказала Ольга Васильева.
По мнению министра, образование — это не услуга, а воспитание будущего поколения. Сегодняшние малыши — завтрашние граждане.
Ольга Васильева также рассказала, какие изменения планируются в процедуре ЕГЭ в течение трех лет.
В следующем году в девятых классах на экзаменах по русскому языку и литературе впервые будет введена устная часть, — заявила министр образования.
По ее мнению, ЕГЭ — это возможность для учеников из далеких регионов поступать в лучшие вузы страны.
— Но я вновь заявляю, что выступаю против натаскивания на ЕГЭ во внеурочное время в рамках школы, — сказала Ольга Васильева.
Также в ответ на вопрос из Астрахани министр заявила, что никакого закрытия коррекционных школ не планируется.
— Возможно, «другие» дети могут проходить образовательную программу более длительное время. Но остальные в классе могут обучаться в обычном темпе, — предположила министр