Задание.
Подберите стилистически нейтральные синонимы к следующим словам. (Задания из Открытого банка заданий ОГЭ).
1. Парень.
(Они стояли, прижавшись друг к другу, -- молоденький парень и девушка).
2. Разом.
(8)Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится. (9)Кажется, чуть дохни на
неё – и разом обрушится. (10)Семнадцать лет. (11)Жить хочется. (12)Красивая...
уж больно девка-то красивая!)
3. Окоченев.
(Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки)
4. Облезла.
(Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота
вся облезла,)
5. Примостясь.
(И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на
обеденном столе).
Нынешним.
(А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не
было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких).
7. Грохнулся.
(Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор
выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом)
8. Злющих.
(Особенно волновалась росомаха, когда они подходили
к соседней клетке, в которой сидели
два злющих волка).
9. Прыснули.
(– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся
вокруг прыснули.
– (35)Маленькие ещё – вчера
родились...)
1 Ору.
(Тут я выскакиваю и ору:
– (26)Не надо милицию! (27)Я
нашлась!)
1 Твердил.
(Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»)
1 Саданул.
(Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько
«разминочных» движений, саданул
молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на
ушибленные пальцы).
1 Огрел.
(Оля ещё и развернуть своё угощение
не успела, как почувствовала
сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь
здоров).
1 Украдкой.
(Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до
него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу).
1 Отведай.
(– (9)Отведай, внучок, моего коржа)
1 Отныне.
((11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо
присутствовал Александр Сергеевич).
1 Невзначай.(А
план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке:
– (19)Хочешь сфотографироваться с
ним?)
1 Ликует.
(И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости).
1 Напрягал память.
(Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома
нельзя сейчас проиграть!)
2 Слагал.
(Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на
пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих
стихов).
2 Классная.
(Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете).
2 Ввязываться.
(Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было
никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из
круга, забавляясь его беспомощностью).
2 Ступай.
(Ступай, ступай, – сказала бабушка).
2 Остыл.
– (32)Где? – спросил шофёр. (33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём
посту.
2 Урвать.
(Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь
стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще).
2 Здорово.
(Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате).
2 Шлёпнулся.
(Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай
попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь).
2 Послание.
(Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него?)
2 Таскал.
(Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним).
3 Ведает.
(Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от
жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта).
3 Непреходящего.
(Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения).
3 Воспарит.
(Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и
умчится, как птица).
3 Надлежало.
(На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало,
пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами,
склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять
корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало
приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными
названием и фамилией автора).
3 Неказистый.
(На Катю был наклеен ценник с весьма скромной суммой – под стать её неказистому
внешнему виду, за Софью и Леночку просили куда больше).
3 Лупить.
(А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу»
– такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что
есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара).
3 (На) потеху.
()Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых
были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и
«служили» за конфетку, за кусок булки).
3 Страшно.
(Но эта проблема решалась пунктуальным посещением школьного хора, где я пел еле
слышно, а за это моё усердие ставили твёрдую четвёрку, и я был этим страшно
доволен).
3 Промямлил.
(Андрейка кое-как промямлил извинения и
сунул в руки потрясённой Алки астры).
3 Угомонились.
(Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять).
4 Живо.
(Переобувайся да живо за стол, – сказала мать, ничего не спросив о минувшей
ночи)
Спасибо! Очень ценный материал, недолюбливаю это задание...
ОтветитьУдалить