10 декабря 2018

В Госдуму будет внесен законопроект о базовой ставке учителя не ниже двух МРОТ

В Госдуму будет внесен законопроект о базовой ставке учителя не ниже двух МРОТ. В ближайшие две недели депутаты Государственной Думы Олег Смолин и Николай Коломейцев внесут в нижнюю палату парламента предложение о закреплении ставки заработной платы педагогических работников на уровне не ниже двух региональных МРОТ. 
Профсоюз «Учитель» разработал и представил в мае 2018 г. на заседании Совета по правам человека при Президенте РФ предложения по совершенствования системы оплаты труда педагогов. Одной из главных проблем существующей модели оплаты труда является рост трудовой нагрузки на учителей (как по ведению уроков, так и за рамками учебных часов), за счет которого чиновники имеют возможность отчитываться о росте зарплат. Это неизбежно негативно сказывается на качестве образования, состоянии здоровья педагогов, ведет к оттоку из сферы образования лучших кадров.

09 декабря 2018

Полуфиналисты Чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников

В начале ноября 14  учеников нашей школы приняли участие в отборочном туре Чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников "Страница 19". Двое из них, в соответствии с квотой, прошли в полуфинал в регионе и получили дипломы полуфиналистов. Одна из девушек -- моя ученица из 10  класса. Она получила по 5 баллов по всем критериям. Высшая оценка по каждому критерию -- 6 баллов. Конкуренция была жёсткой и жюри строгое.  В его составе были доктор филологических наук, поэтесса-- бард, артистка, чиновники сферы образования.

Опять о "нечитающем" поколении

Буквально - «что вижу - то пою» Вернее поют на сцене дети… Сегодня в школе репетиция к предстоящему празднику А я сижу и получаю удовольствие от наблюдения, да ещё и под музыку.
И вот, например, что я наблюдаю… В актовом зале школы собралось сразу несколько классов. Как это бывает на репетициях - одни на сцене, другие ждут своей очереди. Короче - процесс долгий, и отчасти тягомотный… Прогон, еще прогон… Время съедается много. Жалко времени… И вот я вижу, что многие дети (не все, но большая часть) пришли с книгами и в перерывах, в моменты ожидания – читают. Реально читают каждый свое. Настолько заинтересованно, что когда их строят в колонны, чтобы подниматься в класс, – продолжают читать, стоя в рядах одноклассников… Ну, вобщем, и правильно - чего время-то терять зря…
А говорят, что дети не читают…
В чем секрет? В педагогически грамотной постановке дела. Классу - перед тем как спуститься в актовый зал - было предложено зайти в библиотеку и взять книги для чтения дома. И потом сразу без захода в класс – они отправились на репетицию, с книгами под мышками.
Так у детей появляется позитивный опыт вместо скуки и драки занимать себя чтением 
https://pedsovet.org/beta/article/opat-o-necitausem-pokoleniiКатегория: Литера

Оксфордским словарем названо слово года

По сообщению на сайте Оксфордского словаря, в нынешнем году словом года – Word of the Year 2018 – стало прилагательное «toxic» (токсичный), синонимами его можно употребить слова «ядовитый», «отравленный».
Прилагательное «toxic», определяемое как «ядовитый», впервые появилось на английском языке в середине XVII-го века от средневекового латинского «toxica», что означает «отравлено» или «проникнуто ядом».
По мнению экспертов, в нынешнем году интерес к «toxic» сильно вырос, а поскольку прилагательное использовали в совершенно разных контекстах и в самых обсуждаемых темах года, поэтому неудивительно, что «toxic» стало выбором Word of the Year. Данные сайта показали, что наряду с 45%-ным увеличением количества просмотров страницы со значением этого слова на oxforddictionaries.com, за последний год слово «toxic» использовали в различных контекстах, как в его буквальном, так и в более метафорическом смысле.

05 декабря 2018

К вопросу об использовании примеров в итоговом сочинении


Завершая тему итогового сочинения, размещу выдержку из задания этого года:

"В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал".

Это к вопросу, можно ли использовать в качестве примеров произведения мировой литературы. Ответ однозначный: можно. Об остальном говорено-переговорено. С почином вас в государственной итоговой аттестации!


04 декабря 2018

Направление "Доброта и жестокость": повесть "Уроки французского"

Напоследок ещё одна подсказка. Повесть В. Распутина "Уроки французского" об уроках доброты и... жестокости. Как, по-вашему, к своим ученикам относятся Лидия Михайловна и директор Василий Андреевич: кто из них по-человечески вам более симпатичен?
Лидия Михайловна по-человечески пожалела одинокого полуголодного ребёнка. Игра для учительницы стала единственно возможным средством  поддержать своего ученика: на вырученные деньги он мог купить себе немного еды
Формально директор поступил правильно. Однако его решение жестокое: он даже не попытался разобраться в том, чему сам стал свидетелем. Ведь учительница делала всё, что было в её силах. Интересовался ли директор тем, как живут ученики, каждый ли день удаётся им хоть немного поесть? Директор мог расспросить обоих или поговорить с учительницей наедине, а потом принимать решение об её увольнении.

03 декабря 2018

Направление "Доброта и жестокость": повесть "Детство"

Мы забыли, собирая материал для сочинения по направлению "Доброта и жестокость", о повести М. Горького "Детство". А ведь в ней  содержится богатейший материал о "свинцовых мерзостях дикой русской жизни"(жестокость) и светлых и добрых людях в доме деда Каширина (доброта). Писатель показывает как положительные, так и отицательные черты русского национального характера, в котором уживаются жестокость, жадность, эгоизм, лживость, раболепие и непокорность, стойкость, щедрость, доброта и любовь к людям. Найдите и прочитайте сцену "Обед в доме Кашириных" или как дед по субботам наказывал провинившихся за неделю. И обязательно прочтите о бабушке Алёши Акулине Ивановне, Цыганке, Хорошем Деле. Думаю, это поможет вам раскрыть тему и доказать экспертам, которые будут проверять ваше сочинение, какой вы вдумчивый читатель и вспомнили повесть, которую читали на уроках литературы в 6 классе.

"Месть и великодушие": повесть "Выстрел"

Прекрасным материалом для  сочинения по направлению "Месть и великодушие" может послужить повесть А.С. Пушкина "Выстрел" из цикла "Повести Белкина". Она изучается в 6 классе. Далее вопросы по этому произведению для того, чтобы вы могли вспомнить сюжет, и для размышления, чтобы использовать этот материал в сочинении.
  • Кто был давним обидчиком Сильвио? Кому Сильвио готовит свою месть?
  • Почему произошла ссора между Сильвио и его обидчиком?
  • Что определяет поведение графа и Сильвио в полку?
  • Как проходила дуэль? Вы читали о дуэлях в произведениях русской литературы, но эта дуэль была особенной. Чем же она так отличалась?
  •      Почему Сильвио задержал ответный выстрел?
  • О чём говорилось в письме, которое позвало Сильвио в дорогу?

Роль мечты в моей жизни

 Конечно, трудно (практически невозможно) написать хорошее сочинение не знамо на какую тему. И тем не менее я рискну дать рекомендации для написания сочинения по направлению "Мечта и реальность". Если тема будет сформулирована, к примеру, так: "Роль и значение мечты в моей жизни". Чтобы раскрыть эту тему, необходимо ответить на следующие вопросы.
  • Нужно ли современному человеку мечтать?
  • Какой может быть настоящая мечта?
  • Почему нам хочется верить в сказку, в чудо?
  • Может ли сам человек поверить в сказку, чудо в своей жизни, судьбе или кто-то ему должен помочь сделать это?
  • Мечтания -- это пустое времяпрепровождение или устремлённость в будущее, плодотворный труд души, напряжение всех жизненных сил человека для достижения главных целей, его предназначения?
Повесть А. Грина "Алые паруса" можно использовать в качестве одного из аргументов.
(В произведениях, прочитанных на уроках литературы  в 6, 7, 8 классах, по-моему, можно найти аргументы и мысли для тезисов на любую тему. "Алые паруса", кстати, изучаются в 6 классе).

Направление "Мечта и реальность"

02 декабря 2018

Направление "Отцы и дети"

Направление "Месть и великодушие"

ЕГЭ: сочинение о воздействии музыки на человека (2014 год)

По мнению учёных, музыка может оказывать на нервную систему человека различное воздействие. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

Во время осады Ленинграда на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Шостаковича. Она придавала им силы, помогала выжить в нечеловеческих условиях, помогла победить врага.

Именно о том, как  музыка влияет на человека, как она может мобилизовать людей на совершенно непосильную работу, поднять моральный дух и облагородить человека, и рассказывает автор текста известный русский бард Юрий Визбор.
Актуальную в любые времена и в любом людском сообществе проблему воздействия искусства, и в частности, музыки, на человека автор раскрывает на незатейливом очерковом материале о том, как ловили треску наши рыбаки в Баренцевом море. И тем значительнее этот рассказ, потому что не меломаны, не знатоки, не столичная тусовка, а простой рабочий люд – рыбаки поддались этому волшебному влиянию, этим «светлым звукам над ночным заполярным морем». Помполит требует включить «могучую музыку», осознавая  величие и могущественную силу этого искусства.