11 августа 2019

В России впервые пройдет Культурный диктант

ссылка
Первый Культурный диктант пройдет 1 сентября и покажет знания школьников о театремузыкелитературекиноживописи и архитектуре. Старт пилотного проекта состоится в ЯрославскойТульскойСаратовской и Новосибирской областях, а также в республиках Татарстан и Коми.

"Отель", "Подземка" и "Хрестоматия Тотального диктанта"

В каникулы я дорываюсь до чтения, как голодный до еды или умирающий от жажды в пустыне до воды. В учебное время учителям читать некогда. Навёрстываем упущуенное и утоляем свой книжный голод летом. Вот и нынче пополнила свой читательский багаж интересными произведениями. Прежде всего художественными. Притом читаю порой сразу несколько книг. Почему? Одни с телефона, другие бумажные. Что  под рукой  окажется -- той книжке и честь оказываю.
"Аэропорт" Артура Хейли все взрослые читатели знают, и вот "Отель".
Артур Хейли (1920 - 2004) -- один из самых популярных американских писателей ХХ века. В чём секрет успеха романов Артура Хейли? Почему совокупный тираж его книг превышает 200 млн. экземпляров и они переведены на 40 иностранных языков?
Времена меняются, а механизм работы отеля, аэропорта, несмотря на технический прогресс, остаётся тем же. Хейли описывает этот механизм в мельчайших подробностях, причём описывает просто, понятно и очень увлекательно...
"Подземка" Харуки Мураками -- выдающегося японского прозаика -- о жертвах зариновой атаки в токийском метро в 1995 году. Произведение о японцах, написанное ими самими, -- и уникальное повествование, актуальное в любой стране, пока в мире существует угроза терроризма.
И наконец, "Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной". В книге собраны статьи о тотальном диктанте и тексты, начиная с 2010 года.
Цитата. "Тотальный диктант тем самым способствует развенчанию двух распространенных мифов о русском языке – о том, что правописание не допускает вариантов, и о том, что пятерка на уроке русского языка в школе означает идеальную грамотность. И теперь посмотрим еще раз на число отличников. В диктанте уже принимают участие свыше 200 000 человек, и что говорят нам эти цифры – два процента пятерок (а четверок – намного больше)? Эти цифры свидетельствуют о том, что несколько тысяч человек написали неадаптированный текст, изобилующий пунктуационными трудностями, содержащий орфограммы и слова, которые не изучались в школе, без ошибок или с минимальным количеством ошибок. А ведь далеко не все участники диктанта – филологи, редакторы, корректоры. Так что результаты Тотального диктанта опровергают еще один миф – о тотальной безграмотности носителей русского языка."
Нет, не безграмотные мы, свой родной язык любим и уважаем и готовы в выходной день прийти и написать совсем нетотальный (нестрашный) Тотальный диктант. Свидетельствую вам как организатор этого мероприятия в нашем городе.

10 августа 2019

Альтернативный учебник русской литературы: писатели, о которых не расскажут в школе

ссылка
В учебники литературы берут не всех, но те, кто не попал туда, часто ничем не хуже. Вспоминаем пистелей. про которых мы не пишем сочинения вшколе -- хотя могли бы. Читать дальше

08 августа 2019

"За мной, мой читатель...": Г.Яхина. Дети мои

"За мной, мой читатель...": Г.Яхина. Дети мои: Как пишет сама Гузель Яхина, «это роман о страстной любви:

Летнее чтение: "Золотой трон"

Книги как своеобразные гиперссылки: читаешь и вдруг встречаешь нечто необычное или непонятное, требующее пояснения или уточнения -- и хочется найти объяснение, подтверждение факту, событию, словам автора.
Со мною такое бывает, но как-то я на это не обращала внимания. Собралась написать о таком вот своём "аналитическом чтении", когда читала роман астраханской писательницы Марины Лазаревой "Золотой трон".
Об авторе можно почитать здесь
О романе. Второй исторический роман Лазаревой «Золотой трон» увидел свет в 2012 году. Вот что писала в 2012 году на страницах областной независимой газеты «Волга» обозреватель Нина Куликова: «…Вслед за «Ушедшими в никуда» — об исчезновении Хазарского каганата — молодая астраханская писательница Марина Лазарева в своём новом историческом романе «Золотой трон» обратилась к событиям эпохи Золотой Орды, к судьбе и походам великого завоевателя Тимура, к давнему величию и могуществу Хаджи-Тархана и его падению под нашествием сильного и дерзкого врага. Всё унесла река Забвения: «Скрылись в пучине вод современной Волги вместе с обрушившимися ее берегами и остатки древней культуры Хаджи-Тархана. Но и сегодня на правобережной стороне нынешней Астрахани на несколько береговых километров тянется гряда бугров – останки древнего города». Но роман — прежде всего о людях, что вершили историю, и большинство персонажей – реальные личности. Тут и Тимур, Тохтамыш, Мамай, и митрополит Алексий, великий князь Дмитрий Московский, Сергий Радонежский… И через всю книгу проходит ярко выписанный образ тибетского мальчика по имени Марфата, ему суждено было очутиться в самом центре событий, сотрясающих Улуг-Улус, возмужать и решать судьбу не только свою, но и города, который снился ему в детских снах, звал к себе и принял как родного сына. Город этот – Хаджи-Тархан, что будет не раз погибать и возрождаться, как птица Феникс.»
Хаджи-Тархан -- это город, существовавший в низовьях Волги, неподалёку от нынешней Астрахани. В романе меня заинтересовало всё, а поразили география (пространства от Тибета до Крыма, от северных русских земель до низовьев Волги, Самарканда и Герата с Кандагаром), факты биографий реальных людей -- героев романа, дотошность описаний событий, кровавых схваток... точные данные, сколько коней, фуража для них требовалось, к примеру, в войске Тимура, сколько пропитания, овец, верблюдов, котлов и прочей  утвари  для воинов и их семей надо было заготовить перед походом. И "полезла" я в список используемой литературы, которым завершается издание. Обнаружился... ещё один "роман"... Это к вопросу о гиперссылках и полезности обращения к ним.
Одним словом, по-настоящему хорошая книга не просто увлекает читателя, а заставляет работать его мысль, углубляться в тему, расширяет кругозор и развивает ум и сердце.

05 августа 2019

Заметки к урокам: цезура

М.В. Панов. Рассказы о русском стихе. Цезура. (В оцифрованном виде статьи не нашла, поэтому ссылки нет).

"Вот стихотворение М.Ю. Лермонтова, которое можно перечитывать бессчётное  число раз, и оно снова и снова приносит радость и счастье.
Выхожу • один я на дорогу;
Сквозь туман • кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, • пустыня внемлет Богу,
И звезда • с звездою говорит...
В каждом стихе после третьего слога следует цезура: третьим слогом оканчивается слово, и все эти три слога -- интонационная целостность. После цезуры -- вторая часть строки -- тоже является интонационной целостностью, единством.
Итак, цезура -- особое средство организации стиха: постоянное разделение, разрыв внутри стиха (стихотворной строчки)."
Получается, что цезура -- это перепад интонаций, фразораздел, пауза. М.В. Панов приводит примеры стихов, когда в слове, предшествующем цезуре, усиливается ударение  или замедленно произносится ударный слог. Цезура вместе с другими особенностями стиха способна создавать его напевный характер. Она поддерживает выразительность и достоинство тактового  стиха.
Какую практическую пользу ученик может извлечь из этой информации? (В школе всё теперь рационалистично и направлено на натаскивание к экзамену. Плохо это или хорошо -- другой разговор. Может быть, и хорошо: ведь спортсмен добивается высокого результата после изнурительных многочасовых тренировок. Значит, такие тренировки показаны и в освоении школьных предметов).
Во-первых, знание цезуры как литературоведческого термина необходимо тому, кто собирается сдавать литературу. Во-вторых, (это для всех девятиклассников) помогает научиться выразительно читать. Пусть на устном собеседовании тексты прозаические, но умение сделать при чтении правильный фразораздел будет нелишним. И наконец, в-третьих, эстетическая сторона дела: звучание стиха, его напевность, эти волны и перепады, преграды. Цезуры как бы увеличивают число преград. Почитайте стихи из ранней книги Б. Пастернака "Поверх барьеров"... "Цезура вместе со всей ритмикой превращается в метафору, в звуковое подобие самых глубоких основ поэзии Б. Пастернака." (М.В.  Панов).
Итак, учитесь читать! 

03 августа 2019

О юбилее ГПУ ... и влиянии литературы на нашу жизнь

В.Я. Пропп о парадоксе 1960-х:
В 1967 году Пропп сделал удивительную запись в дневнике:
Литература никогда не имеет ни малейшего влияния на жизнь и те, кто думают, будто это влияние есть и возможно, жестоко ошибаются. «Ревизор» не действовал на взяточников, а статьи и воззвания Толстого о смертной казни не остановили ни одного убийства под видом казни, а у нас казнены уже миллионы, а палачи возведены в газетах в герои. Юбилей ГПУ — с музыкой и спектаклями, а те, кто видел наши застенки (я видел и кое-что знаю), только и могут, что сидеть по углам и быть незаметными. Литература сильна тем, что вызывает острое чувство счастья. И Гоголь велик не тем, что осмеивал Хлестакова и Чичикова, а тем, как он это делал, что мы до сих пор дышим счастьем, читая его. В этом все дело, не в том, что, а в том, как. А счастье облагораживает, и в этом значение литературы, которая делает нас счастливыми и тем подымает нас. Чем сильнее поучительность, тем слабее влияние литературы. Самые великие никогда не поучали (даже хотели этого), они были.

Учитель словесности: Слова, в которых второй слог ударный

Учитель словесности: Слова, в которых второй слог ударный: Нашла в ФБ.

01 августа 2019

Летнее чтение: "Дождь в Париже"

Аннотация от ЛитРес
Многим из нас знакомо стремление убежать от неудач и потрясений. Кому-то достаточно взять небольшой тайм-аут, чтобы все нормализовалось. Другим не хватит и полной смены обстановки – всегда найдется что-то, что не даст отвлечься от прошлого…
Герой романа «Дождь в Париже» сорокалетний Андрей Топкин прилетел в столицу Франции с надеждой вырваться из черной полосы неудач и унылой повседневности. Но чужой город даже не собирается дарить ему новую жизнь. День за днем Топкин просиживает в номере, пьет, думает о прошлом, о разъехавшихся по миру друзьях и родственниках, о себе и своей родине. А за окном – серый пейзаж, который не меняется. В Париже все время идет дождь…
Недавно я прочитала книгу Романа Сенчина "Зона затопления". Она мне понравилась. Похожа на "Прощание с Матёрой" В. Распутина. Порекомендую её 11-классникам. И вот теперь "Дождь в Париже". 
Главный герой напоминает Обломова и буквально списан со многих молодых людей, которых встречаю на каждом шагу. Бездеятельных, не обретших смысла в жизни, укрывающихся в каком-никаком уюте своих квартир и Интернете, ничего не умеющих делать руками. Такой вот мой злой приговор этим "героям" и... себе. Ведь это ... дети наши.
Книга номинирована на премию "Большая книга"

Дождались, введен экзамен для учителей

ссылка
Наши власти всерьез задумались о том, что педагогов не хватает. А хороших педагогов не хватает катастрофически. Чтобы как-то исправить ситуацию, было принято решение, ввести обязательный экзамен, на повышение квалификации педагога.

31 июля 2019

«Чем труднее учителю, тем легче ученику». Как живёт школа в Ясной Поляне, которую создал Лев Толстой

Внимание к личности ребёнка, ненасильственное проявление интереса к знаниям, развитие творческих способностей, поддержание уважительных отношений — всё это принципы работы Яснополянской школы, которую Лев Толстой открыл 160 лет назад. 
Полезные мысли и идеи можно найти в статье и современному учителю.
В книге «История образования и педагогической мысли» приведены примеры советов, разработанных Толстым, для учителей Яснополянской школы.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
➢Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
➢То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
➢Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
➢Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
➢Урок должен быть соразмерен силам ученика.
Картина Аркадия Пластова «Л. Н. Толстой с яснополянскими школьниками», 1959 год