05 августа 2019

Заметки к урокам: цезура

М.В. Панов. Рассказы о русском стихе. Цезура. (В оцифрованном виде статьи не нашла, поэтому ссылки нет).

"Вот стихотворение М.Ю. Лермонтова, которое можно перечитывать бессчётное  число раз, и оно снова и снова приносит радость и счастье.
Выхожу • один я на дорогу;
Сквозь туман • кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, • пустыня внемлет Богу,
И звезда • с звездою говорит...
В каждом стихе после третьего слога следует цезура: третьим слогом оканчивается слово, и все эти три слога -- интонационная целостность. После цезуры -- вторая часть строки -- тоже является интонационной целостностью, единством.
Итак, цезура -- особое средство организации стиха: постоянное разделение, разрыв внутри стиха (стихотворной строчки)."
Получается, что цезура -- это перепад интонаций, фразораздел, пауза. М.В. Панов приводит примеры стихов, когда в слове, предшествующем цезуре, усиливается ударение  или замедленно произносится ударный слог. Цезура вместе с другими особенностями стиха способна создавать его напевный характер. Она поддерживает выразительность и достоинство тактового  стиха.
Какую практическую пользу ученик может извлечь из этой информации? (В школе всё теперь рационалистично и направлено на натаскивание к экзамену. Плохо это или хорошо -- другой разговор. Может быть, и хорошо: ведь спортсмен добивается высокого результата после изнурительных многочасовых тренировок. Значит, такие тренировки показаны и в освоении школьных предметов).
Во-первых, знание цезуры как литературоведческого термина необходимо тому, кто собирается сдавать литературу. Во-вторых, (это для всех девятиклассников) помогает научиться выразительно читать. Пусть на устном собеседовании тексты прозаические, но умение сделать при чтении правильный фразораздел будет нелишним. И наконец, в-третьих, эстетическая сторона дела: звучание стиха, его напевность, эти волны и перепады, преграды. Цезуры как бы увеличивают число преград. Почитайте стихи из ранней книги Б. Пастернака "Поверх барьеров"... "Цезура вместе со всей ритмикой превращается в метафору, в звуковое подобие самых глубоких основ поэзии Б. Пастернака." (М.В.  Панов).
Итак, учитесь читать! 

4 комментария:

  1. Как здорово! Я люблю работы и лингвиста М.Панова, и фольклориста Проппа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мой блог назван в связи с учебником русского языка М.В.Панова.Я по его УМК работала, когда можно было

      Удалить
    2. Валентина Васильевна, я люблю учебники Панова, но работать по ним не пришлось. У меня нет только учебника для 7 класса. Нет ли у Вас возможности найти для меня его в бумажном виде?

      Удалить