22 августа 2019

Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2020 г

Русский язык ссылка
Русский язык (итоговое собеседование) ссылка 

Проекты КИМ ГИА 2020 года

19-20 августа 2019 года на сайте ФИПИ в разделах ЕГЭ и ГВЭ-11,  ОГЭ и ГВЭ-9  опубликованы проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2020 года - демоверсии, спецификации и кодификаторы.
Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению проектов КИМ ГИА.
Все замечания и предложения принимаются на адрес электронной почты: fipi@fipi.ru  до 01 октября 2019 г.

Заметки к уроку: о концептуализме простыми словами

Концептуализм (соцарт) – стилевое течение в русской поэзии 1970-х–начала 1990-х годов, с началом "перестроечной" эпохи переставшее быть "подпольным". Его относили к андеграунду – "подземным", "подпольным", неофициальным явлениям в искусстве и литературе в доперестроечную эпоху. Со второй половины 1980-х годов его статус, естественно, изменился. Авторы: Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров, Игорь Иртеньев и др.
Концептуализм (от слова концепт – "идея") вначале заявил о себе не у нас в стране. На Западе концептуализмом называлось искусство, рассматривающее произведения как способ демонстрации понятий, употребляемых в различных сферах жизни общества. 
Основные цели, которые ставили перед собой концептуалисты (соцартисты), следующие:
  • развенчание официальной идеологии, соцреализма (как и соцарт);
  • язык для концептуалиста является своеобразным полигоном, где он очищается от обветшалых систем, штампов;
  • концептуализм предлагает разнообразные модели, формулы, конструкции, которые стимулируют развитие художественной мысли, могут пригодиться в будущем.
Источник   Крючков В.П.: Русская поэзия XX века. Концептуализм (соцарт) как отечественная версия постмодернизма: статья о  концептуализме в русской литературе 20 века.

Из концептуального искусства
Название: "Что нужно знать о концептуализме" ссылка
Игры разума ссылка
Инсталляция с дровами ссылка




21 августа 2019

Летнее чтение: "Метель"

Название книги сразу же вызывает ассоциацию с пушкинской повестью. Нет, это не про неё. Автор: Владимир Сорокин. Повесть "Метель".
Из аннотации к произведению.
Что за странный боливийский вирус вызвал эпидемию в русском селе? Откуда в снегу среди лесов и полей взялись хрустальные пирамидки? Кто такие витаминдеры, живущие своей особой жизнью в домах из самозарождающегося войлока? И чем закончится история одной поездки сельского доктора Гарина, начавшаяся в метель на маленькой станции, где никогда не сыскать лошадей?
Всё это -- повесть Владимира Сорокина.
Владимир Георгиевич Сорокин – один из наиболее читаемых, глубоких, ярких и скандальных современных российских писателей, каждая книга которого становится событием и вызывает бурные дискуссии в литературной среде. Представитель русского соц-арта и концептуализма – лауреат множества престижных наград, включая премию Грегора фон Реццори, «Народный букер», «Большую книгу», «НОС», Liberty, номинант на британскую Booker Prize. 
Далее: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-sorokin.html

Что бы я выделила из этой заметки? Владимир Сорокин действительно скандальный писатель и что он представитель соц-арта и концептуализма. Я читала его "Теллурию" и "Сердца четырёх". Последний роман тошно читать... но дочитать хочется. Вот заметки о нём.
Художественная инсталляция? Творческий эксперимент? Научный опыт? Или - антинаучный? Попытка протеста - или самоосознания? А быть может, просто игра? Все мины предельно серьезны, выбор инструментов же не стеснен никакими рамками: убийства, копрофилия, каннибализм, содомия. Все происходящее - крайне важно для них, не стесненных никакими рамками в принципе. Ведь останутся только - Сердца Четырех. Роман "Сердца четырех" Владимира Сорокина гордо носит лавры одного из самых скандальных и отталкивающих литературных произведений эпохи... а быть может - вообще литературы как таковой. Концептуализм на грани фола и эстетика за порогом тошноты - будто обещающие осилившему возможность невообразимого катарсиса. 
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000367172-serdtsa-chetyreh-vladimir-sorokin
Кстати, "Метель" не такая похабная. И приходится признать без обиняков: писатель талантлив и интересен читателю. И не только по причине ярко выраженной сатирической направленности его книг. Вывертами ума, я бы сказала, мистикой и тем, что не такой он писатель, как мы привыкли.

14 августа 2019

Нужно ли зарабатывать на репетиторстве?

Что мешает школьникам самим подготовиться к экзамену? Ответ пришёл как-то неожиданно сразу: обыкновенная человеческая лень. Инертность, в своём роде. Помните? «Все побежали, и я побежал».
ссылка читать
Идеальная картинка школы репетитора, которую рисуют родители. Фото pixabay.com

Указ Президента РФ об утверждении Совета по русскому языку

11 августа 2019

В России впервые пройдет Культурный диктант

ссылка
Первый Культурный диктант пройдет 1 сентября и покажет знания школьников о театремузыкелитературекиноживописи и архитектуре. Старт пилотного проекта состоится в ЯрославскойТульскойСаратовской и Новосибирской областях, а также в республиках Татарстан и Коми.

"Отель", "Подземка" и "Хрестоматия Тотального диктанта"

В каникулы я дорываюсь до чтения, как голодный до еды или умирающий от жажды в пустыне до воды. В учебное время учителям читать некогда. Навёрстываем упущуенное и утоляем свой книжный голод летом. Вот и нынче пополнила свой читательский багаж интересными произведениями. Прежде всего художественными. Притом читаю порой сразу несколько книг. Почему? Одни с телефона, другие бумажные. Что  под рукой  окажется -- той книжке и честь оказываю.
"Аэропорт" Артура Хейли все взрослые читатели знают, и вот "Отель".
Артур Хейли (1920 - 2004) -- один из самых популярных американских писателей ХХ века. В чём секрет успеха романов Артура Хейли? Почему совокупный тираж его книг превышает 200 млн. экземпляров и они переведены на 40 иностранных языков?
Времена меняются, а механизм работы отеля, аэропорта, несмотря на технический прогресс, остаётся тем же. Хейли описывает этот механизм в мельчайших подробностях, причём описывает просто, понятно и очень увлекательно...
"Подземка" Харуки Мураками -- выдающегося японского прозаика -- о жертвах зариновой атаки в токийском метро в 1995 году. Произведение о японцах, написанное ими самими, -- и уникальное повествование, актуальное в любой стране, пока в мире существует угроза терроризма.
И наконец, "Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной". В книге собраны статьи о тотальном диктанте и тексты, начиная с 2010 года.
Цитата. "Тотальный диктант тем самым способствует развенчанию двух распространенных мифов о русском языке – о том, что правописание не допускает вариантов, и о том, что пятерка на уроке русского языка в школе означает идеальную грамотность. И теперь посмотрим еще раз на число отличников. В диктанте уже принимают участие свыше 200 000 человек, и что говорят нам эти цифры – два процента пятерок (а четверок – намного больше)? Эти цифры свидетельствуют о том, что несколько тысяч человек написали неадаптированный текст, изобилующий пунктуационными трудностями, содержащий орфограммы и слова, которые не изучались в школе, без ошибок или с минимальным количеством ошибок. А ведь далеко не все участники диктанта – филологи, редакторы, корректоры. Так что результаты Тотального диктанта опровергают еще один миф – о тотальной безграмотности носителей русского языка."
Нет, не безграмотные мы, свой родной язык любим и уважаем и готовы в выходной день прийти и написать совсем нетотальный (нестрашный) Тотальный диктант. Свидетельствую вам как организатор этого мероприятия в нашем городе.

10 августа 2019

Альтернативный учебник русской литературы: писатели, о которых не расскажут в школе

ссылка
В учебники литературы берут не всех, но те, кто не попал туда, часто ничем не хуже. Вспоминаем пистелей. про которых мы не пишем сочинения вшколе -- хотя могли бы. Читать дальше

08 августа 2019

"За мной, мой читатель...": Г.Яхина. Дети мои

"За мной, мой читатель...": Г.Яхина. Дети мои: Как пишет сама Гузель Яхина, «это роман о страстной любви:

Летнее чтение: "Золотой трон"

Книги как своеобразные гиперссылки: читаешь и вдруг встречаешь нечто необычное или непонятное, требующее пояснения или уточнения -- и хочется найти объяснение, подтверждение факту, событию, словам автора.
Со мною такое бывает, но как-то я на это не обращала внимания. Собралась написать о таком вот своём "аналитическом чтении", когда читала роман астраханской писательницы Марины Лазаревой "Золотой трон".
Об авторе можно почитать здесь
О романе. Второй исторический роман Лазаревой «Золотой трон» увидел свет в 2012 году. Вот что писала в 2012 году на страницах областной независимой газеты «Волга» обозреватель Нина Куликова: «…Вслед за «Ушедшими в никуда» — об исчезновении Хазарского каганата — молодая астраханская писательница Марина Лазарева в своём новом историческом романе «Золотой трон» обратилась к событиям эпохи Золотой Орды, к судьбе и походам великого завоевателя Тимура, к давнему величию и могуществу Хаджи-Тархана и его падению под нашествием сильного и дерзкого врага. Всё унесла река Забвения: «Скрылись в пучине вод современной Волги вместе с обрушившимися ее берегами и остатки древней культуры Хаджи-Тархана. Но и сегодня на правобережной стороне нынешней Астрахани на несколько береговых километров тянется гряда бугров – останки древнего города». Но роман — прежде всего о людях, что вершили историю, и большинство персонажей – реальные личности. Тут и Тимур, Тохтамыш, Мамай, и митрополит Алексий, великий князь Дмитрий Московский, Сергий Радонежский… И через всю книгу проходит ярко выписанный образ тибетского мальчика по имени Марфата, ему суждено было очутиться в самом центре событий, сотрясающих Улуг-Улус, возмужать и решать судьбу не только свою, но и города, который снился ему в детских снах, звал к себе и принял как родного сына. Город этот – Хаджи-Тархан, что будет не раз погибать и возрождаться, как птица Феникс.»
Хаджи-Тархан -- это город, существовавший в низовьях Волги, неподалёку от нынешней Астрахани. В романе меня заинтересовало всё, а поразили география (пространства от Тибета до Крыма, от северных русских земель до низовьев Волги, Самарканда и Герата с Кандагаром), факты биографий реальных людей -- героев романа, дотошность описаний событий, кровавых схваток... точные данные, сколько коней, фуража для них требовалось, к примеру, в войске Тимура, сколько пропитания, овец, верблюдов, котлов и прочей  утвари  для воинов и их семей надо было заготовить перед походом. И "полезла" я в список используемой литературы, которым завершается издание. Обнаружился... ещё один "роман"... Это к вопросу о гиперссылках и полезности обращения к ним.
Одним словом, по-настоящему хорошая книга не просто увлекает читателя, а заставляет работать его мысль, углубляться в тему, расширяет кругозор и развивает ум и сердце.