14 января 2020

Ещё раз о том, как писать сочинение на ЕГЭ

Поговорим о композиции и алгоритме написания сочинения. Как же писать сочинение? В каком порядке? С чего начать? Тут важно понимать следующее: не надо пытаться писать сочинение так, как написано в задании по порядку. Начинать писать сочинения с поиска проблемы - это верный путь к плохому результату. Итак, давайте разберемся, так с чего же начать писать и чем закончить наше сочинение, чтобы получить максимальный балл.

Алгоритм работы (Как работать, с чего начать, как работа должна выглядеть в черновике?):


1) Определяем тип текста (художественный или публицистический).

2) Находим авторскую позицию. В художественном тексте позиция не выражена в каком-то определенном предложении. В публицистическом тексте может быть много авторских позиций.   

3) Формулируем проблему в зависимости от типа текста. (в виде вопроса или в форме Р.П.)

4) Ищем важные для понимания проблемы предложения и фразы. Из них составляем комментарий, не забывая пояснить каждый пример, а также связать их по смыслу между собой.

5) Формулируем свою позицию, не забывайте раскрыть ее и объяснить, почему так думаете.

6) Подтверждаем позицию. (можно приводить как пример из литературы, так и пример из жизни, еще можно использовать логические доводы, обращение к авторитетам и т.д.)

6) Работаем над введением, заключением, микровыводами и связками между частями. Если введение в некоторых ситуациях можно опустить, то заключение необходимо писать обязательно, как и микровыводы по некоторым частям (более подробно см. в других разделах)

7) Проверяем ошибки. Особое внимание следует обратить на:

- соотнесённость глагольных форм
- пунктуацию (если вы не уверены в правильности, то лучше изменить конструкцию)
- лексические повторы 
- фактические ошибки
- орфографию (н/нн, гласные в корнях, слитное/раздельно написание частей речи, написание не с частями речи, окончания глаголов)
- речевые и грамматические ошибки

Изучите раздел "Типы ошибок 

Ну а после проделанной на черновике работы, составляем сочинение из получившихся частей вот в такую композицию:

Композиция сочинения (Как сочинение должно выглядеть в чистовом варианте):

1) Вступление.
2) Формулировка проблемы.
3) Комментарий по проблеме. 2 примера, 2 пояснения, связь между примерами
4) Авторская позиция по проблеме.
5) Ваша позиция по проблеме.
6) Обоснование вашей позиции, то есть аргумент.
7) Заключение.

Очень важно!!!
 Не забывайте про абзацное членение. Лучше, если каждая смысловая часть будет выделена в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже нужно выделить в отдельный абзац.

Источник

12 января 2020

Что такое ФИШБОУН?


Фишбоун (рыбий скелет/рыбья кость) – приём смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления. Составление фишбоун позволяет раскрыть для понимания проблемную тему, показать причины, которые привели к определённому повороту в сюжете художественного произведения.
Фишбоун позволяет:
  1. определить проблемный вопрос,
  2. установить причинно-следственные связи событий и явлений в тексте,
  3. сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая найденные закономерность.
В голове рыбы прописывается проблемный вопрос. На косточках слева –  мнение (позиция разных героев по одному вопросу); справа – факты. В хвосте – вывод, который может быть сформулирован в виде пословицы. Это и будет авторская позиция по одному из проблемных вопросов (в произведении их, как правило, несколько).
 
Приём Фишбоун даёт возможность ранжировать сложность задания. Вы можете:
  • прописать проблемный вопрос, открыть все левые косточки и 1 правую,
  • прописать проблемный вопрос, открыть только левые косточки,
  • прописать только проблемный вопрос,
  • дать задание учащимся самим определить проблемный вопрос и составить Фишбоун (это уже будет проект).
Учащиеся могут заполнять схему Фишбоун  индивидуально, работая в парах или группах. Самое главное – это выводы, к которым они приходят в процессе анализа. В хвосте «рыбы» они прописывают авторскую позицию, то есть идею, то есть понимают, чему учит это произведение.
Такую схему также  можно использовать как шаблон при обучении написанию сочинения. Каждый «этаж» косточек будет представлять отдельный абзац, который ученики должны дополнить цитатой из текста. В хвосте прописан вывод.
Структурно-логическая схема Фишбоун позволяет формировать речевую компетенцию учащихся. По такой схеме учитель может задавать неограниченное количество вопросов. Дети работают с текстом произведения, выявляют причинно-следственные связи, определяют авторскую позицию, формулируют собственное мнение по проблемному вопросу, высказывают предположения.

05 января 2020

Астрологический прогноз для педагогов на 2020 год

Астрологи считают, что белый цвет символизирует начало чего-то нового. Для специалистов системы образования 2020 год предвещает немало перемен. Министерство просвещения готовит для педагогов новые испытания, проверки, модули повышения квалификации, профстандарты, аттестацию. И они обязательно придумают что-нибудь ещё. Однако не стоит унывать! Выдержать подобные трудности способны все педагоги! Ведь покровительница 2020-ого года научит их железной стойкости, трудолюбию, способности здраво и рационально оценивать происходящее, находить лучшие выходы из сложных ситуаций.  
Узнайте прямо сейчас, что ждет Вас в 2020 году. Читайте наш педагогический гороскоп для каждого знака Зодиака: 
Читать свой гороскоп

Самые популярные темы итогового сочинения

Итоговое сочинение уже написано. И результаты отличные: 98% учеников допущены к экзамену! Около 674 000 выпускников уже получили зачет за сочинение. А 11 500 — ребята с ограниченными возможностями здоровья — написали итоговое изложение. Результаты те же — 98% получили зачет.

Рособрнадзор сообщил, что самым популярным у одиннадцатиклассников стало направление сочинения «Надежда и отчаяние» — его выбрали 39%. «Добру и злу» отдали предпочтение 24% школьников, «Он и она» завоевали сердца 23% выпускников. 

А вот тема «Война и мир», похоже, пугает школьников — ее выбрали всего 2%. Может, ребята не читали великую книгу Толстого, а может, не поняли, что на «Войну и мир» можно смотреть шире — это тематическое направление хоть и приурочено к 150-летию романа-эпопеи, но отнюдь не ограничивает ученика в выборе произведения для аргументирования рассуждений. Или выпускникам просто не интересна тема сама по себе...


19 ноября 2019

После уроков: ПРОЧИТАЙ ещё раз

После уроков: ПРОЧИТАЙ ещё раз: Приложение 4. Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения Выберите только ОДНУ из предложенных т...

10 ноября 2019

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Над...

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Над...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Доб...

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Доб...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Гор...

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Гор...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Он ...

После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Он ...: Ссылка здесь Ссылка  здесь Ссылка  здесь Ссылка  здесь

12 октября 2019

Как изменятся ВПР в 2020 году?

Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко рассказал о новом удобном расписании и других изменениях в ВПР следующего года.
До 2019 года все средние общеобразовательные учреждения проводили ВПР в один и тот же день в соответствии с единым расписанием. В текущем учебном году школам была предоставлена возможность самостоятельно формировать наиболее удобное для себя расписание проведения упомянутых испытаний.
Сергей Станченко, в частности, сообщил: «В 2020 году за счёт введения технологии генерации вариантов появилась возможность сделать расписание более комфортным. Школам вместо точных дат даются интервалы в несколько дней для проведения каждой работы. Сами варианты заданий для разных школ будут равноценны».
Весной текущего учебного года ВПР будут проводиться весной для обучающихся 4-8 классов и одиннадцатиклассников.
В 2020 году ВПР, с образцами и примерами которых можно ознакомиться на сайте ФИПИ, проведут по следующим дисциплинам:
  • 4 класс – «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»;
  • 5 класс – «Русский язык», «Математика», «История», «Биология»;
  • 6 класс – «Русский язык», «Математика», «История», «Биология», «География», «Обществознание»;
  • 7 класс – «Русский язык», «Математика», «История», «Биология», «География», «Обществознание», «Физика», «Иностранный язык»: «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык»;
  • 8 класс – «Русский язык», «Математика», «История», «Биология», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия»;
  • 11 класс – «Физика», «Химия», «География», «Биология», «История», «Иностранный язык»: «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык».
Кроме того, глава ФИОКО добавил, что результаты ВПР не будут влиять на оценки в аттестатах и перевод в следующий класс. Ключевая цель этих испытаний – совершенствование образования и приведение его в соответствие с ФГОС.
Стоит напомнить, что уже несколько лет подряд кроме написания итогового сочинения, сдачи ЕГЭ по ряду предметов и выбора вуза обучающиеся старших классов пишут ВПР. Этот вид работ проводят по отдельным учебным предметам с целью оценки уровня подготовки школьников с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Источник: https://gazeta-pedagogov.ru
ВПР не за горами! Готовьте сани с осени!

09 октября 2019

Сайт с интерактивными тестами ОГЭ 2020

ссылка https://saharina.ru/

Образоват

Интерактивные технологии в образовании

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

На этом сайте размещаются интерактивные тесты ОГЭ 2020 года. Выполнив задания, можно сразу получить результат. 

Интерактивные технологии в образовании

Все материалы ОГЭ 2020 на странице блога "ОГЭ"

По ссылке на странице "ОГЭ" собраны материалы тестовых заданий ОГЭ 2020 года (новый вариант). Опубликованы материалы 2-5 заданий тестов.

06 октября 2019

"Зулейха открывает глаза"


За выходные прочитала роман Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза". О нём так много написано, что не буду рисковать и что-то своё добавлять. Скажу лишь, что Гузель Яхина талантлива, она тонкий психолог и скрупулёзный наблюдатель. (Откуда она всё это, о чём написала, узнала?! Я хочу познакомиться с историей создания произведения).
Как роман использовать в качестве аргумента в итоговом сочинении? По какому направлению? Он ведь про ад. "Про любовь и нежность в аду", -- как написала Людмила Улицкая.
Если по теме из направления "Гордость и смирение"? Зулейха была приучена своими родителями и в силу традиций к нижайшему смирению, такому, что забывала, не жалела себя. Например, живя в семье мужа, в отношениях с Упырихой -- своей свекровью. Знакомство с такими суровыми правилами, царящими в татарской семье, просто поражает. (Мы живём бок о бок с татарами и подумать никогда не могли бы, что так было у них раньше). Но при всём этом Зулейха остаётся натурой крепкой, гордой (вспомним, как она отказалась от предложения старосты, мерзавца Горелова стать стукачкой, не испугавшись его угроз). Она, беззаветно любя Игнатова, долгие годы смиряет в себе эту любовь.  Гордый человек в этом романе и комендант Игнатов, не прогибавшийся перед начальством и, как отец родной, думающий и заботящийся о вверенных ему переселенцах, "врагах народа".
Книга, во-первых, открывает перед читателями одну из трагических страниц истории нашей страны -- о раскулачивании крестьян и их немилосердно трудной и ужасной жизни в ссылке. (И люди, живя десятилетия в нечеловеческих условиях, оставались людьми -- Зулейха с Игнатовым, ленинградцы, доктор Лейбе, Лукка и другие!)
Во-вторых, роман Г. Яхиной заставляет задуматься о границах таких нравственных понятий, как гордость и смирение и, вообще, о силе человеческого духа.
В-третьих, это увлекательная книга, её интересно читать, с каждой страницей узнавать что-то новое, доселе нигде не вычитанное.
Получилось нечто вроде подсказки 11-классникам для итогового сочинения. Завтра проверю на своих, как воспримут мои заметки и захотят ли прочитать роман. 

02 октября 2019

Методические рекомендации по итоговому сочинению

 Уточнённые редакции методических документов, рекомендуемых к использования при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019 -2020 учебном году ссылка https://yadi.sk/d/uyOjtcnoEUCtRQ

30 сентября 2019

Направление "Война и мир". К 150-летию великой книги

ссылка на вебинар на сайте "Могу писать" по направлению "Война и мир". К 150-летию великой книги. Очень интересные материалы о романе-эпопее. Конкретные направления, тематика сочинения. Посмотрите. 

29 сентября 2019

Целевое чтение: к экзаменам. Х.К. Андерсен. "Девочка со спичками"

ЧИТАТЬ РАССКАЗ "ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ"

Я уже сетовала в одном из своих постов, что в учебное время совсем некогда читать в удовольствие. А некоторые из коллег-блогеров  написали мне в комментариях, что они всегда находят время, чтобы что-то почитать. Мне стало стыдно, и я заставляю себя читать. "По программе" -- не в удовольствие. Для итогового сочинения. Когда перечитывала рассказ "Девочка со спичками", сердце так и щемило от переживаний. Да ещё под песню из кинофильма "Генералы песчаных карьеров". Но не оправдываюсь: эмоциональность и сентиментальность в меру помогают мне на уроках, особенно в старших классах.
Дальше сочинение по этому святочному рассказу. Подходит под направление "Надежда и отчаяние". Сочинение взято с сайта "Рустьюторс". Не шедевр, позволю себе такую оценку. Большую часть работы составляет пересказ текста произведения. Я бы развила тему в направлении поиска ответа на вопрос: почему рушатся человеческие надежды. Как часть сочинения -- литературный аргумент -- материал, несомненно, заслуживает внимания.

Документы по итоговому сочинению 2019-2020 учебного года

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) от ФИПИ - 2019-2020 учебный год. 
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.: 1.pdf [432.83 Kb]
 2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 2.pdf [488.5 Kb]  
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения): 3.zip [222.87 Kb]  
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 4.pdf [273.99 Kb]
5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 5.pdf [2.44 Mb] 
6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.: 6.pdf [788.23 Kb]  
7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 7.pdf [370.79 Kb] 
8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 8.pdf [273.11 Kb] 
9. Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888: pismo.pdf [1.18 Mb] 
Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/612-dokumenty-po-itogovomu-sochineniyu-2019-2020.html