14 мая 2021

"Поездка в прошлое". К уроку литературы в 7 классе

По программе Б Ланина в 7 классе изучается повесть  Ф.А. Абрамова "Поездка в прошлое". В ней многое непонятно современному читателю, особенно детям. Поэтому размещаю вот эти материалы. Во-первых, объяснение слов, которые сейчас почти не используются. Во-вторых, найденную в Интернете презентацию своего коллеги.

Коллективизация – одно из важнейших событий в истории России ХХ века, связанное с созданием в СССР крупного сельскохозяйственного производства путем насильственного объединения мелких крестьянских хозяйств в колхозы.

Кулаки́ (также мироеды) — в России до Октябрьской революции — зажиточный слой крестьян, пользующийся наёмным трудом (крестьяне-работодатели).

Середняк — это такой крестьянин, который не эксплуатирует чужого труда, не живёт чужим трудом, не пользуется ни в какой мере никоим образом плодами чужого труда, а работает сам, живёт собственным трудом.

Раскулачивание (известно также как раскрестьянивание) — политика постепенного вытеснения капиталистических элементов в сельском хозяйстве и ликвидации кулачества как эксплуататорского класса (в марксистской терминологии), определяемого по признакам имущественного положения и отношения к средствам производства и найму рабочей силы, проводившаяся большевиками в период с 1925 по 1932-й год в ходе коллективизации сельского хозяйства.

(Определения из Википедии)

Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/f20TtdhifuyXGg

11 мая 2021

«Искусство для пацанчиков» и «Усы Гоголя». Неожиданная подборка подкастов, которые нравятся подросткам


Источник Мел
Если вы любите слушать подкасты, обязательно загляните в этот список – что-то из рекомендаций ребят вы точно сохраните себе. В подкасте «Усы Гоголя» можно послушать, как два парня с хорошим чувством юмора обсуждают книги. А в «Искусстве для пацанчиков» — узнать об истории известных произведений художников, скульпторов и музыкантов. Кстати, в список любимых подкастов ребят попал и наш подкаст о подростках — «Мел. Teens»

03 мая 2021

Спряжение глаголов в картинках

 Несколько картинок по теме "Спряжение глаголов". Трудно она даётся ребятам. Даже зазубрить правило они не могут/не хотят.  А ведь некоторые знания остаются в голове только благодаря запоминанию, а потом на их основе формируется навык. В результате многократных упражнений -- тренировок. Кстати, в известном учебнике А.М. Пешковского по русскому языку для школы  было по каждой теме до 100 упражнений.

Разместить картинки в блоге приходится по необходимости:  в Дневнике.ру должно смениться расписание и там они потеряются.




Глаголы на -ить и -ять: "запоминалка"

К урокам русского языка в 5 классе. "Проходим" как раз тему "Глагол".  

В некоторых глаголах написание гласной в неопределённой форме перед –ТЬ надо ЗАПОМНИТЬ!

КлеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть,, ездИть, бросИть, победИть –
их писать в начальной форме
надо только через -Ить-
ВеЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть –
их писать в начальной форме
надо только через -Ять-

Манить, победить взяты для рифмы. Они ударные.
Глаголы, которые не вошли из-за рифмы:
обидеться, маяться, хаять, кланяться, затеять, таять

В каких словах люди ошибаются чаще всего?

 Можно назвать несколько «горячих точек» русского правописания. Это написание одной и двух букв н в причастиях и прилагательных, написание двойных согласных в русских и заимствованных словах, написание и/ы после приставок, употребление твердого и мягкого знаков, особенно в глаголах на -тся/-ться, слитное/дефисное/раздельное написание сложных слов, употребление прописных и строчных букв.

Источник.

02 мая 2021

А сколько всего правил правописания в русском языке?

 Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.

Источник

К какому типу читателей ты относишься?

По ссылке ниже можно пройти тест и определить, какой ты читатель. Я прошла и вот что получила.

 

Ты – читатель вдумчивый!
Чтение для тебя совершенно особенный мир! Ты обожаешь погружаться с головой в интересную книгу, представлять себя на месте героев, помечать что-то на полях, выписывать самые яркие цитаты, долго думать о смысле книги. Возможно, ты ведешь читательский дневник, или оставляешь рецензии на прочитанное на книжных форумах. Практически всегда ты что-то читаешь, а иногда и не одну книгу. Особенно тебе нравится читать в дороге или перед сном, в кровати. Ты не можешь воспринимать книгу на ходу, быстро, с экрана ноутбука или смартфона. Ты ярая сторонница бумажных книг, хотя и признаешь, что новомодные электронные книги очень удобны и позволяют сэкономить. Быть такой прилежной читательницей очень хорошо, так как регулярное чтение развивает воображение, укрепляет грамотность и наполняет тебя новой информацией.

30 апреля 2021

Удалённое рабочее место

 Я хотел бы порекомендовать Вам AnyDesk - отличное приложение для удалённого управления компьютером. Мой адрес в AnyDesk '...........". Вы можете скачать AnyDesk здесь:

На страстной неделе у меня всё были больше страсти компьютерные. В среду возникли затруднения со вставкой баннера на школьный сайт.. Никак не получалась у меня в принципе знакомая и понятная операция. (Причина оказалась, как потом выяснилось, в  большом размере присланного файла). Пришлось воспользоваться помощью системного администратора и приложением AnyDesk. Алексей вошёл в мой комп со своего компьютера (откуда -- я даже не знаю) и вуаля... проблема была решена. Не моментально, правда, но в конце концов директор был доволен.

Так я впервые воспользовалась возможностями удалённого управления компьютером. Не я сама, конечно, а другой моим компьютером, но всё же -- какой-никакой опыт. Век живи, век учись, как говорится.

О "СФЕРУМЕ". Что это за зверь такой?

 Всем учителям и ученикам школы (и не только нашей, но нескольким другим из областного центра и области) приказано зарегистрироваться на информационно-коммуникационной образовательной платформе "Сферум". С целью её апробации. Что это за зверь такой, пока не разобрались. Зачем регистрируемся -- спрашивают дети и родители. Нас вполне устраивает Дневник.ру. К нему привыкли. Он функционален и оказался весьма полезным в пору пандемии и дистанта. 

Но наш регион по всем проектам и новшествам в образовании впереди планеты всей, поэтому слушаемся начальство и регистрируемся. В видеоролике, правда,  всё так цивильно .и обоснованно.

Хочу ли я в школу?!

 Когда во вторник у меня отказался работать ноутбук, я испытала, мягко говоря, определённый дискомфорт. А если -- прямым текстом, то шок, места себе не находила. Пока не взялась читать книжку Е. Пастернак и А. Жвалевского "Я хочу в школу". 

О чём она? О школе будущего, придуманной, как они говорят, самими авторами... после которой (этой особой школы) ученикам тяжело, порой непосильно адаптироваться к школе обычной, нашей, современной. 

Восьмиклассники ещё не прочитали книгу, поэтому не могу сказать о их реакции. (Повесть в программе по родной литературе для 8 класса). Сама же я пока не определилась: что это -- карикатура на современную школу или сигнал нам, учителям, как надо учить и воспитывать детей?

Однако над нами есть начальники, которые определяют стратегию и тактику школьной деятельности...Хочу ли я в школу?!

25 апреля 2021

Вероника Тушнова: горькое счастье поэтессы, чьё самое известное стихотворение часто приписывают Алле Пугачёвой

 Источник

В последнее время я стараюсь как можно реже делать репосты в своём блоге. Но сегодня не удержалась. Мне нравятся стихи советской поэтессы Вероники Тушновой. "Набрела" в Яндексе на хорошую статью о ней. Смотрите ссылку. Надеюсь, что и вам она понравится. И стихи тоже двух наших замечательных поэтов -- Вероники Тушновой (Вертушинки) и Александра Яшина.

23 апреля 2021

Из камня и бронзы. Памятники в Астрахани

Некоторые  из необычных памятников на улицах и площадях нашего города представил в своей презентации к уроку окружающего мира четвероклассник Артём Т. 

22 апреля 2021

Об употреблении деепричастий

 Роберт Саути. "Лодорский водопад". Дидактический материал

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
  
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
 
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
• Что в этом стихотворении показалось необычным?

-- Да-да, здесь употреблено 52 деепричастия. И ещё, не правда ли, что стихотворение похоже на водопад?

Две тысячи просмотров главной страницы за день!

Если совсем точно, то 2004. Столько просмотров главной страницы моего блога было вчера. Это рекорд за последнй год. Обычно бывает 200-300. Образовательный  блог всё-таки не кулинарный и не про тигров с собаками. Поэтому делюсь с читателями такой приятной новостью.

В новом интерфейсе я не нахожу сведений о трафике и географии просмотров. Интересно, кто заинтересовался моими опусами и откуда.

Однако для меня смысл ведения блога заключается отнюдь не в погоне за популярностью (хотя это весьма существенно),  а в возможности выразить себя, запечатлеть свои мысли "на бумаге".   Желание писать периодически посещает меня на протяжении всей жизни.

Как-нибудь надо поразмышлять над тем, до какой степени можно быть открытым и искренним на просторах Интернета. 

21 апреля 2021

Астрахань литературная

 ая

Это проектная работа ученика 5 класса Александра М. к уроку родной (русской) литературы. Понятно, что только начало знакомства юного литературоведа с историей литературной Астрахани. Посоветовали ему продолжить увлекательное путешествие по этому маршруту.