30 января 2023

Итоговое собеседование. Готовимся к монологу (повествование, рассуждение)

 Здесь вся информация о монологе (повествовании и рассуждении). Как и в  предыдущем посте, подробная и может оказаться очень полезной. Особое внимание обращаю на советы по составлению рассуждения. Но вы обязательно прочитайте всё.

Монологическое высказывание — рассуждение по поставленному вопросу

Формулировка задания: «Что значит...», «Как вы понимаете...».

Чек-лист

  1. Внимательно прочитайте вопрос темы. Дайте на него чёткий ответ в одном предложении. Это будет ваш тезис.
  2. Прочитайте вопросы, которые даны к этой теме. Продумайте ответ на каждый из них, оформите каждый одним-двумя предложениями. Это будут ваши доказательства.

3. Обобщите всё и выскажите в одном предложении. Это будет вывод.

Советы

Совет 1

Выбирайте монолог-рассуждение только в том случае, если у вас действительно есть собственное суждение по поставленному вопросу.

Совет 2

Используйте вопросы, которые даются к заданию. Они помогут вам правильно построить рассуждение.

Совет 3

29 января 2023

Скоро итоговое собеседование. Готовимся к пересказу

 Здесь в блоге с Дзена подробно о том, как подготовиться к пересказу на итоговом собеседовании по русскому языку 8 февраля. Обязательно прочтите, девятиклассники.

    Вынесу сюда две памятки. Поняв, какова стандартная структура текста, надеюсь, вы сможете пересказать текст подробно, не упустив ни одной микротемы. А вторая памятка о том, как правильно вставить в пересказ цитату. Читайте.

Памятка 2. Примерная структура текста

Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).

  1. Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга). Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях.
  2. Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры.
  3. Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)
  4. Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.

Памятка 3. Способы включения цитаты в пересказ

1. Прямое цитирование (дословная передача слов)

Пост для воображаемого блога

     На уроке литературы нам было задано написать пост для воображаемого блога о трагедии "Гамлет".

    Не могу сказать, что я в восторге, что вообще испытываю какие-то особые эмоции. Вероятно, 400 лет существования произведения всё-таки имеют значение, и написали о нём очень много всего и лучше. Возможно, в те времена судьбы героев, особенно судьба главного из них, и трогали умы и сердца. Но сейчас другие проблемы, другие способы их выражения.

    Очень мрачная пьеса. Когда читаешь её, не покидает ощущение, что находишься в каком-то тёмном и сыром месте, а мрачные настроения и речи героев только усугубляют этот эффект.

    И всё-таки... Несмотря на это, мне понравилась трагедия. Может быть, за её неповторимую атмосферу и поиски смысла в человеческом существовании. Быть или не быть?

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? (Перевод Б. Пастернака).

    Я выбираю оптимистичное...

Тимур С., 9 класс

Я ВОЗВРАЩАЮСЬ!

 Дорогие друзья! Я очень долго не заходила в свой блог. По разным причинам: не хватало времени, недоставало информационных поводов... и главное -- у меня  наладилась более функциональная связь с моими учениками  с помощью Дневника.ру. Это, как вы знаете, не только электронный журнал, но и  масса информации об учениках и коллегах,  и возможность прикрепить любой файл с учебным материалом, заданиями, тестами и прочее. Можно проводить видеоуроки,  имеешь постоянную обратную  связь со всеми участниками образовательного процесса. Всё оперативно, точно по адресу, результативно и функционально. Начав  больше десяти лет назад свой блог, я очень часто потом использовала его для того, чтобы транслировать учебную информацию -- правила, факты  биографий писателей, о книгах, всякие лайфхаки и тонкости в подготовке к экзаменам. Теперь для этого использую другие инструменты. И весьма успешно. Однако... однако надо вернуться к своему детищу. Чтобы выразить себя. И может быть, как-то всё-таки "слово наше отзовётся"...

18 сентября 2021

В Астрахани установили мемориальную доску Владимиру Меньшову

 Мемориальная доска заслуженному артисту России Владимиру Меньшову появилась на фасаде астраханского драматического театра, который стал первым местом работы режиссера, сообщила в пятницу пресс-служба администрации губернатора Астраханской области.ТАСС

Владимир Меньшов родился в Баку, но свое детство провел в Астрахани.
В 1958 году начал работу в Астраханском драматическом театре.
В 2007 году Меньшов был удостоен звания Почетный гражданин Астрахани.
Я при этом присутствовала. Вообще-то, это вторая мемориальная доска артисту в нашем городе. Первую установили на доме, где он жил, представители партии ""Справедливая Россия" в тот раз, когда к нам приезжал Захар Прилепин.

"Братья Карамазовы" в Астраханском драматическом театре

Это, несомненно, большое событие в жизни нашего города -- провинциального по месту положения и уровню жизни, но далеко не такового по уровню культурной жизни. Неделю назад у нас открылся фестиваль симфонической музыки, и в Кремле, на вольном воздухе, звучала кантата А. Прокофьева "Александр Невский". Вчера и позавчера в драматическом театре была премьера спектакля "Братья Карамазовы".
Поставил спектакль заслуженный артист России Александр Огарёв. Он у нас новый художественный руководитель театра.
Зрителям представлено прочтение  романа Ф.И. Достоевского в современной трактовке. В спектакле  используются элементы восточных единоборств и танцы, видеопроекции, современная музыка и стихи армянского поэта и философа 11 века Григора Никараци. Декорации минимальные и не отвлекают излишне внимание зрителей, а  служат для того, чтобы выявить или подчеркнуть основные смыслы сцен. Есть сцены на грани фола: Дмитрий Карамазов в первом действии уходит за видимую зрителю кулису... помочиться, а потом его догола раздевает следователь Нелюдов.
На грани и страсти, которые кипят на сцене. Актёрам, на мой взгляд, удалось передать  всю их глубину по-достоевски. Усиливалось. такое впечатление очень характерными танцами артистов.
Спектакль номинирован на премию "Золотая маска". Мне кажется, он такой награды достоин. 
Кстати, я бы посмотрела "Братьев Карамазовых" в нашем театре ещё раз.
(Фото взято из Интернета, Снимать в зале нельзя).

11 сентября 2021

Какая музыка звучала!

 Вчера слушала кантату А. Прокофьева "Александр Невский" в исполнении симфонического оркестра, хора и солистки. Действо состоялось в нашем кремле на вольном воздухе поздним вечером. Играл симфонический оркестр Астраханского театра оперы и балета, пел объединённый хор нашего оперного театра и из Калмыкии, солистка тоже была приглашённая.

Звучала мощнейшая музыка. Хор у нас просто бесподобный. Устроители мероприятия ещё включили в действо балет. Так  же весьма эффектно. Оформление сценического пространства и видеоряд были великолепны.

Получила настоящее эстетическое наслаждение. И погода у нас стоит чудесная. И даже такси приехало вовремя.

Умеют в нашем городе красиво подать классику. Правда, билеты были дорогие. Но удовольствие, полученное от концерта, того стоит.

(Видео с телефона загрузить в блог, к сожалению, не смогла, поэтому видео с YouTube)

02 сентября 2021

"Филэллин" Леонида Юзефовича

Источник

 От автора

Этот роман гораздо более исторически достоверен, чем может показаться читателю. Конечно, входящие в него дневники и письма, не говоря о мысленных разговорах одних героев с
другими, – плод вымысла, но кое-кто из авторов этих дневников и писем, и многие из тех, кто в них фигурирует, – реальные фигуры, действующие под собственными именами или имеющие прототипов. Обстоятельства последних лет жизни Александра I, в том числе полученная им в Брест-Литовске травма голени и его путешествие на Урал, как и детали биографий других исторических персонажей, в большинстве случаев соответствуют действительности. События Греческой войны за независимость 1820-х годов, включая обе попытки деблокировать осажденный турками афинский Акрополь, и начала правления короля Оттона I в Греции изложены, в основном, верно и датированы тем временем, когда они происходили. Герои думают, пишут и говорят о том, о чем люди тогда думали, писали и говорили, правда, делают это не совсем так, как их тогдашние двойники и современники двойников, а ведут себя часто совсем иначе. Я не ставил своей задачей реконструкцию прошлого, но, может быть, строгий читатель более снисходительно отнесется к некоторой условности рассказанной здесь истории, если будет знать, что она разворачивается в натуральных декорациях и с привлечением подлинного антуража эпохи.

Прослушала ещё один новый роман. Было интересно. Много подробностей из времени начала 19 века. Теперь щеголяю ими в разговорах с коллегами, знакомыми и родными. Чем мне нравится современная русская литература, так вот именно тем, что расширяет кругозор, твою начитанность и побуждает искать что-нибудь этакое историческое. Не могу не отметить хороший литературный язык  современных романов.

25 августа 2021

Как учить сегодня для успеха завтра

 Сегодня в институте "Платформа" (так у нас называется бывший институт повышения квалификации учителей) состоялось заседание регионального методического объединения учителей гуманитарных предметов.

На пленарном заседании выступили Елена Анатольевна Мясоедова, директор публичных программ ГАОУ АО ДПО "Институт развития образования" и Оксана Владимировна Зубаирова, эксперт компаний "Просвещение".

Говорили о новых, 2021 года, ФГОСах для начального и основного образования и о том, как учить сегодня для успеха завтра".

О новых ФГОСах ссылка

22 августа 2021

ОГЭ в 2022 году: изменения, обязательные предметы (актуально)

 Источник

В 2020 г. из-за пандемии коронавируса Covid-19 ОГЭ для выпускников 9 класса был отменен. В 2022 г. ученики тоже могут его не сдавать, но в том случае, если не станут обучаться в 11 классе или в колледже. Те выпускники, которые хотят учиться дальше, должны ознакомиться со всеми изменениями в процессе сдачи экзамена, начинать подготовку к ОГЭ 2022 уже сейчас.

17 августа 2021

...прозёванный гений. Очарованный странник катакомб языка!

 Общаясь (а когда слушаешь книгу, то эффект непосредственного общения становится более ощутимым, чем при чтении текста на бумаге) с книгой Майи Кучерской "Прозёванный гений", погружаешься во время, в ту эпоху, которая описывается в произведении. Во всяком случае со мной было так при прослушивании этой аудиокниги. Знакомые имена писателей, поэтов, общественных деятелей, менее знакомые издателей, журналистов, чиновников как бы оживали в моём воображении, их биографии дополнялись новыми фактами и подробностями, в результате чего становились  более понятными реалии общественных и литературных процессов второй половины 19 века. В романе "Прозёванный гений" собрано огромное количество такого материала, так что слушаешь/читаешь его как энциклопедию, при том написанную художественно, занимательно, захватывающе.

Согласитесь, что сразу обращаешь внимание  на заглавие романа. "Прозёванный" -- такого слова я раньше не слышала. По морфологическим признакам это страдательное причастие, форма глагола "прозевать", совершенного вида, в мужском роде, единственном числе. Сделать школьный разбор слова как части речи меня натолкнула ещё одна особенность книги: автор в ней выступает не только как беллетрист и мемуарист, но ещё и как филолог, литературовед, лингвист. Это делает произведение особенно привлекательным и ценным для учителя литературы.


Прозевать, прозёвывать значит оказаться невнимательным, упустить что-то. Прозёванный -- пропущенный, просмотренный, прохлопанный (всего 7 синонимов в Словаре синонимов). Книга М. Кучерской о Николае Семёновиче Лескове, которого при жизни недооценили, а потом читали мало, а сейчас вообще не читают. В школе "Левшу" "проходят" в 6 классе (рано, не по возрасту, детям трудно одолеть такой текст) и в 10 классе читают по программе "Очарованного странника" и "Тупейного художника" (внеклассное чтение). Почему он гений и как все его прозевали -- об этом далее.

Описание книги

13 августа 2021

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 5-9 классы

 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ссылка

ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного 4 общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература». 

Программа включает пояснительную записку, в которой даётся общая характеристика курса, раскрываются цели изучения родной русской литературы, определяется место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. 

08 августа 2021

"Благоволительницы" Джонатана Лителла

 «Благоволительницы» из названия романа — это богини мести Эринии из древнегреческой мифологии, другое имя которых — Эвмениды — означает «Милостивые».

ссылка Википедия подробно о романе "Благоволительницы".

Разбор книги "Благоволительницы" здесь

Я сначала прослушала (прочесть бумажную книгу в 840 страниц, думаю, мне не под силу) исторический роман Джонатана Литтелла о похождениях вымышленного оберштурмбаннфюрера СС Максимилиана Ауэ, а потом прочитала о книге в Интернете. Ссылки на некоторые материалы привожу вверху. Именно в такой последовательности надо знакомиться с этим произведением, чтобы убедиться в том, что это шедевр. Когда слушаешь (и, наверное, когда читаешь), то возникает ощущение, будто читаешь классику ("Войну и мир" или "Горячий снег"), потом вдруг бах! -- мерзости и пакости по Сорокину и психоанализ по Прусту. Вот такое сочетание, как мне показалось, манер и стилей в "Благоволительницах".

Роман мне понравился фактологической насыщенностью. Все критики определяют его как исторический роман. И не только о Второй мировой войне, но и о культуре античной, об искусстве, прежде всего музыки. Джонатан Литтелл -- образованнейший человек и честный писатель.

И напоследок, роман этот не лёгкое чтение для развлечения, но прочитать его я бы посоветовала тем, кто любит художественные произведения, основанные на исторических событиях и честно, в соответствии с вечными ценностями представленными автором.

06 августа 2021

Министру образования и науки 29 лет

 Сообщение обычно  начинают словами: у меня две новости -- хорошая и плохая. Мои новости я не могу так чётко разделить. Первая: у нас страшная жара -- 42 в тени. Я чуть в обморок не упала позавчера, когда шла на маршрутку. Вторая новость "пожарче" первой: 4 августа губернатор назначил нового министра образования и науки (у нас министерства в области). Им оказался Егор Угаров, которому всего 29 лет, по образованию он кораблестроитель, окончил технический университет в 2014 году. В образовании, разумеется, не работал. Занимался делами молодёжи и ещё чем-то. Однако участвовал в конкурсе "Лидеры России" и входит в ТОП-40 этих лидеров в Южном федеральном округе. 

Общественность (не только учителя) изумлена, теряется в догадках, пытаясь понять, что послужило основанием для такого назначения, жалеет этого молодого красивого, я  бы даже сказала, импозантного человека, как он осмелился занять такой ответственный и провальный пост. Некоторые  делают предположения: ждите, новый предмет "кораблестроение" в школах введут. Другие: что ж, поживём увидим. Молодым надо давать дорогу.  Мне же просто жалко Егора. Тяжёлую ношу взвалил он себе на плечи.

https://www.instagram.com/p/CSLqEvkNU7h/?utm_medium=share_sheet фото нового министра из Инстаграма

05 августа 2021

Как легко составить рабочую программу по предмету для учителя

 Источник

Сегодня расскажу, как составить рабочую программу по своему предмету и затратить на это мероприятие не больше получаса.

Всем нам известно, в начале этого года Госдума и министерство образования утвердили список отчетов и бумаг, которые обязан делать учитель-предметник.

Вот он, кто запамятовал (Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2020 г. NN СК-578/08, 01-350/13-01 "О снижении документационной нагрузки учителей"):

·         рабочая программа;

·         программа работы с отстающими детьми;

·         рабочая программа курсов внеурочной деятельности;

·         план работы с детьми, стоящими на внутришкольном учете;

·         календарный план воспитательной работы;

·         программа коррекционной работы;

·         журнал учета успеваемости;

·         материалы личного дела обучающегося.

PS: конечно, если вы только не классный руководитель. В таком случае ваша отчетность увеличивается в разы.

Но вернемся к первому пункту нашего списка:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

НА КАЖДЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

Здесь все просто:

1.     вбиваете в поисковике слова "фгосреестр примерная программа";

2. в первой строке находите необходимый нам документ, а именно примерную основную образовательную программу нужного вам уровня (НОО, ООО, СОО);

3.       скачиваете в формате DOC;

4.  открываете документ и удаляете все, кроме трех необходимых нам частей (цели и задачи, планируемые результаты освоения программы и содержание предмета);

5.      Всё готово! Остался только титульный лист, его вы возьмёте у завуча по УВР и КТП.

В следующей статье напишу как составить КТП по предмету и не умереть от скуки.

Напомню, что программа составляется на уровень образования, т.е. для начальной школы, основной и средней - 4, 5 и 2 года соответственно. А вот КТП составляете только для тех классов, в которых вы ведете свой предмет.

30 июля 2021

Степан Разин в Астрахани

Чтобы закрыть тему о Степане Разине, здесь о его пребывании в Астрахани.

Биографическая справка о Степане Разине и народных песнях о нём.

Разирн Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.

29 июля 2021

Захар Прилепин о Степане Разине

 Почему в школе изучают исторические песни, сложенные  народом о Степане Разине?

Оказывается, что известно более двухсот записей песен о Степане Разине. Среди них две песни записаны в 1824 году А.С. Пушкиным и, как предполагают исследователи, от Арины Родионовны, а в 1826 году Пушкин написал три стихотворения "Песни о Степане Разине", в основе которых также народные исторические песни и сказания. По количеству уступает число песен и сказаний о Разине только народным творениям об Иване Грозном и Петре Первом. 

Кто же он -- Степан Разин? Бандит или потенциальный правитель?

Заинтересовалась я этим тоже после встречи в прошлую субботу с Захаром Прилепиным. Он рассказал, что пишет роман о Степане Разине, что открылись новые данные об этом незаурядном человеке и что появилась возможность дополнить замечательные произведения о нём А. Чаплыгина ("Разин Степан") и В.М. Шукшина ("Я пришёл дать вам волю"). Оказывается, Разин знал восемь языков и был хорошим дипломатом. Впрочем, читайте далее.

Источник

Захар Прилепин о Степане Разине, украинских атаманах и ошибке арабского ученого

28 июля 2021

На кладбищенскую тему

  Каких только книг на свете нет! Вот выудила роман "Земля" Михаила Елизарова. Кстати, услышала о нём всё на той же встрече с Захаром Прилепиным, который весьма положительно отозвался об этом писателе. Более того некоторые считают Михаила Елизарова чуть ли не "наше  всё". Я роман не дочитала. Не заинтересовала меня кладбищенская тема. К слову замечу, что ведь необязательно читать книги от корки до корки. Так не угонишься за потоком в геометрической прогрессии возрастающей информации. А учителю литературы нужно знать о разном в его профессиональной сфере -- художественной литературе.

Далее помещаю отзывы о романе "Земля". Некоторые мысли из них мне близки.

Я знаком с творчеством Елизарова, неоднозначный писатель... Сюжет крутится вокруг кладбищенской темы, темы смерти с конкретным налетом девяностых.

Полагаю, не только на мой взгляд. книга перегружена философскими размышлениями, подчас дилетантскими и совершенно неинтересными и такого шлака процентов тридцать. 

Достаточно много присутствует текста с идиоматическими выражениями, встречаются настолько сочные, что диву даешься великому и могучему!, поэтому книга не для тех, кто не переваривает мат. Да и откровенными сценами текст насыщен.

Неоднозначное отношение к книге... Вроде бы и шляпа какая то, но дослушал до конца... хотя считаю, что пара часов потрачена зря

Подробнее на Отзовик:

https://otzovik.com/review_11056802.html

Одолел достаточно объемный том очередного произведения М. Елизарова и делюсь своими впечатлениями от прочитанного. Достаточно амбициозно заявлено о том, что сие произведение является масштабным осмыслением «русского танатоса». Я с этим согласен лишь отчасти. В книге рассказывается история молодого человека буквально от его рождения, причем детские годы описаны достаточно скромно по объёму и являются скорее небольшим прологом, прелюдией, а далее охватывают период после его возвращения со службы в армии. Большая часть произведения составляют разборки в духе 90-х, а также небольшая часть и чуть-чуть о предназначении.

27 июля 2021

О привычке к чтению

 Впечатления от встречи с Захаром Прилепиным не оставляют меня. Сказывается недостаток материала для того, чтобы изложить его в блоге, так сказать  мало информационных поводов для этого. Однако обо всём на свете, о любом человеке, о Захаре тоже можно  узнать в Интернете. Да, конечно. Но это не  заменяет личного и коллективного общения, когда видишь, слушаешь собеседника воочию. Как он одет, говорит, жестикулирует, двигается, делает какие-то оговорки, употребляет характерные слова. Общение глаза в глаза не заменить процессом поиска в сети ("гуглением", "гугляжом" или как там ещё).

На встрече Захара спросили, как, на его взгляд, следует приобщать детей к чтению. Он рассказал о том, как это делается в его семье, в которой четверо детей "от одной жены" (значимое пояснение, согласитесь). В их доме везде книги: дети их видят сызмальства, в какую комнату бы ни вбежали, ни зашли, ни заползли. Именно с того времени, когда ребёнок ещё ползает, в этой семье ему начинают читать. Очень важен, по мнению писателя,  этот первый эмоциональный момент встречи дитяти с книжкой. Потом ребёнок постоянно видит папу и маму, других детей с книгой. Кстати, сам Евгений (Захар -- псевдоним) в детстве казался странным: мальчишки играли в разные пацанские игры, а он читал. И ещё один момент (!) У Прилепиных в доме нет телевизора, а айфоны дети получают ближе к подростковому возрасту. Жесть!. Но, наверное, это и правильно: дозированно, под контролем до детей доходит медиаинформация, которая далеко не всегда полезная, а скорее вредная, калечащая душу и извращающая ум. (По себе знаю: телевизор не смотрю неделями -- приходит ощущение гармонии внутри).

В общем-то, вещи банальные, скажете вы. И вы, и я считаем, что так надо прививать детям привычку к чтению. Но услышанное от авторитетного человека ещё более укрепляет нас в правильности таких действий. 

И ещё о важном: только родители, по словам Захара Прилепина, могут приобщить детей к  чтению. Ни школа, ни учителя без родителей этого не сделают.


Фото из открытых источников.

26 июля 2021

Родная (русская) литература. Учебные пособия

 Каталог учебной литературы

 и т.д.

Новая рабочая программа по родной (русской) литературе. 5 класс

В издательстве "Просвещение"  вышли учебные пособия по родной (русской) литературе для 5-9 классов. Местные книжные магазины заказали  их по минимуму, чтобы оценить спрос. Что же оказалось? Содержание пособий не совпадает с нашими программами, по которым мы работали в прошлом учебном году. Грядёт обновление рабочих программ и КТП в соответствии с содержанием учебных пособий. Картинки обложек, предложение книг, цены есть в Интернете. Новую рабочую программу нашла только для 5 класса.

К сожалению, забыла сохранить ссылку на источник. Но содержание пособия для 5  класса точно совпадает с этой программой.

Пояснительная записка

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса разработана на основе:

×            федерального государственного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);

×            требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

×            примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

×            «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

×            «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;

×            Примерной программы по учебному предмету «родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20));

×            «Родная русская литература. 5 класс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.

 В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.

О Захаре Прилепине. Мои впечатления

 Источник материалы о Захаре Прилепине.

Мои впечатления о нём. Захар показался мне простым человеком, который готов общаться с каждым, кто к нему обратится. Мне понравилась ("приколола") его смущённая естественная улыбка после  комплимента в его адрес, когда он расписывался в моей книжке.

Естественный, простой человек по моему определению, настоящий интеллигент, заметила моя приятельница Татьяна Валентиновна. Одет простецки: черная рубаха, светлые летние брюки, недорогие кеды-кроссовки. Образованнейший человек. С ясной личной позицией. Несомненно, патриот своей страны. Хотя это слово стало чуть ли не ругательным, но как бы мы ни относились к власти, к чиновникам, мы любим Россию, свою Родину. 

В Астрахани он оказался впервые по партийным делам. Дал пресс-конференцию, участвовал в открытии мемориальной доски в честь нашего земляка Владимира Меньшова, встретился с читателями в музее истории Астрахани. Обещал обязательно приехать ещё, потому что пишет роман о Степане Разине, пути которого не раз приводили того в Астрахань. Про шубу разинскую, в которой Степан ходил в июле в Астрахани, рассказал, про его первую встречу с местным губернатором Прозоровским, который пропустил казаков на Дон, так и не сумев разоружить их. Про вторую встречу мы знаем, когда воевода/губернатор был сброшен казаками со стен кремля.

Не всегда получишь столько информации, общаясь, слушая человека, за час такой встречи. Захар ответил на вопросы. Задавали их в основном молодые люди. По пути замечу, какие умные, начитанные, хорошо говорящие у нас ребята! И экскурс своеобразный по творчеству Прилепина  получился для меня по этим вопросам/ответам. Я прочитала немногое из его произведений. Когда накануне и после встречи перелистывала "Обитель", то всё больше и больше убеждалась в том, что по манере, по стилю, авторскому отношению к изображаемым событиям, по многим другим признакам это классика и Захар Прилепин является продолжателем лучших традиций русской классической  литературы.


22 июля 2021

Конкурс эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

 Источник

ПОЛОЖЕНИЕ

о Всероссийском конкурсе эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

1. Общие положения

Настоящее Положение о проведении Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (далее Положение) устанавливает цели и задачи, определяет права и обязанности организаторов и участников Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (далее Конкурс), сроки и этапы проведения Конкурса.

Конкурс проводится среди школьников, студентов, педагогов и работников школьных библиотек.

Учредителями Конкурса являются: литературный журнал «Отчий край» - структурное подразделение ГКУВО «Центр информационного и материально-технического обеспечения» (Волгоград), и Общероссийская ассоциация учителей литературы и русского языка (Москва).

2. Цели и задачи конкурса

Цель: привлечь внимание к русской классической литературе в условиях цифровой цивилизации, побудить к чтению «золотых» книжек современных школьников и студентов.

Задачи:

▪ способствовать развитию навыков творческого мышления и письменного изложения, заявленной в Положение темы - «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (на примере произведений Ф. М. Достоевского или фактов его биографии);

▪ популяризовать жанр эссе;

▪ стимулировать развитие читательской культуры участников и информационных компетенций.

3. Участники Конкурса

Для участия в Конкурсе приглашаются школьники, студенты, педагоги и работники школьных библиотек. Участие в Конкурсе может быть только индивидуальным. Количество участников Конкурса не ограничено. Принимая участие в Конкурсе, конкурсант подтверждает, что ознакомлен с Положением проведения Конкурса и выражает свое согласие на участие в нем и обработку персональных данных (см. Приложение 1) и публикацию материалов с сохранением авторства.