16 августа 2010

"Поэма" из цифр

Традиционная форма – нормальный литературный язык, классическая ритмика, логичность и ясность – лишь наиболее естественная форма выражения поэтической мысли. Она всегда будет существовать и всегда будет преобладать. Но всегда будут существовать и иные формы. Можно всё, даже вообще без слов.
Как-то в Новосибирске меня поразила «поэма» некоего А.Сурнина, составленная из одних цифр:
1, 2
3, 4
5, 6
7, 8
9, 10
11, 12
13
И ведь понятно же, о чём! О трагедии «непарности», одиночества, о драме того, кому выпал несчастливый (тринадцатый!) номер. Крик души. А если нет этого крика (писка, шепота, бормотания и т.д.) – тут хоть как извернись, всё равно получится непоэзия, арьергард, уныло перемешивающий сапогами ту пыль, которую подняли идущие впереди тебя.
                                                                                      Владимир Монахов, поэт.
Бывают же, однако,"поэмы"!  

Свои слова у времени любого...

Свои слова у времени любого,
Нелепые, смешные иногда,
Мне с детства, например, известно слово
"Буза", что означает "ерунда".

Мы говорили в юности: "Железно!"
Махнув рукой, бросали: "А, ништяк!"
И упрекать нас было бесполезно,
Что классики не изъяснялись так.

Да, наш язык звучал тогда не книжно,
Был грубоват, по правде говоря;
Зато  словцо лакейское
           "п р е с т и ж н о"
Дремало где-то в толщах словаря.
                  Илья Олегович Фоняков, современный поэт.

А почему это слово лакейское?
И.О Фоняков уже не молод, он родился в 1935 году. Как пишет о нём поэт В Монахов:  "Фоняков человек оригинальный:уникальная память и энциклопедическая начитанность его поражали. Умение ладить с авангардистами вызывало уважение (и верлибром пишет поэт, и палиндром активно использует в канонических стихах, даже пару миниатюрных книжечек выпустил). На 12 фестивале русского верлибра в 2005 году он сразил молодёжь, которая эгоистично считает, что поэзия начинается с них, удивительно сочно прочитав кусочек из революционной речи Владимира Ильича Ленина как великолепный образец политического верлибра, интонационно разбив слова вождя всемирного пролетариата на ритмичные строфы. Чем и вошёл в историю питерского фестиваля. И чем был изрядно огорчён, поскольку организаторы пропустили мимо ушей чудесные верлибры самого поэта. А в затянувшихся бесконечных спорах на тему авангарда он предельно лаконичен и точен."
Для меня вся поэзия - авангард, -- считает И. Фоняков, --  Пушкин – авангард, Блок – авангард, Заболоцкий – авангард. Авангард – всё, что смело, свежо, оригинально, истинно. Форма выражения – ритмические вариации, наличие или отсутствие знаков препинания, степень метафорической изощрённости – вопрос второй.

12 августа 2010

Юмористические задачи

Задание из сборника И.А. Громова для 6 класса.
Один мальчишка учится в первом «В» классе. Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? (В.Драгунский).
Как бы вы ответили на последний вопрос?
Выпишите по 10 слов с нулевым и фонемно выраженным окончанием. Обозначьте окончания и основы.
На досуге попробуйте решить встретившиеся в тексте юмористические задачи.

09 августа 2010

Как учитель пополняет свою библиотеку?

Пребываю в Волгограде, городе, в котором давным-давно училась. Страшно признаться даже у кого... У Потихи Зиновия Ароновича, Елизаветы Петровны Николаевой, Д..Медриша, Виктора Александровича Федосова... Но главное не об этом. А о походе в магазин  Волгоградского издательства "Учитель". Хороший магазин. Старательное провинциальное издательство. Приобрела в нём методические рекомендации по русскому языку к учебнику М.Разумовской и по литературе к учебнику Т. Курдюмовой. О пановском комплексе здесь, как оказалось, плохо информированы. Тем не менее оставляю на память ссылку здесь

08 августа 2010

Фонема как один человек в разных обличьях

В учебнике для 5 класса есть такое упражнение.
Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова встретились на маскараде: устроили в школе маскарад, и они встретились. И вдруг появилась какая-то совсем незнакомая девочка. Настя Кувшинчикова с косами, а эта девочка в парике, вьющемся. Настя Кувшинчикова шатенка, а эта черноволосая, вьющаяся. Одеты по-разному. Голос похож, а все остальное разное. И роста они одинакового. До того эта девочка произвела впечатление на Вову Бутузова! Подходит к ней робко, говорит: «Девочка, можно с вами познакомиться?». Эта девочка как захохочет, как бросится бежать! Через некоторое время глядь – Настя Кувшинчикова появилась, в своем костюме, с косами и, естественно, шатенка. Вова говорит: «Настя, я тебя с одной девочкой познакомлю. Вот сейчас приведу». Ищет, а девочки нет. Вдруг она опять появилась, эта самая незнакомка, а Насти Кувшинчиковой нет. Так и не мог решить: это одна девочка или две?
М.В. Панов сопроводил задание таким комментарием в своей статье "Зачем школе нужна фонема?":
"Почему, я думаю, этот рассказ поможет ученикам? Да он поможет понять: даже если люди появляются по принципу: когда один, то нет другого, а когда есть другой, то нет первого, то возникает подозрение или даже уверенность, что это один и тот же человек. Ну, так же и звуки: если какое-нибудь [о] в одной позиции, а [] в другой, возникает уверенность, даже не подозрение, что это одна и та же фонема".

06 августа 2010

М.В. Панов: "Зачем школе нужна фонема?"

Здесь размещена одна из лекций М.В. Панова из спецкурса, прочитанного им в 1995-96 годах в Московском открытом  педагогическом университете. Следуя   пожеланиям самого Михаила Викторовича, публикатор Любовь Борисовна Парубченко, предоставившая газете "1 сентября" магнитофонную запись лекции, сохранила стиль автора в неприкосновенности. "Я бы очень хотел сохранить в печатном курсе разговорность речи и даже усилить её, чтобы получилась беседа с учителем на равных, а не вещание опытности и мудрости..." (из письма М.В. Панова Л.Б. Парубченко, ноябрь 2000 г.)

05 августа 2010

Что такое Национальный корпус русского языка и зачем он нужен школьному учителю

Роясь в подшивках газеты "Русский язык" (приложение к "1 сентября"),  нашла  интересный  материал о Национальном корпусе русского языка и о том, как им может воспользоваться учитель, Н.Р. Добрушиной.
В Интернете некоторое время назад появился ресурс, который называется Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru). Это бесплатный, открытый для всех сайт, который начал действовать  благодаря деятельности группы ученых-лингвистов из Института русского языка РАН, поддержанной компанией «Яндекс». Национальный корпус – это очень большое количество русских текстов (сейчас Национальный корпус русского языка содержит около 149 млн. словоупотреблений), обработанных так, чтобы можно было осуществлять по этим текстам весьма изощренный поиск. Читать здесь

04 августа 2010

Синквейн о слове в истории

Слово
производное, членимое.
Изменяется, преображается, опрощается.
Производное слово становится непроизводным --
язык изменяется.

03 августа 2010

И снова о личном. Но не только

Мой блог, конечно, имеет узкую направленность: о  новом УМК, по которому работает всего ничего учителей и который, возможно, так и не пробьёт себе дорогу в массовую школу по причине нашей традиционности, чтобы не сказать косности и привычки идти по накатанному пути. В образовании, наверно, всё так и должно быть: опробированно, весомо, ясно и понятно. И поэтому нельзя рассчитывать, что блогом заинтересуется масса читателей и сразу все оставят свои комментарии. Страдать из-за этого я не страдаю. Мне самой интересно вести записи в блоге, оставлять здесь свои презентации и прочие "наработки", интересные задания,  статьи по языкознанию, материалы о лингвистах и т.д.. Среди небольшого количества моих читателей есть люди, которым что-то бывает интересно и они отзываются на то или иное сообщение. Но мне нравятся и другие занятия...
Вот связала ажурное одеяльце для недавно родившегося внука...
Ажурное одеяльце для Тёмы

02 августа 2010

Слова членятся по-разному

Все слова языка делятся на два четко противопоставленных класса – слова производные, основы которых состоят из двух и более морфем (бор-ец, нож-ик, раз-брос-а-ть), и слова непроизводные, основы которых не делятся на морфемы (дом, стол, стен-а, неб-о, город, трав-а и много-много подобных). Однако, кроме этих двух четко разграниченных, имеется большое число промежуточных, опорных, не вполне ясных случаев. Оказывается, что, помимо слов производных, входящих в словообразовательную пару, образующих словообразовательные квадраты, имеются слова, которые нет оснований считать производными, но они делятся на какие-то части, членятся. Присмотримся для начала к одному из таких слов: добавить. Мы легко выделяем показатель инфинитива -ть, суффикс -и-. А дальше? Хочется выделить приставку до-, она так и просится в ряд с долить, досыпать, досолить и другими глаголами. И значение аналогичное: произвести добавочное действие. Ну что ж. Выделим приставку до-, остался корень -бав-. Но у нас нет глагола бавить. Где же производящее слово для добавить? Ищем-ищем – не нашли. Зато легко нашли еще слова с этим «корнем» и другими приставками: прибавить, отбавить, сбавить. Получается загадочная вещь. Приставка у глагола добавить, несомненно, есть, а корень дефектный, несвободный (без приставок не встречается) – значит, у глагола добавить нет производящего слова, и поэтому нет оснований его считать производным. Но этот глагол делится на части, членится.
Чтобы устранить такое вопиющее противоречие, было введено понятие членимости. Слова, подобные добавить, называют членимыми, но непроизводными. Легко заметить, что понятие членимости более широкое, чем понятие производности: класс слов членимых включает все производные слова и часть слов непроизводных.
(Е.А. Земская)

01 августа 2010

Связанные корни

Суффиксы и приставки отличаются от корней тем, что они не имеют в языке самостоятельного употребления. Они всегда находятся при корне слова, как бы «привязанные» к нему. Корни же слова употребляются и в соединении с суффиксами и приставками (стол-ик, при-вкус, бес-сон-ниц-а), и самостоятельно (стол, вкус, сон). Однако в русском языке есть слова, корни которых тоже живут в языке только в соединении с суффиксами и приставками, т.е. в связанном виде.
Связанные корни мы находим в словах: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; вонзить, пронзить; достигнуть, постигнуть, настигнуть; зрячий, зрение, зрелище, обозревать, обозреватель. Когда-то в прошлом корни подобных слов употреблялись и самостоятельно, но с течением времени такие слова ушли из языка, а сохранились лишь те, в которых эти корни соединены с суффиксами и приставками. Так, глагол зреть в значении «смотреть» употреблял Ломоносов: «Зрю на вас, поля широки». У сатирического поэта XIX века Козьмы Пруткова встречается выражение «Зри в корень». Это выражение архаично, но широко известно, сейчас оно употребляется в телерекламе. Оно понятно современному человеку (= смотри в корень). Мы, однако, так не говорим. Нельзя сказать: «Зри в окно! Кто там идет?».
(Е.А. Земская)

30 июля 2010

Урок развития речи

Как пишет В.В. Луховицкий,  в учебниках М.В. Панова "так называемое развитие речи происходит  на уроках постоянно, оно связано с изучением всего теоретического материала и выполнением большинства заданий. Идёт ли речь о звуках, морфемах или словах, о морфологии или синтаксисе -- авторы не забывают отвечать на самые главные вопросы: зачем эти знания нужны читателям? как понимание законов языка помогает  людям в общении?"
На уроке по теме "Как производные слова становятся непроизводными" мы  учим детей работать с лингвистическим текстом. В частности, используя приём чтения с пометками, учим их выделять главную и дополнительную информацию, пересказывать текст определённым количеством  предложений, составлять кластер (опорный конспект)  учебного текста. На этапе подведения итогов урока ученикам предлагается составить синквейн по теме. Цель задания: определить, как усвоен материал, активизировать творческие способности детей. Просмотреть конспект урока полностью можно здесь

29 июля 2010

Журнал "Ёж" и Михаил Викторович Панов

Из разговора с МВП 27 февраля 2001 года: "Уходят люди, уходят вещи. Вот самое больное, что ушло, – вот сейчас об этом скажу. Когда в сорок первом году я уезжал в армию, я маме свою небольшую тогда библиотеку… у родителей была своя, у меня – своя… я сказал маме: «Берегите мою библиотеку». А когда вернулся в сорок шестом, мама мне сказала (с горечью): «Мишенька, прости, продали и свою библиотеку, и твою. (Сквозь слезы). Очень голодно было». И я подумал (растроганно): «Спасибо моим книжкам, мои папа и мама не умерли с голоду». Значит, видите, какая книжка хорошая штука-то (посмеивается). Но среди книг огромная потеря – это журнал «Ёж». В моем детстве… вы не могли его видеть, потому что он был до вас… двадцать восьмой и двадцать девятый год журнал «Ёж» – он создал меня. Вот посмотрите на меня: я, М. В. Панов, я такой, какой есть, потому что у меня в детстве был журнал «Ёж». Если бы его не было, я был бы совершенно другой Панов, малоценный очень, и вы бы меня не записывали.
Журнал «Ёж». Двадцать восьмой год: редактор – Натан Венгров (такой поэт был), но на самом деле там уже буйствовали обэриуты. Это был журнал таких писателей, как Хармс, Заболоцкий, Чуковский, Маршак, Житков, Бианки, Шварц… ну, Олейникова я назвал, кажется. Ну, в общем, это человек двадцать великих русских писателей – затейников, изобретателей, баловников, озорников и серьезных, драматичных писателей. И я был в него влюблен вот прямо как в человека. Я все надеюсь, что доживу до того времени, когда можно будет – как сейчас, ксерокопировать можно и записывать можно, вот как вы записываете… человечество прогрессирует – и будет возможно когда-нибудь заказать в Ленинской библиотеке копии журналов. И я опять буду Панов журнала «Ёж».
В одиннадцатом – двенадцатом номере за двадцать восьмой год и за весь двадцать девятый год редактором был Олейников. О-о! это был изобретатель, это был невероятно обэриутский человек. Он замечательно создавал вот этот детский журнал, потом его куда-то отстранили, но, в общем, этот дух изобретения царил в журнале. Вообще писатели делятся на две группы у всех людей: те, которые были любимыми у мамы и папы, то есть Пушкин, Лермонтов, там, Тургенев и все прочие – я их любил; и те, которых нашел сам. Вот обэриутов… я еще не знал, что они называются «Общество реалистического искусства» (т в конце – это суффикс: обэриу-, am – суффикс)… ну вот, я не знал ничего о них, а просто их очень любил. А самому мне пришлось открывать Маяковского. Мой первый взрослый любимый писатель – Маяковский. Он тоже в «Еже» участвовал. (Скандирует):
Улица рада, весной умытая,
Шагаем отрядом,
и мы,
и ты,
и я.
Вот изобретательность Маяковского. «Умы-та-я», а рифма показывает, что это какое-то суставчатое насекомое: «умы-та-я» – «и мы, и ты, и я». Ну вообще много было всяких изобретений. Маяковского я полюбил. А вот дальше я должен сказать о своей мучительной жизни. У меня семья была необычно счастливая: никого не репрессировали, никого не арестовали, никто не сидел… но я скажу, что в моей жизни преобладали всяческие мучения. Полюбил Маяковского – так ведь травили невероятно, сейчас трудно представить. Когда Маяковский умер, значит, в девятьсот тридцатом году, я утром раненько выскочил на улицу… мы какие-то обыкновенно газеты выписывали, но я в день похорон закупил все газеты, чтобы осталась память об этом дне. Как писали о нем? Все эти газеты куда-то исчезли, хотя сейчас они, наверно, были бы интересны, но их я не жалею, в общем-то, потому что писали так: «шел к революции, но не дошел», «представитель мелкой буржуазии», «представитель люмпен-пролетариата», «анархическим бунтом пытался подменить социалистическое сознание».
Особенно одно было мучительно… и вот я впервые познакомился с большевистским языком… У Маяковского есть такие строчки: «агитатора горлана-главаря», и вдруг в газете – какая-то официальная газета, может быть, «Рабочая газета» или какая-то – «Он сам себя называл горлопаем». Помилуйте, «горлан-главарь» – это совсем не «горлопай». Это такое отсутствие не только уважения к Маяковскому, но отсутствие чутья языкового. И дальше все эти из РАППа архаровцы всякие все время в газете «Правда» проходились насчет того, что он не преодолел формализма, не преодолел анархизма. Это было больно (потому что для меня… то что он большевик – это совершенно было для меня несущественно). Я теперь вот, уже после войны, подумал: а ведь его слова: «Вы говорите, – он обращался к слушателям, – что мне приказывают писать. А я хочу, чтобы мне приказывали»… ну, это был обычный его эпатаж, а потом я подумал: а это мало чем отличается от «дыр, бул, щыл» Крученых. Он отказывается от содержания, он не отвечает – «мне приказывают», а он себе оставляет только поэтическую обработку, работу поэтаИ именно это было бесконечно ценно.
И вдруг Сталин сказал, что он «лучший, талантливейший поэт». Вы думаете, радость была? Ну да, была, что прекратили травить… Но я к тому времени – это, значит, тридцать восьмой год – уже очень любил Пастернака и Ахматову, и мне было страшно больно. Почему «лучший, талантливейший поэт»? Почему же все остальные во второй сорт отошли? Поэты не делятся по сортам. Так же, как Пушкина изгадили всего, сделав его единственным поэтом России, – Кичин, такой публицист есть в «Известиях», – мне очень понравилась его статья, недавно, «Единственный поэт России». Вот эти торжества, когда казалось, что единственный поэт есть, ни Баратынского, ни Тютчева, никого нет. Вот. Очень было это тоже противно. И Кичин об этом писал в своей статье – о том, что это унижение всей русской поэзии. Вот." Дальше здесь