25 ноября 2010

Можно ли сочинить рассказ только из служебных слов?

-- Мы с папой и с мамой сидели-сидели, в интернет лазили,-- рассказывал сегодня Артём М.,-- пытались  выполнить домашнее задание.
-- А почему же и папа, и мама?-- спрашиваю.
-- Так  рассказ не получался только из служебных слов чтоб! Родители пытались мне помочь, а потом самим интересно стало.
-- У меня тоже ничего не получилось, -- пожаловался Максим Д.
-- А только  из служебных слов рассказа не может  получиться, -- безапелляционно заявила Алёна. Т., -- они не обозначают ни предметов, ни признаков.
-- Их можно  употреблять без самостоятельных слов лишь  в разговорной речи и в заголовках, -- констатировал Ваня Б.
Вот такой состоялся сегодня разговор в 6 б на перемене   перед уроком русского языка. А можно ли сочинить рассказ только из служебных слов -- совсем без самостоятельных?..

Интернет -- это зло, или добро?

Интернет, глобальная сеть, всемирная паутина... Вот именно – сеть и паутина. Интернет опутывает нас, затягивает в свои сети.
Безусловно, интернет это зло, если его присутствие нарушает наш образ жизни, вырывает из реального общения, затрудняет, а то и сводит на нет встречи с друзьями, родными и близкими. Мы поселяемся в нём. Теряем связь с реальностью. Сеть дает нам свободный доступ к любой информации, которая пресыщает нас, развращает наших детей.
Но в то же время задумайтесь, что полезного мы получаем из глобальной сети интернет? Как её соседство рядом с нами облегчает нам жизнь?
Читать дальше здесь

24 ноября 2010

Триба -- трибун -- трибуна

В Древнем Риме существовало слово триба. Сначала оно обозначало племя, а затем  -- территорию и избирательный округ. Народ каждый год выбирал своих представителей на должность народных трибунов. Они представляли беднейшие слои населения и обладали правом вето, то есть правом налагать запреты на решения патрициев. Оно влекло за собой появление влиятельных врагов, и поэтому личность трибуна считалась неприкосновенной.
В армии были военные трибуны -- так называли людей, которые занимали командные должности.
Древний Рим стал объектом изучения историков, но латинское слово трибун не исчезло. В 19 веке так стали называть общественных деятелей -- блестящих ораторов и публицистов.
У слова трибуна развилось несколько значений:
1. Возвышение для оратора. Произнести речь с трибуны.
2. Место, сфера осуществления чьей-либо  общественной деятельности. Газета -- трибуна партии.
3. Сооружение с рядами скамеек для публики, например, на стадионе. Трибуны заполнены до отказа.

23 ноября 2010

Поэма о любви

Что сказать мне о жизни?

Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую

солидарность.

Но пока мне рот

не забили глиной,

Из него раздаваться будет

лишь благодарность.

И. Бродский

О разных подходах к классификации частей речи

Научная классификация частей речи производится по совокуп­ности всех этих трех признаков, но в зависимости от того, какой из них принимается за исходный, основополагающий, классифика­ция получает ту или иную «окраску». Так, в истории русского языкознания концепция частей речи, которую разделяли Ф. Ф. Фортунатов и его ученики, может быть охарактеризована как пре­имущественно морфологическая, а для А. А. Шахматова важней­шими критериями в классификации частей речи были представления (т. е. понятия!) о субстанциях, качествах-свойствах, действиях-со­стояниях и отношениях. В трудах А. А. Потебни, И. И. Мещанинова и других языковедов разрабатывалась синтаксическая концепция.
Источние здесь

Признаки для распределения слов по частям речи

Синтагматическое и парадигматическое единство части речи обес­печивается сочетанием нескольких взаимо­обусловленных признаков. Эти признаки и служат основанием для распределения слов по частям речи. Назовем их условно так: а) понятийный; б) синтаксический; в) морфологический. В соответствии с этим подразделением содержание, допу­стим, части речи «имя существительное» в современном русском языке должно быть определено следующим образом:
а) это слова, общее значение которых сводится к понятию предметности («субстанциональности»); такому определению не проти­воречит в общем и семантика слов типа бег или красота;
б) это слова, для которых в предложении наиболее типична роль подлежащего или дополнения;
в) это слова, которые обладают формами и значениями грам­матических категорий рода, числа, падежа, одушевленности и при этом образуются по определенным, специфическим словообразова­тельным моделям.
Источник http://lingeru.ru/chasti-rechi-%97-grammaticheskie-klassyi-slov

Об истории учения о частях речи

Истоки учения о частях речи восходят к грамматическим воз­зрениям мыслителей Древней Индии, Греции и Рима. В частности, представители александрийской филологической школы (Аристарх, Дионисий и др.) уже различали восемь частей речи: имя, глагол, причастие, наречие, артикль, местоимение, предлог, союз. Совре­менная лингвистическая наука во многом опирается на античную традицию; в различных европейских языках выделяются те же глаголы и наречия, существительные и прилагательные, местоиме­ния и служебные слова. Но дело здесь не только в силе традиции: сходны в данном отношении сами языки. Вместе с тем не подлежит сомнению, что в типологически далеких языках система частей речи может значительно различаться. Например, привычное для славянских языков противопоставление глагола и прилагательного не существует в китайском языке: там этим двум классам слов соответствует единая часть речи — предикатив. В некоторых языках (например, в индейском языке йума) достаточно строго вычленяются вообще только две части речи: имя и глагол. Тем не менее, само распределение слов по грамматическим классам составляет необхо­димую и объективную характеристику любой языковой системы.

Источник здесь

22 ноября 2010

Пелевин выиграл приз читательских симпатий "Большой книги"

Роман Виктора Пелевина "Т" занял первое место по итогам читательского голосования в интернете в рамках очередной премии "Большая книга".
По результатам голосования, которое проходило на сайте газеты "Комсомольская правда", вторым стал роман Евгения Клюева "Андерманир штук", а третье место досталось роману "Чертово колесо" Михаила Гиголашвили. Лауреаты читательского голосования получат памятные бронзовые статуэтки.
По данным "КП", в интернет-голосовании приняли участие 8615 человек. Читатели выбирали из 14 книг, попавших в список финалистов премии "Большая книга". Все книги, попавшие в шорт-лист премии были выложены в открытый доступ на сайте "КП". Помимо вышеназванных литераторов в список попали Герман Садулаев, Павел Басинский, Борис Евсеев и другие. Победителя "Большой книги-2010" жюри премии должно огласить 23 ноября в рамках торжественной церемонии.
"Большая книга" является второй литературной премией в мире по величине призового фонда, уступая только Нобелевской премии мира по литературе. Победитель "Большой книги-2010" получит 3 миллиона рублей, приз за второе место составляет полтора миллиона рублей, третья премия - миллион рублей.
В 2009 году обладателем первой премии стал роман Леонида Юзефовича "Журавли и карлики".
Источник здесь

21 ноября 2010

Ответ на задание "Где тут одинаковые окончания?"

Несколько дней назад я поместила это задание из заданий игры "Русский медвежонок". Оно оказалось трудным для 6-классников. Они, к сожалению, запутались в окончаниях.
Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:
(А) столовая -- стая; (Б) портной -- герой; (В) рыбачий -- рабочий;
(Г) лекторий -- лисий; (Д) здоровье -- конферансье.
Правильный ответ (Г).
Пара  (А) не подходит: в слове столовая окончание -ая (ср. столовую), стая -- окончание (ср. стаи, стаю). Пара (Б) не подходит: портной  -- окончание -ой (ср. портным), герой -- нулевое окончание (ср. героя (йа), герою (йу)). Пара (В) не подходит: рабочий -- окончание -ий (ср. рабочего), рыбачий -- нулевое окончание (-ий -- суффикс притяжательного прилагательного с беглым гласным и, который исчезает в других формах). Пара (Д) тоже не подходит: здоровье -- окончание , а существительное конферансье несклоняемое, в нём нет такого окончания. А вот пара (Г) годится: и в слове лекторий, и в слове лисий нулевое окончание.
Не бойтесь, делайте так, как велит душа, – даже когда все против этого. М.В. Панов.

Так читать лекции мог только поэт!

Михаил Викторович Панов - профессор, доктор филологических наук, чьи научные монографии, учебники, статьи - на каждой филологической полке. «Он - целая эпоха в науке о русском языке», - сказал о нем его коллега, профессор, доктор филологических наук Л. П. Крысин.
Сегодня в День поэзии, который был провозглашен ЮНЕСКО, нельзя не вспомнить Михаила Викторовича не только как великого филолога и знатока поэзии, но и как поэта. Его занятия со студентами по лингвопоэтике стали легендой. Они, ставшие впоследствии поэтами (Ольга Седакова) и известными учеными, утверждают, что так читать лекции мог только поэт.
В 1998 г. была издана книга стихов М. В. Панова «Тишина», «Снег», которые Елена Сморгунова, один из авторов сборника к 80-летию М. В. Панова «Жизнь языка» (подробно о сборнике - в новостях портала 5 ноября 2001 г.), назвала «целебным действием звуков». Приводим лишь несколько отрывков из статьи.
Из книги стихов видно, что в своей жизни поэт (М. В. Панов) воевал, убивал и страдал, любил и терял друзей:
«Кончился грохот на западе и на востоке.
Всем - мир! Всем! А боль,
нестерпимая - пусть она схлынет!…»
Прекрасны его сонеты:
«Скажи: люблю. Хоть слово. Не молчи!
Безмолвствует. О праздный мир без цели,
О дыры звезд в разрозненной ночи…»
Природа в стихах Михаила Панова грустит и шутит, примиряет с миром, она - любовь:
«Такая тень плавает, живет, ликует
только в счастливом лесу.
Такой лес шумит и думает,
зовет и учит
только в счастливом детстве…»
Его трехстрочные стихотворения - «совершенно японские хокку», утверждает Е. Сморгунова:
«И простой дождь
иногда
бывает серебристо прекрасен».
Из од М. В. Панова:
«А разве только вода хороша?
А ласковые руки?
А смех, утро, стихи?
Хороша Земля!»
В заключение Елена Сморгунова пишет: «Благодаря таким поэтам и таким стихам сохранялся наш язык, благодаря им существовала и, может быть, будет существовать подлинная русская поэзия».
Михаила Викторовича не стало 3 ноября 2001 года. Прощание с ним состоялось в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Как напутствие в жизни остались слова великого ученого и поэта: «Не бойтесь, делайте так, как велит душа, – даже когда все против этого».
Источник здесь

О творческих заданиях. (После родительского собрания)

Не стану ничего выдумывать, процитирую  "Программу к учебникам под редакцией  М.В. Панова "Русский язык" для 5-9 классов":
"Ученик -- субъект учебной деятельности -- с первых уроков  включается в языковое поле научной речи самим характером творческих заданий: проведите эксперимент, понаблюдайте, сравните, сгруппируйте, объедините, объясните, докажите, проверьте, как вы понимаете/думаете, можно ли сказать, согласны ли вы, кто, по-вашему, прав, придумайте реплику, продолжите рассказ.
Особые формы подачи лингвистического материала, творческие задания, поиски ответов на вопросы включают ученика в активную речевую среду, которая позволяет целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, умение рассуждать на предложенную тему, аргументируя собственное мнение".

...умение вдумываться, догадываться, понимать...(После родительского собрания)

...Папа одного из учеников посетовал на то, что  ему, чтобы выполнить то или иное задание учебника (а в нашем УМК они именно  так называются, а не упражнения, как в других), приходится "лезть" в Интернет. -- Так это же замечательно, -- говорю я ему, -- сын-то рядом, он тоже ищет ответ. Программа как раз и   направлена на воспитание активности мысли ученика,  желания и умения искать решения лингвистических вопросов. "Проходя материал" по учебнику М.В. Панова, ученик становится участником научного размышления, он овладевает научным способом познания, учится наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать законы языка. Почему мы хотим  лишить ребёнка сызмальства проявляющегося у него желания сломать игрушку, чтобы узнать, что там внутри?.. Такое сравнение мне кажется вполне уместным в данной ситуации.

Что лучше знать : закон или исключение? (После родительского собрания)

Вчера была на родительском собрании в 6 б классе. "Трудный учебник, -- говорят родители, -- мы ничего не понимаем". Как бы сам собой в подтексте звучит вопрос: зачем   это надо, почему именно УМК под ред. М.В. Панова   был выбран.  "Ведь как мы учились: вот правило, а вот  упражнение -- и пиши". А действительно, почему мы его выбрали, чем хорош учебник, созданный сотрудниками Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской акдемии наук -- учениками одного из  замечательных лингвистов, блестящего знатока современного русского языка Михаила Викторовича Панова?
Во-первых. потому, что этот учебно-методический комплекс знакомит учащихся с достижениями современного языкознания, то есть в основу программы положен принцип научности. Авторы учебника , продолжая традиции Московской лингвистической школы,  представляют язык как систему. Они исходят из того, что в языке первостепенное значение имеют отношения, в которые вступают и которые формируют и определяют  единицы языка. Это позволяет более глубоко понять  строение языка. Если сказать проще: ученики, благодаря, новому учебнику, постигают законы языка, а не учат массу непонятно как связанных правил. Они учат именно законы языка, а не исключения из правил, как по большинству существующих школьных учебников русского языка. Что же в этом плохого? Ведь  изучают же дети математические, физические, химические законы...