30 декабря 2010

"Покой" -- так называлась буква "П"

В одном из сочинений писателя 19 века М.Н. Загоскина читаем:
"Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем обеденный стол."
Что означает здесь слово покоем?
(А) без спешки; (Б) чтобы всем было уютно и удобно;
(В) для поминок; (Г) в виде буквы "П"; (Д) длинной скатертью
Ответ. Слово покоем в данном предложении означает в виде буквы "П". Это частый способ, каким принято сдвигать три стола для угощения многих гостей. Покой -- старое название буквы ", которое использовалось до реформы графики и орфографии 1917-1918 гг. Ответ: (Г).

Самые популярные книги десятилетия:

1. Паоло Коэльо «Алхимик» (31 395 экз.)
2. Джоан Ролинг «Гарри Поттер и философский камень» (23 738 экз.)
3. Дэн Браун «Код да Винчи» (23 479 экз.)
4. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом» (20 762 экз.)
5. Джоан Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана» (19 608 экз.)
6. Борис Акунин «Алмазная колесница» (19 161 экз.)
7. Джоан Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната» (18 613 экз.)
8. Борис Акунин «Любовник смерти» (17 561 экз.)
9. Борис Акунин «Любовница смерти» (16 786 экз.)
10. Паоло Коэльо «Вероника решает умереть» (16 511 экз.)
11. Анна Гавальда «Просто вместе» (15 761 экз.)
12. Паоло Коэльо «Одиннадцать минут» (14 918 экз.)
13. Сергей Минаев «Духless:Повесть о ненастоящем человеке» (14 375 экз.)
14. Паоло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» (14 315 экз.)
15. Дэн Браун «Ангелы и демоны» (13 890 экз.)
16. Борис Акунин «Нефритовые четки» (13 315 экз.)
17. Патрик Зюскинд «Парфюмер: История одного убийцы» (13 059 экз.)
18. Борис Акунин «Смерть на брудершафт.Странный человек» (13 010 экз.)
19. Евгений Гришковец «Рубашка» (12 980 экз.)
20. Паоло Коэльо «Книга воина света» (12 964 экз.)
Источник здесь

Эссе или рассуждение? О жанре школьного сочинения

Учителя постарше хорошо помнят момент, когда загадочно-манящее жанровое определение «эссе» вторглось в рутинную школьную жизнь – разумеется, это было на перестроечной волне восьмидесятых и, разумеется, это воспринималось как один из знаков и способов преодоления опостылевшей рутины.
Лично мне запомнилось, как коллега, официально числившаяся учителем-методистом и новатором, читала нуднейший доклад о жанрах школьных сочинений, настоятельно рекомендуя в этом качестве эссе и при этом жестко ударяя на первый слог новоявленного в школьном контексте слова.
С тех пор незаметно пролетело почти четверть века, и эссе в школе вполне легитимизировалось, прижилось, учителя и ученики произносят это слово правильно и нисколько не смущаются одни правом задать, другие необходимостью написать эссе.
Однако при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит вовсе не так благостно-безмятежно, как это представляется вчуже.
Чтобы в этом убедиться, достаточно задаться простым вопросом: а что это такое – эссе? Иными словами – что должен написать ученик? чего ждет от него и по каким критериям будет оценивать работу учитель?
Первое, что приходит на ум в качестве объяснения природы эссе, – это формула грибоедовского Репетилова:
…взгляд и нечто.
Об чем бишь нечто? – обо всем.
Разумеется, это пародийная формула, и вроде бы вовсе не эссе подразумевающая.
Вчитаемся, однако, в научные размышления на интересующую нас тему.
Читать дальше                                                           Галина Ребель

29 декабря 2010

С Новым годом! Гав!

Источник http://fotki.yandex.ru/users/kot30rus/view/308560/?page=0

О пользе школьного сочинения

...Тем временем классическое сочинение по литературе как обязательный выпускной и вступительный экзамен было вообще отменено, соответственно его практически перестали писать и проверять, а урок литературы все более и далее дрейфовал в сторону классного часа. Так что прозвучавшее недавно на страницах газеты «Литература» предложение заменить литературоведение в школе человековедением – вполне логичный этап уничтожения предмета.
Между тем надоевшие учителям традиционные сочинения по литературе были совершенно необходимым и чрезвычайно полезным интеллектуальным тренингом, в ходе которого дисциплинировалась, оформлялась, обретала логическую стройность и доказательность мысль, а это имело огромное значение для интеллектуального развития ребенка в целом.
Напомним, что такое классическое сочинение по литературе.
Это рассуждение на заданную тему по определенному плану на конкретном материале.
Чтобы написать такую работу, ученик должен был:
1. Выбрать из нескольких предложенных тем одну, а для этого сравнить темы между собой с точки зрения того, какая из них ему понятнее, ближе, по какой теме у него больше материала и – обязательно! – есть собственное мнение.
2. Вникнуть в выбранную тему, то есть очертить круг проблем, которые в рамках этой темы следует осветить, подобрать материал (художественный и литературно-критический), который следует привлечь для раскрытия темы.
3. Составить план – сначала черновой его вариант, который в процессе написания сочинения как правило корректируется и обретает окончательную форму.
Это едва ли не самая трудная, но совершенно обязательная часть работы, ибо план задает логику сочинения, то есть предопределяет стройность и убедительность окончательного высказывания.
Очень полезно и эффективно коллективное составление плана под руководством учителя, когда участники этого процесса начинают лучше понимать его суть и смысл.
Именно в плане обозначаются обязательные для любого рассуждения композиционные элементы:
•Введение.
•Основная часть, состоящая из нескольких подпунктов-аргументов.
•Заключение.
4. Выполнить черновой вариант работы, проверить его, скорректировать, сократить, дополнить и т.д. и т.п. – и выдать окончательный результат.
Очевидно, что оценка сочинения-рассуждения осуществляется по тем же внятным параметрам, которыми оно задается: соответствие теме, полнота раскрытия темы, доказательность, логичность и т.д. Субъективность оценки тут сведена к возможному минимуму.
Обязательным и очень важным моментом в этом многоступенчатом процессе был в свое время коллективный анализ сочинений (на самых удачных примерах демонстрировалось, что именно следовало, можно было, желательно было сделать в рамках предложенной темы), а затем осуществлялась индивидуальная работа над ошибками – орфографическим, пунктуационными, грамматическими, речевыми, логическими, фактическими… Иными словами, сочинение аналитического характера (рас-суждение) в свою очередь подвергалось тщательному разностороннему анализу.
Все это в своей последовательности и совокупности – не рутина и не шаблон, а необходимая интеллектуальная работа, которая учит осмысленно и ответственно выбирать направление исследования (тему), осуществлять содержательный отбор материала, следовать определенной логике или обосновывать ее нарушение, доказывать, спорить, сомневаться, формулировать свои мысли – то есть делать все то, что сегодняшние выпускники школ в абсолютном своем большинстве не умеют – об этом не просто свидетельствуют, а вопиют тексты сочинений, написанных в рамках ЕГЭ! – и без чего они обречены на несостоятельность как в профессиональной деятельности любой специализации, так и в гражданской, общественной жизни.                                                                                       Галина Ребель.
Источник здесь

Электронная книга iriver Cover Story


Обзор здесь

Жизнь после Апокалипсиса

Прочитала две книжки, которые мне принесли мои ученики: "Путевые знаки" из серии "Метро 2033" и "Пустые земли" из серии, посвященной миру компьютерной игры "S.T.A.L.K.E.R". Вообще-то, я воспитана на научной фантастике  и  серьёзную рецензию на современное чтиво вроде бы давать несерьёзно. Однако это читают современные дети. Им нравится. Зачиталась, признаюсь, и я, увлёкшись ожиданием того, что же ещё совершит супергерой и одного и второго романа. Но а в целом это, как мне показалось, фэнтези о современной жизни, полной агрессии, недоверия, когда все  стараются  сожрать друг друга. На первом плане  отношения людей, душевные муки положительных персонажей и в качестве фона  соответствующий антураж после Катаклизма, загнавшего людей под землю (в романе "Путевые знаки"), и таинственная Зона, внезапно возникшая в окрестностях Чернобыльской АЭС, в "Пустых землях".  Мутанты -- растения, звери, люди. Зомби и монстры, химера и псевдоплоть, собаки Павлова и беспощадный Контролер. Люди же как люди. Только квартирный вопрос, вспомним слова классика, их несколько испортил. Однако у всякого времени свои герои. Теперь вот отважные до безумства искатели приключений -- сталкеры.

28 декабря 2010

А у нас плюс 9. И розы расцвели. Декабрист же цвести не хочет

Источник http://fotki.yandex.ru/calendar/users/soustov/view/308007/

Знаки препинания

Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее...
Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!
Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Междометие:                                                                 
Мне, - сказало Междометие, -       
Интересно жить на свете!
Выражаю поощрение,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищение,
Возмущение, привет...
************
ТОЧКА .
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.
ЗАПЯТАЯ ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая                                       
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,                              
Отдохни немножко!
ДВОЕТОЧИЕ :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни - я двухэтажный!
ТИРЕ -
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня "тире" зовут,
Нужно - буду тут как тут.
СКОБКИ ( )
Нам друг без друга
скучно,
Друг с другом мы -
Неразлучно.
КАВЫЧКИ " "
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
"Синтаксисе" служим.
МНОГОТОЧИЕ . . .
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
 за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано...
 (И. Токмакова)

Какой удивительный знак – тире!

                                                                                       Лариса Фоминых

Сегодня трудно представить себе, что когда-то в нашем языке не было знаков препинания. Но шли столетия, в XVI в. на Руси появилось книгопечатание, и при издании книг понадобилось не только отделять одно предложение от другого, но и стараться сделать мысль понятной. Так появились вопросительный, восклицательный знак, скобки, затем двоеточие (хотя их называли иначе, чем сейчас). В ХУШ в. русские писатели Н.М.Карамзин и Г.Р.Державин стали употреблять еще один знак – тире (от французского tiret – черточка, производное от глагола tirer – тянуть)1. Правда, поначалу его именовали по-разному: черта, длинная черта, линейка, знак пересечения, черная полоса чернил. Многими это новшество было встречено враждебно, необходимости в нем не видели. Однако со временем непривычный знак внедрился в наш письменный язык, отношение к нему изменилось, и постепенно он стал весьма популярным. Сейчас он выполняет немало функций, а иногда даже вытесняет другие, привычные знаки препинания. В каких же случаях мы употребляем тире?
Читать дальше

27 декабря 2010

Мини-словарь постмодернистской терминологии

ПОСТМОДЕРН (буквально – после модерна, после современности: от нем. die Modern, фр. Modernité – современность, англ. modern – современный) – многослойное понятие, вошедшее в широкий культурный обиход в середине 70-х гг. ХХ в.
А что такое постмодернизм, интертекст и интертекстуальность, ризома и симулякр? О значении этих и других слов можно узнать из "Мини-словаря постмодернистской терминологии" Ирины Скоропановой.

Связаны одной нитью...

Источник http://fotki.yandex.ru/calendar/users/baska-ira/view/326838/#comments

Из опыта работы на уроках русского языка

                                                                                       Людмила Батракова

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.
Процесс преобразования предусматривает поиск различных вариантов, дифференцированный подход к обучению с учетом способностей и задатков ученика.
Решение этих проблем возможно при использовании современных технологий обучения, позволяющих быстро и эффективно организовать связь «учитель-ученик», развивая не только познавательные, но и творческие возможности учащегося в коллективной деятельности.
Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.
Каким же должен быть современный урок? Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.
Читать дальше