четверг, 30 декабря 2010 г.

Эссе или рассуждение? О жанре школьного сочинения

Учителя постарше хорошо помнят момент, когда загадочно-манящее жанровое определение «эссе» вторглось в рутинную школьную жизнь – разумеется, это было на перестроечной волне восьмидесятых и, разумеется, это воспринималось как один из знаков и способов преодоления опостылевшей рутины.
Лично мне запомнилось, как коллега, официально числившаяся учителем-методистом и новатором, читала нуднейший доклад о жанрах школьных сочинений, настоятельно рекомендуя в этом качестве эссе и при этом жестко ударяя на первый слог новоявленного в школьном контексте слова.
С тех пор незаметно пролетело почти четверть века, и эссе в школе вполне легитимизировалось, прижилось, учителя и ученики произносят это слово правильно и нисколько не смущаются одни правом задать, другие необходимостью написать эссе.
Однако при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит вовсе не так благостно-безмятежно, как это представляется вчуже.
Чтобы в этом убедиться, достаточно задаться простым вопросом: а что это такое – эссе? Иными словами – что должен написать ученик? чего ждет от него и по каким критериям будет оценивать работу учитель?
Первое, что приходит на ум в качестве объяснения природы эссе, – это формула грибоедовского Репетилова:
…взгляд и нечто.
Об чем бишь нечто? – обо всем.
Разумеется, это пародийная формула, и вроде бы вовсе не эссе подразумевающая.
Вчитаемся, однако, в научные размышления на интересующую нас тему.
Читать дальше                                                           Галина Ребель

1 комментарий:

  1. Статья очень понравилась. А представляете, Валентина Васильевна, учителя иностранного языка должны научить детей писать это "нечто" на этом самом иностранном... Это тоже в ЕГЭ входит.
    Только и для полёта полёта мысли чётко выверенный маршрут требуется, иначе не избежать катастрофы. "Традиционное" сочинение учило навигации мысли. А учит ли этому написание эссе?

    ОтветитьУдалить