среда, 29 декабря 2010 г.

О пользе школьного сочинения

...Тем временем классическое сочинение по литературе как обязательный выпускной и вступительный экзамен было вообще отменено, соответственно его практически перестали писать и проверять, а урок литературы все более и далее дрейфовал в сторону классного часа. Так что прозвучавшее недавно на страницах газеты «Литература» предложение заменить литературоведение в школе человековедением – вполне логичный этап уничтожения предмета.
Между тем надоевшие учителям традиционные сочинения по литературе были совершенно необходимым и чрезвычайно полезным интеллектуальным тренингом, в ходе которого дисциплинировалась, оформлялась, обретала логическую стройность и доказательность мысль, а это имело огромное значение для интеллектуального развития ребенка в целом.
Напомним, что такое классическое сочинение по литературе.
Это рассуждение на заданную тему по определенному плану на конкретном материале.
Чтобы написать такую работу, ученик должен был:
1. Выбрать из нескольких предложенных тем одну, а для этого сравнить темы между собой с точки зрения того, какая из них ему понятнее, ближе, по какой теме у него больше материала и – обязательно! – есть собственное мнение.
2. Вникнуть в выбранную тему, то есть очертить круг проблем, которые в рамках этой темы следует осветить, подобрать материал (художественный и литературно-критический), который следует привлечь для раскрытия темы.
3. Составить план – сначала черновой его вариант, который в процессе написания сочинения как правило корректируется и обретает окончательную форму.
Это едва ли не самая трудная, но совершенно обязательная часть работы, ибо план задает логику сочинения, то есть предопределяет стройность и убедительность окончательного высказывания.
Очень полезно и эффективно коллективное составление плана под руководством учителя, когда участники этого процесса начинают лучше понимать его суть и смысл.
Именно в плане обозначаются обязательные для любого рассуждения композиционные элементы:
•Введение.
•Основная часть, состоящая из нескольких подпунктов-аргументов.
•Заключение.
4. Выполнить черновой вариант работы, проверить его, скорректировать, сократить, дополнить и т.д. и т.п. – и выдать окончательный результат.
Очевидно, что оценка сочинения-рассуждения осуществляется по тем же внятным параметрам, которыми оно задается: соответствие теме, полнота раскрытия темы, доказательность, логичность и т.д. Субъективность оценки тут сведена к возможному минимуму.
Обязательным и очень важным моментом в этом многоступенчатом процессе был в свое время коллективный анализ сочинений (на самых удачных примерах демонстрировалось, что именно следовало, можно было, желательно было сделать в рамках предложенной темы), а затем осуществлялась индивидуальная работа над ошибками – орфографическим, пунктуационными, грамматическими, речевыми, логическими, фактическими… Иными словами, сочинение аналитического характера (рас-суждение) в свою очередь подвергалось тщательному разностороннему анализу.
Все это в своей последовательности и совокупности – не рутина и не шаблон, а необходимая интеллектуальная работа, которая учит осмысленно и ответственно выбирать направление исследования (тему), осуществлять содержательный отбор материала, следовать определенной логике или обосновывать ее нарушение, доказывать, спорить, сомневаться, формулировать свои мысли – то есть делать все то, что сегодняшние выпускники школ в абсолютном своем большинстве не умеют – об этом не просто свидетельствуют, а вопиют тексты сочинений, написанных в рамках ЕГЭ! – и без чего они обречены на несостоятельность как в профессиональной деятельности любой специализации, так и в гражданской, общественной жизни.                                                                                       Галина Ребель.
Источник здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий