11 апреля 2011

Попробуй произнеси эти слова -- язык сломаешь!

Слова с 6 согласными подряд:
«адъюнктство», «бургомистрство», «контрстратегия», «предпразднство», «ротмистрство»;
слова с группой из 6 букв, состоящей из согласных и мягкого знака, идущих подряд: «герольдство», «фильтрпресс»;
слово с 5 гласными подряд: «чиуауа» (порода собак), у этого же слова рекордное соотношение согласных и гласных — 1/5;
слова с 4 гласными подряд: «метеоаэробюллетень», «радиоаэронавигация», «радиоаудитория», «лауэит»;
слово, в котором две группы по 3 гласных подряд: «гидроаэроионизация».
Источник здесь

Полнота / краткость прилагательных

В дополнение к уроку русского языка в 6 классе о полных и кратких прилагательных.
Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму.
Краткая форма образуется присоединением к основе положительной степени окончаний:  для мужского рода, для женского, -о / -е для среднего, -ы / -и для множественного числа (глубок-, глубок-а, глубок-о, глубок-и).
Не образуется краткая форма от качественных прилагательных, которые
1) имеют характерные для относительных прилагательных суффиксы -ск-, -ов-/-ев-, -н-: коричневый, кофейный, братский;
2) обозначают масти животных: каурый, вороной;
3) имеют суффиксы субъективной оценки: высоченный, синенький.
Краткая форма имеет грамматические отличия от полной формы: она не изменяется по падежам, в предложении выступает преимущественно как именная часть сказуемого (случаи типа красна девица, бел горюч камень являются фразеологизированной архаикой); краткая форма выступает как определение только в обособленной синтаксической позиции (Зол на весь мир, он почти перестал выходить из дома).
В позиции сказуемого значение полной и краткой формы обычно совпадает, но у некоторых прилагательных между ними возможны следующие смысловые различия:
1) краткая форма обозначает чрезмерное проявление признака с негативной оценкой, ср.: юбка короткая — юбка коротка;
2) краткая форма обозначает временный признак, полная — постоянный, ср.: ребенок болен — ребенок больной.
Есть такие качественные прилагательные, которые имеют только краткую форму: рад, горазд, должен.
Источник здесь

Подлинная записка Ю.А. Гагарина


Интересные подробности о том, как проходил первый космический полёт, какие нештатные ситуации возникали в нём, что делал Юрий Алексеевич, находясь на орбите и после приземления, можно найти здесь


10 апреля 2011

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКАТУЛКИ

Эти картинки как иллюстрации к завтрашнему уроку русского языка в 5 классе. Будем писать изложение о музыкальной шкатулке.
Музыкальная шкатулка от Giglio, Италия.
Шкатулка музыкальная "Императрица" фото

ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО ДОМА

Завтра  пятиклассники будут писать изложение по фрагменту рассказа К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома" о музыкальной шкатулке. Перечитав этот рассказ, я с увлечением прочитала и другие рассказы писателя, помещённые здесь. И спешу поделиться с вами впечатлениями о том удовольствии, которое получила от чтения. Полюбопытствуйте, откройте ссылку, -- уверяю вас,  не пожалеете потраченного времени. Этот совет адресую не только ученикам 5 в класса, но и шестиклассникам.

ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО ДОМА
Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.
Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану - хотел обнюхать этого загадочного зверя.
-- Ах, вот как!
Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.
Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть...
Читать дальше 

Я очень, я очень сосиски люблю. Кто же я?

Вот такое мини-сочинение от лица своего домашнего питомца написала Марина С.

Меня зовут Барон, мне три года. Я живу в большой клетке. Это мой дом. Мне там очень удобно. Кормят меня хорошо, утром и вечером. Особенно я люблю, когда мне дают колбасу или сосиски. Это моя любимая еда. Выпускают из клетки меня вечером во двор. Я очень люблю играть со своей хозяйкой, особенно в мяч. Она меня очень любит и заботится обо мне.

ВИШНЯ ЦВЕТЁТ...

Вишня цветёт
«Вишня цветёт» на Яндекс.Фотках

У нас вишня (да и всё другое) пока ещё не цветёт. Ну, уж больно понравился снимок Мальвины Петровны (это автор), что не удержалась и поместила его в свой блог. Столько на свете красоты! И какой восторг у меня всякий раз вызывает умение мастеров запечатлеть прекрасные мгновения.

Юрий Гагарин. Вижу Землю... Документальный рассказ

В этой книге помещен рассказ Юрия Гагарина «Вижу Землю...». Рассказ написан давно, вскоре же после полета — первого в истории Земли полета человека в космос. Гагарин рассказал о своей жизни, о том, как стал космонавтом, как совершил полет. Рассказал просто, скромно, так, как все это он делал, как жил. Сейчас рассказ кажется слишком кратким, и мы стараемся его дополнить, расширить.
Имя Юрия Гагарина теперь известно всем — и детям и взрослым. С полета Юрия Гагарина в космос началась новая глава истории нашей планеты — эра завоеваний человеком околосолнечного пространства.
Рассказывать о Гагарине легко и трудно. Обыкновенный, располагающий, улыбчивый человек. Это так. Но Юра не просто веселый, не просто мужественный, не просто волевой. В нем была скрыта огромная энергия деятельного, очень способного и разносторонне одаренного человека.
Читать полностью здесь  
Очень интересно и трогательно! Рекомендую.

Три Е подряд и другие


Знаете ли вы слова, в которых встречается три буквы Е подряд?
Сразу вспоминается слово длинношЕЕЕ. А ещё короткошЕЕЕ и змЕЕЕд. А знаете ли вы слова с  большим количеством (например, с пятью) гласными  или 6-ю согласными подряд? Можно посмотреть здесь

НЕДОЗВОЛЕННОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

А  теперь рассказ от имени хомячка по имени Пушистик.
Однажды я сбежал из клетки. Это было ночью. Дверцу забыли закрыть, вот я этим и воспользовался. Дождавшись, когда все уснут, я тихонечко вылез из клетки и обошёл всю квартиру, обследовав каждый уголок. Оставалась одна детская. В кроватке сладко спала моя хозяйка. По ножкам кровати я забрался в постель и от радости стал носиться взад и вперёд. Мало того -- я грыз уголки подушки. Мне так хотелось играть и чтобы хозяйка моя проснулась и разделила со мной веселье. Ведь она тоже маленькая. Потом, набегавшись, я улёгся в её ногах, но не учёл, что  ребёнок может проснуться и испугаться. Так и случилось. Девочка открыла глаза и закричала. Вот что случается, если делаешь что-нибудь неположенное.
Сабина М., ученица 6 класса.

09 апреля 2011

ВЕСЕННИЕ НОТКИ

Весенние нотки. :)
«Весенние нотки. :)» на Яндекс.Фотках

Родственники Знайки и Незнайки

Знайка и Незнайка — герои-антиподы нескольких книг замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова: первый — во всех отношениях положительный и образованный, второй — симпатичный шалопай с минимальным багажом знаний. Имена героев, как нетрудно догадаться, образованы от глагола знать.
А если заглянуть в словарь Даля? Слово знайка он толкует так: «знатель, знающий о чём, про что-либо, особенно о вине, преступлении; свидетель, видок…», а в комментарии к слову незнайка добавляет: «Всё это относится к обычаю отпираться от всего и не идти в свидетели по делу».
Знайки должны знать и слово знатóчество. Употребляется оно редко, а значение его таково: направление в искусствознании, сложившееся в конце XIX века. Главная цель знаточества — установление подлинности произведений искусства, их авторов и ценности. Иными словами, знаточество — набор знаний, обладая которыми специалист может отличить подлинник от подделки. Надо сказать, что слово это в русских словарях появилось только в конце ХХ века. Словечко профессиональное, настоящих знатоков знаточества не так много, поэтому и употребляется оно редко.
У Знайки и Незнайки есть и другие родственники —Всезнайка, Многознайка, Зазнайка, Полузнайка. Задолго до них было известно другое однокоренное слово — немогузнайка. Это слово ввёл в обиход великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Генералиссимус образовал его от принятого тогда в армии распространённого выражения «Не могу знать». Так обычно отвечали подчинённые своему начальнику или младшие по званию — старшему. «Немогузнайка — опасный человек», — говорил Суворов. В своей книге «Наука побеждать» он, обращаясь к воинам России, писал о том, что есть неприятель, который опаснее любого противника, — «проклятая немогузнайка. Намёка, загадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка, бестолковка. От немогузнайки было много беды!» А потом добавлял: «За немогузнайку офицеру арест, а штаб-офицеру от старшего штаба квартирный арест».
Вот какие были строгости! И всё из-за шаблонной фразы. Да и правильно. Человек обязан осознавать, что делает, взвешивать всё и сам принимать решения. И не только в армии. Любой должен отвечать за своё дело.  
Источник здесь

Итоги конкурса презентаций

Сегодня у нас в школе подведены итоги конкурса презентаций, посвящённых 50-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос. В финал вышли 11 учащихся 6, 8 и 9 классов со своими  работами о первом человеке, открывшем для человечества эру космонавтики. Много интересного узнали зрители этого   своеобразного шоу. Они же и определили победителей.   Ими оказались ученик 9 класса Евгений Бикмаев, восьмиклассник Камран Аббасов, ученица 6 класса Кристина Белюсенко. Ребята также приняли участие в викторине, посвящённой истории освоения космоса.
Он сказал: "Поехали!" Корабль "Восток",
на котором Ю.А. Гагарин побывал в космосе.

Семиотика -- наука о знаках и знаковых системах

 Григорий Ефимович Крейдлин и Максим Анисимович Кронгауз — известные лингвисты, авторы монографий, преподаватели Института лингвистики РГГУ. Их «экспериментальное учебное пособие для учащихся 5-7 классов» вот уже который раз переиздается, и вот уже который раз подтверждается успех их эксперимента.
Книга эта, хоть и названа «пособием для школьников», даже отдаленно не напоминает скучный учебник. В ней множество историй (об азбуке Брайля, о том, как составляется икебана, о братьях наших меньших, о черных парусах и известных алмазах и многие другие), а кроме историй, в книге собрано много задач и заданий (для задач в конце книги приводятся ответы).
И, конечно, рисунки: жестикулирующие люди, таинственные пляшущие человечки Шерлока Холмса, регулировщики, жетоны для говорящих обезьян, деньги, эмоции. Немало задач в книге составлено именно по рисункам.
В такой непринужденной манере описываются сложные понятия: что такое знаки, как они создаются, какими они бывают: простыми и сложными, самостоятельными и несамостоятельными, зрительными, слуховыми, переменными и постоянными и т.д.
В каждой главе читатель найдёт ответы на множество интересных вопросов. Например, почему и зачем люди иногда запрещают общение на естественном языке? Что дает человеку «возможность разговаривать как бы с самим собой, но живущим как бы в другом времени»? Какие пять видов смеха выделяют японцы? Какой цвет, по мнению древних греков, защищал от всех опасностей? Какие знаки и почему являются ложными друзьями переводчика? Какой народ в знак приветствия трется носами? Как называются жесты-дразнилки в разных языках? Как числа становятся в культуре знаковыми?
Источник здесь