Вершина творчества Гоголя — поэма-роман «Мертвые души». О
своем замысле Гоголь сообщал Пушкину еще в 1835: «Мне хочется в этом романе
показать хотя с одного боку всю Русь» (Полн. собр. соч., т. 10, 1940, с. 375).
Белинский писал, что это «...творение чисто русское, национальное... необъятно
художественное по концепции и выполнению... и в то же время глубокое по мысли,
социальное, общественное и историческое...» (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с.
217).
Г. создал в «Мертвых душах» обобщенный образ крепостнич.
России. В каждом из помещиков — Манилове, Коробочке, Собакевиче, Ноздреве,
Плюшкине — по-своему проявились черты упадка, оскудения, деградации правящего
класса. Как составная часть общей картины предстала гор. чиновничья жизнь,
одержимая идеей, «возникшей до высшей ступени пустоты» (заметки Г. к 1-му т.).
Включенная в предпоследнюю главу «Повесть о капитане Копейкине» раздвигала
сюжетные рамки поэмы и переносила ее действие в столицу, где взгляд сатирика
обнаруживал тот же произвол, бессердечие, пустоту. Центр. место в книге занял
«приобретатель» Чичиков, в образе к-рого получили воплощение
предпринимательство, дух наживы, свойственные
нарождающейся
буржуазии. Чрезвычайно емким оказался сюжет поэмы, позволивший писателю
«изъездить вместе с героем всю Русь» и в то же время способствовавший раскрытию
осн. образов. Наряду с помещиками, чиновниками, а также изуродованными
крепостным правом людьми типа Селифана или дяди Миняя с дядей Митяем Г. наметил
привлекательные образы крестьян, гл. обр. в плане противопоставления их удали,
трудолюбия, энергии — неподвижности и скованности Маниловых и Собакевичей. Уже
современники Г. живо ощущали этот контраст, соотнося название поэмы «Мертвые души»
с ее идейным содержанием. Сатирич. направленность сочеталась у Г. с высокой
патетикой, достигшей особого звучания в лирич. отступлениях — раздумьях о
судьбе родины, о назначении «комического писателя» и др. Однако уже в 1-м т.
«Мертвых душ» в намеке на будущее исправление Чичикова (гл. XI) давала себя
знать противоречивость общего замысла Г. Во 2-м т. эта противоречивость резко
усилилась. В произв. также присутствовали реалистически полнокровные образы,
непосредственно продолжавшие галерею сатирич. типов первого тома. В противовес
им Г. пытался вывести идеальных героев — помещиков, чиновников и купцов
(Костанжогло, откупщик Муразов и др.), к-рые должны были олицетворять здоровые
силы рус. народа. Эти образы состояли в непосредств. родстве с идеями, развиваемыми
Г. в «Выбранных местах...», и отличались глубокой внутр. противоречивостью и
фальшью.
Творения Г., обнажившие социальные пороки
царской России, составили одно из важнейших звеньев становления рус. критич.
реализма. Никогда прежде в России взор сатирика не проникал так глубоко в
повседневное, в будничную сторону социальной жизни общества. Гоголевский комизм
— это комизм устоявшегося, ежедневного, обретшего силу привычки, комизм
«мелочной жизни», к-рому сатирик придал огромный обобщающий смысл. После сатиры
классицизма и Просвещения творчество Г. явилось одной из важнейших вех новой
реалистич. сатиры. Значение Г. для рус. лит-ры было огромно. «С появлением
Гоголя литература наша исключительно обратилась к русской жизни, к русской
действительности» (Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 9, 1955,
с. 438). «Гоголевским периодом» назвал Н. Г. Чернышевский последующее развитие
рус. лит-ры. По определению Чернышевского, Г. явился основателем
«...сатирического — или, как справедливее будет назвать его, критического
направления» (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 18). Сильное влияние оказал Г.
на творчество Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А.
Гончарова, А. И. Герцена, Д. В. Григоровича и М. Е. Салтыкова-Щедрина, прямого
преемника сатиры Г. Драматургия Г. проложила путь пьесам А. Н. Островского, И.
С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, а в сов. лит-ре — комедиям В. В.
Маяковского.
Литературная матрица.Том 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий