15 августа 2012

О школьном образовании не только в Германии

Вчера мне на глаза попалась  статья-письмо «О школьном образовании в Германии».  Материал  показался не просто интересным, а очень интересным. Как видно из рейтинга популярных сообщений в моем блоге, не мне одной.  Читателей этого  письма с каждым часом становится всё больше и больше.
Письмо Олегу Смолину, депутату Госдумы,  первому зампреду Комитета по образованию (о других должностях этого  человека здесь),  написал бывший наш соотечественник,  живущий в Германии, Александр Альтер.  Письмо о том, как в этой  европейской стране из способных детей за несколько лет в школах делают маугли. Приведу  цитаты  из письма, особенно меня поразившие.
 «Выпускники этой гимназии, может быть, кроме языков, не знают практически ничего – ни математики, ни физики, ни химии, ни биологии, -- НИЧЕГО. О литературе я вообще не говорю – как предмета ее в школе нет».
Александр Альтер  перечисляет, чему не учат в  немецких школах и что очень активно культивируют: псевдосвободу, псевдодемократичность, правомерность гомосексуальных связей, ранний секс, доносительство, лень, отсутствие ответственности.
«Школа здесь – не образовательное учреждение, а место работы чиновников–учителей. Учителя большей частью не обладают педагогическими навыками, не любят детей, не знают свои дисциплины. Они знают только свои права – зарплата, отпуск, больничный».
Вот вам и хваленая западная система образования!  Сам собой встаёт вопрос: так ли уж нам надо догонять в этом  Европу? И другие вопросы… Почему мы  массу сил и средств  тратим на то, чтобы перенять у других не просто плохое – вредное, разрушительное? Почему не ценим и не развиваем  нравственное, духовное – значит полезное и рациональное? Почему у нас в загоне УЧИТЕЛЯ – подвижники, бессребреники, человеколюбцы и альтруисты? А наши западные, такие вот, с позволения  сказать,  коллеги живут припеваючи? Почему – вы, наверное, ещё продолжите этот ряд .
…Сердце заболело от всех этих вопросов.

По жизни

В одном из недавних постов я поместила статью из Словаря модных слов под названием "Фиолетово". И она вызвала неожиданный резонанс. О "фиолетове" прочитали и написали комментарии. Видно, в речи это слово обосновалось крепко и поэтому читатели не остались равнодушными. Даже прокомментировали сообщение. Это меня обрадовало. Сегодня ещё об одном заметном  нынче в языке слове-выражении  -- по жизни.
Выражение не самое изысканное, но есть в нём некоторая сермяжная правда. Оно иногда помогает вскрыть противоречие между мнимостью и сущностью. Иной публичный человечек у нас "по имиджу" -- страдалец за общее дело, а  "по жизни" эгоцентрик и гедонист. Или в литературе  у нас немало таких, кто по должности  связан с высокой словесностью, но сам в ней смыслит очень мало, поскольку "по жизни" предпочитает потреблять Маринину и Устинову.

А22: знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал искусные изделия новгородских ремесленников.
1) 1, 2, 3, 4, 5                  2) 1, 2                           3) 3, 4, 5                        4) 1, 3 
Для выполнения данной части экзаменационной работы экзаменуемым необходимо помнить о пунктуации в предложениях с вводными словами и предложениями, а также с обращениями. 
Для справок 
Обращение – особая синтаксическая единица, обозначающая лицо или олицетворённый предмет, к которому обращается со своим высказыванием (вопросом, просьбой) говорящий: Андрей, подскажи номер телефона Дмитрия. – Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (из песни). В роли обращения могут выступать распространённые или нераспространённые имена существительные (примеры выше), прилагательные или причастия, употребляемые в значении существительного: Молодые, будьте счастливы! – Вернись, меня покинувшая, умоляю! Иногда в разговорной речи в качестве обращений выступают личные местоимения 2-го лица (ты, вы): Эй, вы! Оставьте малыша в покое! Обращения выделяются с помощью запятых и восклицательного знака в зависимости от того, в какой части предложения они находятся, и от их эмоциональной окраски.

14 августа 2012

"Выпускники этой гимназии, может быть, кроме языков, не знают практически ничего – ни математики, ни физики, ни химии, ни биологии, НИЧЕГО"

Александр Альтер, Берлин 
О школьном образовании в Германии
Письмо Олегу Смолину
Пару слов о себе. 
Я родился в 1956 году в Москве, где окончил десятилетку (английскую спецшколу в районе метро Аэропорт), поступил на факультет двигателей МАИ, который закончил в 1979 году. Все годы был Ленинским стипендиатом. Еще будучи студентом ездил по школам и рассказывал об институте, об авиационно-космической технике, выступать перед аудиторией начал довольно рано. В 1983 году защитил диссертацию по экономике. После этого преподавал и занимался научной работой в течение 10 лет. Я преподавал как непосредственно в МАИ, так и на московских авиационных предприятиях (в рамках специальной программы по подготовке линейных руководителей), а также в Арзамасе, где был тогда филиал МАИ. Я читал лекции для потоков в 300–400 человек и вел семинарские занятия для групп в 10–20 человек.
Это я все пишу для того, чтобы было понятно, что о преподавании я некоторое представление имею. Сами знаете, преподаватели тогда получали очень хорошие деньги, все было замечательно, карьера моя шла стремительноо вверх. Я выучил японский язык, занимался переводами. Затем – перестройка, обстановка очень изменилась. Практически все молодые преподаватели и сотрудники, которые были на что-то способны, из стен института ушли. Ушел, скрепя сердце, и я. Организовал свой кооператив – группа ведущих программистов из ВЦ Академии наук разрабатывала программное обеспечение, которые мы пытались продавать. Очень больших денег не заработал, но ощущение свободы было. Затем – предательство. Оказался почти на мели. В 1993 году уехал на ПМЖ в Германию. Хотел закончить бизнес школу и приехать работать в Москву. Не получилось. Не бедствую, но профессиональная карьера не состоялась. Все. О себе закончил. Теперь по сути вопроса.
Моя единственная дочь родилась в 1995 году в Германии и в этом году заканчивает одну из лучших государственных гимназий Берлина. Она говорит по-немецки и по-русски. У нас строго – в семье – только по-русски. Кроме того, она многие годы посещает занятия по русскому языку. В школе учила английский, французский и немного латынь.
Когда она была еще совсем ребенком, тесты показывали ее особую одаренность, в частности – в области математики.
Через несколько дней – выпускной вечер. Я жду его – не дождусь, чтобы подойти к директору и выразить ему свое искреннее «восхищение». «Восхищение» системой образования в Германии, «восхищение» им лично и учителями гимназии, которые из способных детей всего за несколько лет сделали «маугли».
Выпускники этой гимназии, может быть кроме языков, не знают практически ничего – ни математики, ни физики, ни химии, ни биологии, НИЧЕГО. О литературе я вообще не говорю – как предмета ее в школе нет. Школа здесь – не образовательное учреждение, а место работы чиновников–учителей.
История -- учительница жизни 
Цицерон

Было и такое...

В этот день 1946 года Центральный комитет ВКП(б) принял постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград". 
В нем подверглись критике ряд писателей, которые, по мнению авторов документа, "тянули советскую литературу в болото безыдейности, беспринципности, формализма, низкопоклонства перед гниющей, упадочной буржуазной культурой". Также было принято решение прекратить "доступ в журнал произведениям Зощенко, Ахматовой и (как было сказано) им подобным". 

Декрет об обязательном начальном образовании

14 августа 14 августа 1930 года Совнарком СССР принял декрет об обязательном начальном образовании. Таким образом, в Советском Союзе с сентября 1930 года было введено повсеместное всеобщее обязательное обучение детей в возрасте 8-10 лет. Сначала обязательной была 1-я ступень (это 4 класса), но уже в 1931 году в промышленных городах и рабочих поселках была введена семилетка (2-я ступень), а с 1932 года - десятилетка. Источник здесь

13 августа 2012

А21: знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства)

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.
1) 1                                2) 2, 4                             3) 1, 3                              4) 1, 4
В данной части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку несколько лет подряд предлагаются задания на знание экзаменуемыми пунктуационных правил при причастных и деепричастных оборотах.
                                                              Теория
Причастие – это особая форма глагола, обозначающая действие, но представляющая его в виде признака предмета. Ему свойственны грамматические категории и глагола и имени прилагательного (рисующий – настоящее время, несовершенный вид, в форме единственного числа, мужского рода).

12 августа 2012

О заимствованиях: язык не терпит излишеств

Русский язык заимствует слова из других языков не хаотично, а по определённым законам.
Одна из важных закономерностей заключается в том, что язык не терпит излишеств. Если слово с подобным значением имеется в языке, то заимствование либо исчезает, либо приобретает новое значение или оттенок. Возьмём слово дискуссия. В русском языке есть слово спор, но оно не вытесняет заимствованную дискуссию: это слово приобрело новые оттенки. Дискуссией мы называем обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати. Подобные обсуждения, как правило, касаются  научных и общественно важных проблем. Но если дети поспорили в песочнице, чей это совочек, такой спор мы дискуссией не назовём.

11 августа 2012

Проект "Шире круг": встреча вторая

В Интернет-гостиной блога Ассоциация участников конкурса "Учитель года города Краснодара" сегодня новая гостья. Это библиотекарь и страстный блогер Сажие Сеитовна Мусаева. Ссылка 

Августовские розы

Августовские розы
«Августовские розы» на Яндекс.Фотках
Очень радуют в августе розы, которые достигли пика своего цветения!

Ещё о цветах и прилагательных

Франция  издавна славилась как страна виноделов. Особую популярность приобрело красное вино, которое называлось бордо. Когда хотели сказать, что ткань имеет глубокий тёмно-красный оттенок, говорили, что ткань цвета бордо.
В русском языке это слово сначала было неизменяемым. Затем его стали употреблять с суффиксом -ов-. Так получилось прилагательное бордовый.
Подобным образом в русском языке возникли прилагательные оранжевый, бежевый и фиолетовый.

Viola значит "фиалка"

Могу предположить, что читателей интересуют публикации о новых, модных словах из словаря модных слов, автором которого является доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ Владимир Новиков.  Статьи этого необычного словаря, несомненно, интересны. Однако комментариев к постам о модных словечках я не ждала.  А вот получила: на статью о слове "фиолетово" здесь
Добавляю сведения об этимологии слова  фиолетовый.
В латинском языке есть красивое слово  viola, которое означало "фиалка". Оно попало в немецкий и французский языки и там немного изменилось, стало обозначать  не только цветок, но и цвет этого цветка.
В русском языке не было особого слова для обозначения фиалкового цвета, поэтому произошло заимствование. В нашем языке появилось слово фиолетовый.

10 августа 2012

А20: пунктуация в простом и сложном предложении

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Несмотря на то, что сама тематика данного типа заданий ЕГЭ заявлена довольно громко, анализ самих контрольно-измерительных материалов за несколько последних лет показал, что в данном блоке встречаются задания по пунктуации простого предложения, осложнённого однородным рядом, и сложносочинённого предложения с соединительным союзом.
Теория
В сложносочинённых предложениях между простыми предложениями в его составе при любых союзах (в том числе, перед союзом и) ставятся запятые. Запятые не ставятся: (1) если эти простые предложения, соединённые союзом и, относятся к одному общему для них главному предложению или, напротив, (2) они имеют общее для них придаточное предложение.