Теория к заданию №5 ЕГЭ по русскому языку

Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, в котором даются примеры их употребления; для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. Например, рассмотрим пару «невежа – невежда». Первое слово обозначает невоспитанного человека, а второе – малообразованного.

Составим предложения:

  1. Тот мужчина грубит и вообще ведет себя как невежа.
  2. Я считаю себя абсолютным невеждой в области геометрии.

Как видно, значения этих слов абсолютно разные.  При возникновении сложностей в выполнении задания, которое заключается в нахождении неверно употребленного паронима, можно попробовать подобрать к нему синонимы.

Важно! Своё значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре. Запоминать лучше в контексте. Например: искусный оратор – искусственный мех. На основе таких примеров вы сможете понять, правильно ли использован пароним в предложенном фрагменте.

Алгоритм выполнения задания № 4 ЕГЭ:

  1. Внимательно прочитайте все предложения.
  2. Подберите к выделенным словам (паронимам) их пары (например, болотистый – болотный). Вспомните значения каждого из слов паронимической пары. При замене паронима его парой предложение утратило смысл? Если да, то ответ верный.
  3. Отбросьте те варианты, которые не требуют замены паронима. Выберите только тот вариант, в котором пароним нужно исправить.
  4. Найдите ошибку и запишите в ответ исправленный вариант паронима.
Словарь паронимов для ЕГЭ по Русскому языку ссылка